Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | RSS | Рубрикатор |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
        » НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС информационно-методическая газет ...
Популярные спортивные игры » Философия спорта
 

 
 

ЧЕМ ОБЪЯСНИТЬ ПАРАДОКСЫ?

27 февраля 2012 | Автор: Су-27  | Просмотров: 2525 |

      »  футбол


ЧЕМ ОБЪЯСНИТЬ ПАРАДОКСЫ?


Почему далеко не всегда умеют даже несомненно талантливые футболисты показывать в полной мере свое спортивное мастерство? Почему в этом виде спорта гораздо чаще, чем во многих других, случается, что победа достается спортсменам, которые рассматриваются до начала матча как менее сильные? Можно с уверенностью сказать, что вопрос этот занимал любителей футбола на протяжении всей его истории. Актуален он и по сей день. При анализе каждого из таких парадоксов удается, конечно, докопаться до причин его возникновения. Но как бы ни изучали их игроки и тренеры, как бы ни спорили зрители о средствах их предотвращения, они все же продолжают оставаться характерными для футбола.
Сам по себе этот факт для читателей не нов, и о нем, вероятно, не стоило бы и упоминать, если не ставить перед собой задачу разобраться, почему это так часто бывает именно в футболе.

Начнем с примера. Если каждый из участников забега на ту или иную дистанцию к моменту старта пребывает в оптимальном для себя состоянии здоровья и тренированности, а в организме нет следов усталости, если он не опоздает принять старт, не споткнется и не упадет, то одолеет дистанцию настолько быстро, насколько он вообще способен это сделать. При этом никто из соперников не может (по крайней мере, не имеет права) ему помешать.
Вполне закономерно, что к финишу первым придет самый быстрый, если он к тому же, преодолевая дистанцию, не допустит тактического просчета. Так бывает и на водной, и на ледяной дорожке, и в фигурном катании, и в гимнастике, и во многих других видах спорта, где соперники не вступают в непосредственный контакт, противоборствуя друг с другом.

У футболистов в этом отношении дела обстоят как раз наоборот. В ходе матча соперники оказывают постоянное сопротивление друг другу, причем правила игры допускают даже некоторые виды толчков. При этом теснота на поле такая (примите здесь во внимание количество участников), что более быстроногим и техничным игрокам, что называется, некуда бежать и негде «поиграть» мячом. А как скинуть со счетов продолжительность встречи (от полутора до двух часов) и, наконец, величину числа приемов, которые применяют соревнующиеся в ходе борьбы за победу? Конечно, вероятность ошибок при этом возрастает. Бывает достаточно оплошности лишь одного игрока, чтобы команда, переигрывавшая по ходу встречи соперника, потерпела поражение. Как это ни печально, просчеты допускают порой и выдающиеся игроки, притом блестяще выступавшие именно в той игре, в которой совершают свою подчас роковую ошибку.
Небольшой срок отделяет нас от мексиканского чемпионата мира, который позволяет вспомнить немало примеров такого рода.
В игре с испанцами отличный игрок сборной Дании Еспер Ольсен, имея полную возможность направить мяч вперед, вдруг непонятно для чего с фланга адресует его своему вратарю. Делает он это так неточно, что мяч подхватывает соперник и посылает его в покинутые голкипером ворота. Это привело к тому, что великолепная игра датской команды стала заметно ухудшаться, а игра испанцев — быстрая, настойчивая, но до этого мига бесплодная, обрела новую окраску. Их действия стали осмысленнее и увереннее, и в результате — убедительная победа, которой могла бы и не быть, не допусти Ольсен такой обидной ошибки.

Разве можно считать допустимым, чтобы такой мастер ударов по воротам из невероятно трудных положений, как француз Мишель Платини, послал мяч выше ворот, выполняя пенальти в решающий момент борьбы за право попасть в 1/4 финала чемпионата мира! А сколько было в Мексике чистых выходов один на один с вратарями, проигранных не из-за исключительного умения голкиперов (хотя встречалось и такое), а из-за явной оплошности владевших мячом! И разве скромные турнирные результаты так хорошо игравших на этом первенстве команд Бразилии, Дании и СССР не связаны с непростительными и непонятно почему допущенными ошибками, приведшими к тому, что каждая из них заняла место ниже того, которого она достойна?
Проигрыш бразильцев из-за пенальти, не реализованного таким мастером, как Сократес, потеря датчанами права на дальнейшее ведение борьбы за медали после уже упомянутой ошибки Ольсена, грубые просчеты наших защитников в злополучном матче с бельгийцами (это при том, что во всех предыдущих играх их действия заслужили самой высокой оценки)... Не случайно ведь специалисты назвали этот турнир полным сенсаций и сюрпризов. Футбольные парадоксы, таким образом, продолжают жить, время от времени напоминая нам о непредсказуемости как содержания каждого футбольного сражения, так и его исхода.

Конечно, можно считать это недостойным больших мастеров игры. Можно упрекнуть их в неумении тщательно готовиться к каждому поединку, говорить о том, что они уступают спортсменам других видов спорта, которые стабильнее демонстрируют высший уровень своего мастерства. Но при всем этом нужно прежде всего учитывать упомянутую уже специфику противоборства футболистов, влияющую на возможность проявления стабильности. Даже большой умелец сильно и точно бить по воротам, не раз радовавший этим своих поклонников, может в пылу борьбы поставить опорную ногу чуть-чуть дальше от мяча, чем это нужно, и вот уже мяч полетел не туда, куда был взят прицел. Конечно, чаще это происходит на поле, в ходе горячих схваток, но и при пробитии пенальти, когда все можно не торопясь рассчитать, такое тоже бывает. Тут уж, видимо, игроки становятся жертвами своего волнения, неумения взять себя в руки и сосредоточиться на выполнении удара.

В конце 40-х годов один известный советский композитор написал в отдел футбола Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта письмо, в котором недоумевал, почему прославленные мастера футбола, в отличие от больших мастеров искусства (в частности, музыкального), не всегда достойно выступают перед зрительской аудиторией. «Присутствую, — писал композитор, — на играх своей любимой команды, любуюсь мастерством ее футболистов. Однако та же команда в некоторых матчах играет настолько плохо, что и смотреть не хочется. В музыкальном искусстве такого не бывает. Если на сцену выходит известный музыкант, он в своем исполнительском мастерстве никогда не опускается ниже того уровня, который ему присущ и который его отличает от исполнителя менее высокого уровня. Футболисты же такое допускают. Видимо, у них недостаточно развито чувство ответственности перед зрителем и самим собой». Такое, считал автор, следует объяснить и недостаточно тщательной подготовкой каждого из спортсменов к любому выступлению.

Когда это письмо прочитал выдающийся футбольный тренер Борис Андреевич Аркадьев, он предложил ответить композитору, что претензии в отношении тщательности подготовки к каждой игре обоснованны и справедливы, но в то же время рекомендовал напомнить, что проводить строгую аналогию между музыкантом и футболистом не следует. Нужно учитывать, что исполнительская деятельность одних протекает без всяких помех со стороны. Никто ведь не толкает, скажем, пианиста под руку во время исполнения музыкальной пьесы! В то же время соперники на поле всегда мешают друг другу. Добавим при этом, что есть помехи, которые зритель не всегда умеет улавливать и учитывать.

Пусть у читателя не создается впечатление, будто эта тема избрана автором для того, чтобы оградить мастеров футбола от критики, изобразить дело так, будто все их промахи можно объяснить или даже оправдать спецификой футбольной игры. Любую попытку сделать это легко опровергнуть тем, что искусство игры в футбол, как раз и состоит в умении не просто управлять мячом, а виртуозно делать это в условиях активного сопротивления.
И как бы строго и требовательно ни подходили мы к оценке мастерства футболистов, эту специфику «активного сопротивления» не замечать мы не можем. В ней мы видим основную причину того, что ход многих матчей складывается вопреки прогнозам. Стоит ли грустить об этом? Да и какой зритель будет торчать на трибуне, зная заранее исход поединка? Прелесть футбола в том и состоит, что невозможно заранее предсказать результат той или иной встречи, нельзя сказать, пойдет или не пойдет игра у того или иного футболиста, никто не знает, кому и когда выпадет счастье забить долгожданный гол.
Такова уж она, полная неизвестности и знакомая всему миру игра — футбол. В этом секрет ее обаяния, ее притягательной силы для многих миллионов. Футбол каждый раз предоставляет нам счастливую возможность встретиться и с хорошо известным, и с предполагаемым, и с тем, что кажется до игры невероятным. Он никогда не оставляет нас равнодушными, присутствуем ли мы на игре или ожидаем очередной встречи с ней.


Борис ЦИРИК, заслуженный тренер РСФСР

Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста.


 

Рейтинг новости:
 (голосов: 2)


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме

Комментарии (2)

  #2 написал: Су-27 (29 февраля 2012 21:46)  
 
http://agalinsky.narod.ru/articles/cirik
.html


А философия вся нипочем и о всем сразу.
На основе этой статьи стал известен широким массам спортивный психолог Алексеев - циклом ответных публикаций


--------------------
 
   
  #1 написал: destroy11 (29 февраля 2012 05:09)  
 
статья ни о чём, и тренер чего Цирик?
 
   
 

Добавление комментария

 

Информация

  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис, 1966 настольный теннис, 1982 настольный теннис, 2011 настольный теннис, 2012 настольный теннис, 2013 настольный теннис, Table Tennis, Table tennis world, Алексей Ливенцов, Альгимантас Саунорис, Анатолий Амелин, Анатолий Строкатов, Андрей Мазунов, Большой теннис, Валентин Иванов, Валентин Команов, Валентина Попова, Виктор Шергин, Владимир Воробьев, Владимир Мирский, Геннадий Аверин, Зоя Руднова, Ксения Туленкова, Лайма Балайшите, Настольный теннис РЕВЮ, ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ, Римас Пашкявичус, Роман Аваев, СССР настольный теннис, Саркис Сархаян, Сборная СССР по настольному теннису, Светлана Гринберг, Станислав Гомозков, ФНТР, Флюра Булатова, Шпрах, Эвелин Лесталь, Эдуард Фримерман, Юлия Прохорова, Яна Носкова, журнал настольный теннис, кинограмма, книга настольный теннис, настольный теннис, подачи в настольном теннисе, психология спорта, сборная России по настольному теннису, техника настольного тенниса, чемпионат СССР по настольному теннису, юмор настольный теннис

Показать все теги

^вверх^