Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | RSS | Рубрикатор |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
        » Фотоистории из архивного сундука Владимира Мирског ...
Популярные спортивные игры » Теория спорта
 

 
 

Приборы объективного контроля

16 апреля 2015 | Автор: def  | Просмотров: 1214 |

      » 


Тренер творчески руководит многосторонним процессом обучения и подготовки спортсмена. Его педагогический опыт, наблюдательность, умение уловить тонкие детали спортивной техники и исправить ошибку — все это служит одной цели: помочь ученику достигнуть высокого мастерства.

Тренеру важно знать силу, быстроту, выносливость спортсмена, особенности его реакции на полет мяча и обстановку игры. Необходимо точно определять, от чего зависят ошибки ученика. Кроются ли причины той или иной ошибки только в неправильном движении, или ученик не успевает во-время сделать это движение? А может быть, ошибки возникают как следствие утомления? Причины могут быть самыми различными. Тренер должен уловить не только ошибки, но и распознать причины их возникновения.

Вовремя подсказанная деталь техники, предложение изменить темп или амплитуду движения могут заметно улучшить класс игры спортсмена. И очень часто тренер, следя за многообразными действиями ученика, указывает: «Быстрее!», «Сильнее!» А правильно ли это? Твердой уверенности в этом нет. Ведь тренер полагается только на свое чутье, на свой глаз.

Жизнь настоятельно требует оснащения тренера простыми и удобными приборами, позволяющими объективно оценивать и контролировать действия спортсмена.



Сила удара, высота и длительность прыжка, быстрота бега, скорость реакции — все, что характеризует усилия игрока, должно быть выражено в килограммах, долях секунды и других неоспоримых данных. Тогда тренер в обучении и тренировке сможет опираться на объективные показатели.

Конструированием и совершенствованием приборов объективного контроля занимается группа сотрудников Центрального научно-исследовательского института физической культуры во главе с заслуженным мастером спорта В. А. Абалаковым. Он и научные сотрудники 3. Д. Шмелева и В. Н. Пономарев разработали более ста новы« приборов в помощь тренеру. Среди них различные динамометры, динамографы, регистрирующие изменения горизонтальных и вертикальных усилий во времени, регистраторы изменения скорости, приборы для антропометрических и физиологических исследований, тренировочные и многие другие приборы и аппараты.

Многие приборы можно с большой пользой применять в тренировочных занятиях по спортивным играм. Так, с помощью игрового динамометра , регистрирующего в килограммах силу удара мячом, можно проследить, как развивается удар или сила броска у игрока. Футболист может, например, сравнить силу удара левой и правой ногой, установить лучшее расстояние для разбега при одиннадцатиметровом штрафном ударе и т. п.

Старший научный сотрудник института С. А. Савин, пользуясь динамометром, сравнивал силу удара у рядовых футболистов и мастеров. Он установил, что разница составляет около 500 кг (у мастера сила удара доходит до 1200 кг).

Постоянно сопоставляя свои ощущения при ударе с показаниями динамометра, игрок приучается точнее регулировать свои усилия.

Кандидат педагогических наук С. С. Грошенков, тренируя юных футболистов 545-й средней школы Москвы, пользовался динамометром, чтобы проследить, как в процессе занятий развивается у них сила удара. Оказалось, что первоначально сила удара серединой подъема составляла у игроков от 270 до 420 кг, а сила удара внутренней стороной стопы — от 200 до 250 кг. В результате тренировок в течение одного сезона сила удара у большинства футболистов увеличилась на 50—70 кг.

Другой прибор — прыжковый динамограф — регистрирует вертикальные и горизонтальные усилия в прыжках и протекание их во времени. Анализируя данные, полученные с помощью прибора, спортсмен и его тренер получают ясную картину .того, как происходит толчок для прыжка, стало быть, они могут перестраивать толчок так, чтобы улучшить результат.

Заслуженный мастер спорта Д. М. Иоселиани пользовался динамографом в тренировке волейболистов. Он проследил, как развивается прыгучесть каждого волейболиста, и смог сделать выводы, на какие стороны техники прыжка нужно обратить внимание.

Иоселиани сравнивал особенности прыжка игроков разной квалификации. Он установил, что мастера спорта, обладающие хорошей прыгучестью, развивают при отталкивании значительно большие усилия за более короткий срок, чем новички.

Насколько резок старт игрока? Как быстро он набирает первоначальную скорость? Какова эта скорость и как она изменяется, например, на протяжении 5— 10—20 м? Все это позволяет выяснить универсальный спидограф, показывающий изменения скорости спортсмена по дистанции до 200 м .

Мастер спорта И. Н. Преображенский проследил, как развиваются у баскетболистов-юношей быстрота прыжка, вертикальные и горизонтальные усилия при толчке, а также стартовая скорость и быстрота бега на дистанции до 15 м. Для этого он пользовался прибором, определяющим время прыжка, динамографом и спидографом. Эти приборы дали возможность получить объективную картину развития быстроты и прыгучести у баскетболистов. Преображенский сделал выводы для тренировки и добился устранения отдельных недостатков у учеников.

Приборы объективного контроля


В учебно-тренировочных занятиях могут быть использованы и такие приборы, как спидометр, определяющий скорость полета спортивных снарядов (мячей, шайб и др.), измеритель скорости реакции . Разработаны приборы для определения высоты подскока, различные светоуказки для тренировки в точности ударов и бросков.

Интересен «ритмописец» . С его помощью можно выяснить способность спортсмена управлять сменой ритма и силы своих движений, сообразуясь с неожиданно изменяющейся обстановкой.

Прибор смонтирован в футляре с тремя окнами. В одном из них появляются сигналы, в другом помещена пружина, на которую нажимает спортсмен, отвечая на сигналы. Через третье окно ведется наблюдение за отклонением указателя силы нажима.

Сигналами служат сплошные и пунктирные линии, расположенные на одинаковом или различном расстоянии друг от друга. Линии нанесены на ленту, которая вращается на барабане. В окне они появляются в одинаковом или изменяющемся ритме.

Испытуемый должен нажимать на пружину в том же ритме, в каком появляются сигналы, и с силой, соответствующей характеру сигналов. Ритм и сила ответов записываются на ту же ленту. По этой записи тренер отчетливо может судить о характере и быстроте реакции спортсмена.

В спортивных играх, где сила, ритм и скорость действий игроков непрерывно изменяются, очень важно воспитывать в спортсмене способность мгновенно и правильно реагировать на эти изменения. Определяя с помощью прибора силу и скорость сложных реакций у спортсмена, тренер более уверенно руководит его воспитанием и тренировкой. Да и сам прибор может служить хорошим тренировочным средством. Когда игрок постоянно упражняется на приборе, его способность улавливать смену ритмов и значения сигналов улучшается.

Приборы конструкции В. А. Абалакова использовались более чем в 20 исследовательских работах. Около сорока тренеров и научных работников применяют их в тренировке и научных экспериментах. Практическая ценность их для тренеров и спортсменов исключительно велика. Однако новой аппаратуры мало. Имеющиеся экземпляры используются с предельной нагрузкой. Необходимо организовать массовое производство этих приборов, помогающих тренерам совершенствовать методы обучения и тренировки.

М. ПЕРЕЛЬМАН,

кандидат педагогических наук


 

Рейтинг новости:
 (голосов: 1)


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме

Комментарии (0)

 

Добавление комментария

 

Информация

  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис, 1966 настольный теннис, 2011 настольный теннис, 2012 настольный теннис, 2013 настольный теннис, Table Tennis, Table tennis world, Алексей Ливенцов, Альгимантас Саунорис, Анатолий Амелин, Анатолий Строкатов, Андрей Мазунов, Большой теннис, Бронислава Балайшене, Валентин Иванов, Валентин Команов, Валентина Попова, Виктор Шергин, Владимир Воробьев, Владимир Мирский, Геннадий Аверин, Зоя Руднова, Ксения Туленкова, Лайма Балайшите, Настольный теннис РЕВЮ, ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ, Римас Пашкявичус, Роман Аваев, СССР настольный теннис, Саркис Сархаян, Сборная СССР по настольному теннису, Светлана Гринберг, Станислав Гомозков, ФНТР, Флюра Булатова, Шпрах, Эвелин Лесталь, Эдуард Фримерман, Юлия Прохорова, Яна Носкова, журнал настольный теннис, кинограмма, книга настольный теннис, настольный теннис, подачи в настольном теннисе, психология спорта, сборная России по настольному теннису, техника настольного тенниса, чемпионат СССР по настольному теннису, юмор настольный теннис

Показать все теги

^вверх^