Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | RSS | Рубрикатор |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
        » Table tennis world №218 (2010/12) китайский журнал ...
Популярные спортивные игры » Психология спорта
 

 
 

ТРЕНЕР: СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИИ

19 мая 2011 | Автор: Су-27  | Просмотров: 4172 |



ТРЕНЕР: СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИИ


ТРЕНЕР: СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИИ


Прошли времена, когда целеустремленное, серьезное отношение игроков к тренировкам возникало стихийно. Сейчас этот процесс зависит в основном от профессиональных умений и знаний тренера.

Личность наставника во всех видах спорта, в том числе и в игровых, является примером для подражания. Игроки сначала судят о тренере по его словам, но в конечном счете — по поступкам и словам. Именно поэтому тренер, на мой взгляд, не должен стремиться к успеху за счет форсирования подготовки своих подопечных, помня, что такой подход поставит под сомнение его профессиональные знания.
Подготовка чемпионов не должна являться основной целью тренера в работе с коллективом. Очень малая доля от общего числа воспитанников имеет шанс вырасти в высококвалифицированных игроков, а то и вовсе никто. Тренер нередко допускает ошибку, концентрируя все внимание на сильнейших игроках команды в ущерб другим. Подобное отношение быстро становится очевидным для остальных и приведет к тому, что от такого подхода будут страдать все ученики. Сильнейшие начинают чувствовать угнетающую тяжесть возложенного на их плечи, другие — деморализующее влияние внутреннего недовольства.

Подобно тому, как хорошая хозяйка способна превратить унылую квартиру в приятное место, куда с удовольствием возвращается семья после трудового дня, так и тренер может создать коллектив спортсменов, в котором они с радостью и интересом будут проводить по нескольку часов в день. Интерес тренера к каждому игроку должен быть очевидным и заключаться не только в знании объема выполняемых упражнений (поднятых за тренировку тонн металла, количества спринтерских отрезков, ударов или бросков по воротам), но и в знании их жизни — учебы в школе, ПТУ, техникуме, институте, занятий общественно полезным трудом, соблюдения режима дня. Тренер, которого спортсмен интересует только с точки зрения его спортивных успехов, добьется меньшего, чем тот, который проявляет подлинный интерес к всестороннему развитию игрока. Ни для кого не является секретом, что иногда спортсмены используются тренером в качестве средства для достижения его собственных целей. Эгоистические стремления такого рода рано или поздно будут поняты игроками, и это снизит их интерес к тренировочным занятиям.

Тренер — лидер своей команды. Он в первую очередь ответствен за создание и поддержание хорошего настроения в коллективе. Наверное, есть смысл придерживаться правил, которыми руководствовался один знаменитый тренер. Отправляясь на тренировку, он внушал себе постоянно, что идет на встречу с хорошими друзьями, которые ждут его, которым он сообщит что-то новое, ценное, интересное.

Понятно, что ни один тренер не может быть всегда в прекрасном расположении духа, но стремиться к этому следует. Он должен научиться скрывать от учеников свои неприятности. Если они все же случились, но тренер принял решение идти на тренировку, не стоит нести свои переживания игрокам. И не надо искать сочувствия у учеников. Психология игроков (особенно подростков) имеет специфическое свойство — в этом возрасте они преклоняются только перед победителями, перед сильными. Способность к состраданию приходит с возрастом. Игрокам всегда хочется видеть тренера волевым, энергичным человеком, на которого можно положиться и который способен помочь словом и делом в трудную минуту. Слабохарактерный, излишне эмоциональный тренер не в состоянии убедить подопечных в том, что они способны добиться успеха.

В коллективе всегда есть спортсмены, которые не вполне уверены в себе. Ни в коем случае нельзя унижать их достоинство суровыми словами. Игроки всегда хотят услышать от тренера оценку своих действий в тренировочных занятиях или соревнованиях. Делать это, как показывает практика, следует только на одной основе — справедливости, не оставляя без внимания ни одного игрока.
Тренер воздействует на своих воспитанников манерой говорить, умением держать себя, одеваться, спорить, смеяться. Можно предположить, что одежда или прическа не имеют такого уж большого значения, но, видимо, это не совсем так. Александру Заварову, например, когда он приехал в «Ювентус», сначала деликатно намекнули на то, что необходимо подстричься, а потом сказали, что туринский клуб не настолько беден, чтобы позволять своим футболистам появляться в общественных местах в джинсах. Тщательно, насколько мне известно, следят за одеждой своих игроков тренеры и руководители клубов НХЛ и НБА, причем тренеры всегда являют собой пример аккуратности и порядка.

Как показывает практический опыт работы многих тренеров, им далеко не безразлично, с кем они проводят занятия. Некоторые тренеры способны работать как с юными, так и со взрослыми спортсменами. Другие — только с юными, третьи — только со взрослыми. Встречаются наставники, у которых лучше получается работа с ребятами, у других — с девочками. Тренер должен разобраться, с кем бы он хотел работать. Понимаю, что об этом легче написать, чем осуществить в действительности, но стремиться к этому следует. В противном случае работа не будет в радость ни тренеру, ни тем, кто под его руководством занимается.

Есть готовящие спортсменов высокого класса тренеры, которые часто жалуются на то, что они годами не бывают в отпуске. Они никогда не поручают другим специалистам выполнение каких-либо дел, связанных с подготовкой и выступлением своих воспитанников на соревнованиях, так как уверены, что никто другой не сделает это так, как они. Эти тренеры, годами находясь на различного рода сборах, довольно часто мало внимания уделяют семьям, работают, как принято говорить в тренерской среде, «на износ», зарабатывают уйму болячек — гастриты, язвы, неврозы...
Встречаются, однако, и тренеры, которые не «горят» на работе, которых мало интересуют спортивные достижения воспитанников, тренеры, работающие «от сих до сих».
Не буду ставить вопрос, кто из этих тренеров не прав по отношению к своей профессии. Скажу лишь, что у них разные жизненные цели. И те, кто у них тренируется, прекрасно это чувствуют.

В настоящее время тренер по игровым видам спорта должен обладать хорошими профессиональными знаниями по методике спортивной тренировки, по технике и тактике вида, по физиологии, биохимии, биомеханике, спортивной методике, по психологии и педагогике и неплохо разбираться, на мой взгляд, даже в математике, физике и компьютерной технике. Но прежде всего, конечно же, он должен досконально разбираться в деле, которым занимается. Известный педагог А. С. Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела. Полагаю, эти слова имеют самое непосредственное отношение и к тренерской деятельности.

Многие тренеры стремятся понять, какие они имеют достоинства и недостатки в профессиональных знаниях, стараются разобраться в достоинствах и недостатках своих личностных качеств, но не всегда знают, как это сделать. Мне представляется, сделать это несложно. Надо только честно ответить на вопросы, приведенные ниже:
  1. Использую ли я в своем виде спорта нетрадиционные методы тренировок?
  2. Знаю ли я достоинства и недостатки каждого метода тренировки, который применяется в подготовке команды?
  3. Изучаю ли я специальную литературу по тренировке спортсменов в неигровых видах спорта?
  4. Веду ли я специальный журнал по усвоению технических приемов игроками?
  5. Ясно ли я понимаю задачи каждой тренировки?
  6. Люблю ли я отвечать на каверзные вопросы игроков?
  7. Формирую ли я у игроков правильное отношение к труду и учебе?
  8. Умею ли я находить причины своих ошибок в поведении?
  9. Часто ли я отсутствую на тренировочных занятиях?
  10. Делаю ли я команду своим помощником в учебно-тренировочном процессе?

Проанализируйте свои ответы на вопросы. Не надо сильно огорчаться, если найдете у себя много недостатков как в профессиональных знаниях, так и в личностных качествах. Кто их не имеет! Но сделайте для себя правильные выводы и наметьте пути устранения пробелов.

Тренер, который не на словах, а на деле занимается воспитательным процессом, должен, на мой взгляд, уметь расположить каждого игрока команды к себе. «Доброе слово — лечит, а злое — калечит».

Отношение к ученикам должно быть искренним, при котором тренерский интерес к ним определяется не только чисто профессиональными обязанностями, а прежде всего — человеческими качествами.
Необходимо даже при самых неприятных ситуациях оставаться самим собой. Ситуаций же таких в тренерской практике бывает предостаточно. Если вы искренне разозлитесь, «выйдете из себя», воспитанники поймут и простят. А вот притворства — ни в гневе, ни в изображаемой радости — они не прощают и фальшь чуют за версту.
Если тренер считает, что в создании дружного коллектива значительную роль сыграла его личность, то тем самым он умаляет вклад в это игроков команды и других людей.

Я часто спрашивал у спортсменов разных поколений, каким им видится тренер, которому хотелось бы подражать. Юные в подавляющем большинстве отвечали: добрым и красивым. Ребята постарше: справедливым. Взрослые: справедливым, добрым и умным. Итак, ученики хотят иметь доброго, красивого, справедливого и умного тренера.


Анатолий ЯКИМОВ,
кандидат педагогических наук,
доцент МОГИФК

Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста.


 

Рейтинг новости:
 (голосов: 2)


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме

Комментарии (1)

  #1 написал: Avaev (19 мая 2011 19:01)  
 
Оченно доходчиво!


--------------------
 
   
 

Добавление комментария

 

Информация

  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис, 1966 настольный теннис, 2011 настольный теннис, 2012 настольный теннис, 2013 настольный теннис, Table Tennis, Table tennis world, Алексей Ливенцов, Альгимантас Саунорис, Анатолий Амелин, Анатолий Строкатов, Андрей Мазунов, Большой теннис, Валентин Иванов, Валентин Команов, Валентина Попова, Виктор Шергин, Владимир Воробьев, Владимир Мирский, Геннадий Аверин, Зоя Руднова, Ксения Туленкова, Лайма Балайшите, Максим Шмырев, Настольный теннис РЕВЮ, ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ, Римас Пашкявичус, Роман Аваев, СССР настольный теннис, Саркис Сархаян, Сборная СССР по настольному теннису, Светлана Гринберг, Станислав Гомозков, ФНТР, Флюра Булатова, Шпрах, Эвелин Лесталь, Эдуард Фримерман, Юлия Прохорова, Яна Носкова, журнал настольный теннис, кинограмма, книга настольный теннис, настольный теннис, подачи в настольном теннисе, психология спорта, сборная России по настольному теннису, техника настольного тенниса, чемпионат СССР по настольному теннису, юмор настольный теннис

Показать все теги

^вверх^