БЫСТРЫИ „ТОП-СПИН“
Известно, что в любой спортивной игре индивидуальные особенности выполнения основных технических приемов имеют важное, подчас решающее значение. При этом очень часто бывает так, что спортсмен выполняет тот или иной прием с отклонением от классического образца далеко не в лучшую сторону. Однако этот прием обычно бывает хорошо отработан, даже доведен до совершенства, поэтому для противников не очень высокого класса представляется грозным. В настольном теннисе примерами таких приемов могут быть различные «нестандартные» способы выполнения топ-спинов — с излишней работой кисти в ущерб движениям руки и корпуса спортсмена.
Вместе с тем индивидуальные особенности выполнения приема могут быть и столь оригинальными, что ничуть не уступают общепризнанным. Иногда это приводит к появлению новых приемов.
Этот прием или новая техника его исполнения будут в дальнейшем браться на вооружение другими спортсменами, но, пока этого не случилось, применяющий его, так сказать основоположник, имеет преимущество перед остальными. Достаточно вспомнить, что когда японские спортсмены в поисках усиления вращения мяча пришли к топ-спину, то они получили новое и грозное оружие, которое только по истечении определенного времени появилось у соперников.
Примером изменения техники выполнения уже известного удара может служить постепенное изменение структуры движения при выполнении того же топ-спина. От игры боком к столу перешли к игре вполоборота с добавлением разворота корпуса перед ударом. Если мяч раньше били сбоку, то потом стали бить впереди -сбоку. Вместо движения руки только вверх стали все чаще использовать движение вверх-вперед, что привело к появлению топ-спинов с более низкой траекторией и большей скоро-
стью полета мяча — быстрых топ-спинов.
На рисунках, выполненных по кино-грамме Н. Хасегавы, как раз показана тренировка быстрого топ-спина из трех точек стола. Мы не будем подробно останавливаться на описании каждого рисунка, обратим внимание только на разворот корпуса в начале движения (рис. 1, 4, 7), на выбор точки удара и положение ног — это хорошо видно на рис. 2, — заключительное положение корпуса (рис. 3, 6, 9).
Говоря о совершенно четком индивидуальном выполнении топ-спина, необходимо еще остановиться на описании полета мяча при выполнении этого элемента. Мяч при верхнем вращении оказывает неодинаковое сопротивление воздуху как верхней, так и нижней своей половиной.
Появляется действующая на мяч сила, направленная из области повышенного давления (расположенная выше мяча) в область пониженного давления (ниже мяча). Она вызывает изменение полета мяча, обеспечивает резкое снижение высоты его полета после прохождения над сеткой.
Здесь надо отметить, что лишь небольшое количество спортсменов, обычно весьма одаренных, обладает повышенным по сравнению с другими чувством мяча. В чем оно конкретно заключается, сформулировать трудно, но, упоребляя этот термин, имеют в виду, что игрок успевает очень быстро реагировать на трудные мячи, причем не просто отражать их, а направлять в неудобные места для противника. Такие игроки редко ошибаются и могут вновь и вновь вносить свои изменения в общепринятую последовательность выполнения комплекса движений, соответствующего данному приему. Эти изменения чаще всего приводят к упрощению структуры движения, что позволяет существенно повысить эффективность приема.
Следует обратить внимание на стартовую позицию Хасегавы (рис. 10, 11). Ноги согнуты в коленях, корпус подан чуть вперед, спина «мягкая». Это обеспечивает ему хорошие предпосылки для выполнения сильного топ-спина.
Анатолий АМЕЛИН, Лайма АМЕЛИНА, мастера спорта международного класса
Рейтинг новости:10 |
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. |