Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | RSS | Рубрикатор |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
        » Мир настольного тенниса №202 (08/2009) - китайский ...
Популярные спортивные игры » Настольный теннис СССР
 

 
 

Чемпионат СССР по настольному теннису 1960 г.

16 февраля 2016 | Автор: def  | Просмотров: 2231 |



ЧЕМПИОНАТ страны по настольному теннису 1960 г. (десятый по смету) начался необычно. Прежде чем взять в руки ракетки, все участники вышли на беговую дорожку и сектора для прыжков.
Современный настольный теннис далеко не «дамская игра», как ее кое-кто расценивал до последнего времени. Первоклассный теннисист должен обладать стартовой реакцией спринтера, быть ловким, находчивым, прыгучим, своеобразным теннисным вратарем. А для того, чтобы в матче наносить сотни сильных атакующих ударов, требуются еще выносливость и сила.


Конечно, и сама игра у стола развивает эти качества. Но только в некоторой мере! Для настоящей же всесторонней атлетической подготовки нужна помощь других видов спорта, главным образом легкой атлетики.
Вот почему с нынешнего года в программу всех важнейших состязаний по настольному теннису внесено специальное легкоатлетическое четырехборье. Оно состоит из пяти рывков на 30 м, прыжка в высоту с разбега, тройного прыжка с места, отжимания на руках от пола (для женщин) и подтягивания на перекладине (для мужчин).

Что же показали результаты четырехборья? К сожалению, слабую физическую подготовленность большинства участников чемпионата. Никто из мастеров не смог пробежать 30 метров быстрее 5 сек. Мастер спорта А. Акопян сумел преодолеть планку лишь на высоте 115 см, а мастер спорта Г. Гринберг не взял и этой высоты. Мастер спорта И. Саар пробежала 30 м за 6,9 сек. (!) и не смогла прыгнуть выше 95 см.
Можно теперь с уверенностью сказать, что слабая физическая подготовленность теннисистов — тормоз, препятствующий движению вперед. Без борьбы за усиление атлетических качеств наших теннисистов нечего и думать о высоком международном классе.



Чемпионат СССР по настольному теннису 1960 г.



МЫ ОШИБАЛИСЬ
Еще недавно, лет 5—6 назад, мы считали основой успеха широко распространенный в Европе «позиционный» стиль игры — точную плассировку мяча в сочетании с единичными атакующими ударами. Мы полагали также, что появление
молодых спортсменов, которые к 21—23 годам могли бы достичь высокого мастерства, обеспечит планомерную замену старых мастеров и дальнейшее повышение класса игры.
Мы ошибались. Сейчас это совершенно ясно. Игра азиатских спортсменов (японских и китайских), добившихся поистине поразительных успехов в международных состязаниях, показала, что только умение овладеть инициативой с первого же мяча, смелый атакующий стиль могут принести настоящий успех.
Ясно стало и другое. Не в 21—23 года спортсмен может стать мастером настольного тенниса, а гораздо раньше — в 16—18 лет. Только тогда можно рассчитывать на значительные международные успехи.
Киевский чемпионат подтверждает эти выводы.

На состязаниях можно было наблюдать две группы игроков, полярных друг другу по стилю. Одна состояла из известных опытных мастеров (Акопян, Балтакис, Куньшина, Мяэ, Пайсярв и близкие им по игровой манере Гринберг, Саунорис, Меекса), предпочитающих вести игру в медленном темпе, подолгу готовящих атаку, осуществляемую чаще всего одиночными ударами. Другая группа — игроки, ведущие смелую атаку с первых же мячей и стремящиеся сразу же овладеть инициативой. В нее входит вся молодежь, вышедшая в финал во главе со своим лидером Г. Авериным, и несколько игроков старшего поколения — С. Захарян, Э. Лесталь, И. Саар и другие.

ПОСЛЕДНИЙ АРГУМЕНТ ВЫБИТ
Спор двух стилей на этом чемпионате носил принципиальный характер. И, пожалуй, еще никогда так наглядно не •проявлялось полное превосходство активного комбинационного стиля над позиционным. Дело тут не только в спортивных результатах, хотя и они характерны. Выдающаяся победа Г. Аверина, третье призовое место в женском парном разряде, занятое «ультранападающими» 14-летними девочками А. Косяки-ной с Украины и Т. Васильевой из Азербайджана, большой успех ветеранов настольного тенниса Э. Лесталь и И. Саар, заметно активизировавших и тем самым усиливших свою игру,— все это говорит о подлинном торжестве новых веяний. Все, даже упрямые скептики, воочию убедились, насколько игра этих спортсменов, а также Пашкявичуса, Заблоцки-са, юной А. Кондратайте, ярче, содержательней, интересней, чем игра представителей позиционного стиля.

Самой увлекательной была встреча Аверина с Пашкявичусом. Она прошла в головокружительной смена комбинаций и непрерывных атаках и контратаках. После этого поединка, оставившего у всех неизгладимое впечатление, было неприятно смотреть, как Акопян и Балтакис в течение часа и десяти минут делали все, чтобы усыпить зрителей. Это было поистине перекачиванием из пустого в порожнее. Мяч десятки раз высоко и тихо перелетал через сетку, приземляясь в центре стола, и каждый из противников терпеливо ждал лишь ошибки партнера. Как досадно было этим мастерам — участникам четвертьфинального матча, когда разочарованные зрителе переместились к другому столу, г до играла «утешительную» встречу юная Косякина.
Да. трудно сейчас приходится игрокам позиционного, защитного стиля. Нелегко и их тренерам, которые долгие годы были приверженцами различных «теорий» о преимуществах позиционной игры Раньше в ответ на упреки в бесцветности игры приверженцы позиционного стиля говорили: «Да, но мы побеждаем, а это в спорте главное». Ныне и этот аргумент у них выбит решительно и бесповоротно! Позиционный стиль обречен. В этом большое принципиальное значение нынешнего чемпионата СССР.

Другой важный итог чемпионата — резкое омоложение ведущей группы теннисистов. Большая группа юных спортсменов, доселе не добиравшаяся до больших спортивных высот, сделала на чемпионате в Киеве уверенную заявку на будущее. Из 16 теннисисток — участниц финального розыгрыша — пятерым не было 18 лет. Важно и другое — география талантов. Мы как-то свыклись с тем, что новые молодые имена приходят только из Литвы и Эстонии. Теперь картина иная. Литва дала на сей раз лишь одно новое дарование — 18-летнюю А. Кондратайте из Паневежиса, ученицу известного тренера В. Варякойса. Остальных же вырастили в Азербайджане (Т. Васильева), на Украине (А. Косякина), в Москве (С. Белоцерковская), Грузии (М. Кватадзе) и Ленинграде (Е. Бергман).


ВЫСОКАЯ ТЕХНИКА И ТАКТИЧЕСКАЯ НЕСМЫШЛЕННОСТЬ
Радуясь успехам молодежи, мы не можем закрывать глаза на недостаточно быстрый темп роста класса их игры (особенно у мальчиков). Непростительно медленно приближается наша молодежь к высшему классу мастерства. Из большой группы юношей-перворазрядников 15—18 лет, представляющих различные республики, никто и близко не подошел по мастерству к Аверину. Никто из способных девочек, кроме Лаймы Балайшите, не может сравниться с Раманаускайте.

Почему это происходит? Ведь в последние годы так много сделано для развития юношеского настольного тенниса! Думается, что работа со спортивной. сменой страдает некоторой однобокостью. Тренеры, занимаясь с юношами, главное внимание обращают на освоение различных технических приемов, в первую очередь атакующих ударов. Это хорошо. У ряда юных теннисистов «прорезался» такой сильный удар справа, что принять его подчас не могут даже ведущие мастера. Большинство юных спортсменов овладело и умением укорачивать мяч. Имеется у них довольно внушительный арсенал защитных действий. Кое-кто неплохо владеет и сложными подачами. Однако никого из этих молодых игроков нельзя назвать мастером в полном смысле слова.

Большинство этих юношей и девушек еще не научилось творчески, не по шаблону, подходить к турнирным встречам. Ведь сколько соперников, столько и тактических задач! А молодые игроки еще не умеют разработать тактический план поединка и, если появляется необходимость, решительно перестраиваться в ходе встречи. Как часто они бездумно идут на обмен ударами, не считаясь ни с игровой обстановкой, ни даже с тем, выполним ли в данной ситуации тот или иной удар.

Бывает и так. После проигрыша своего ученика тренер нередко заявляет: «Я ему говорил, как играть, а он не выполнил указаний. Вот и проиграл».
Эти слова, как прожектор, освещают существо дела. И оборачиваются они против самого тренера. Надо не натаскивать ученика «в пожарном порядке» перед встречей, а в процессе обучения терпеливо формировать у него творческое мышление, развивать игровую инициативу, поощрять самостоятельность.
Вспоминается одно из выступлений А. Косякиной. Способная девочка убедительно победила вторую теннисистку Москвы В. Кутакову. Но на следующий день, встретившись с Пайсярв, игроком более сильным и играющим в иной манере, Косякина оказалась беспомощной.

Она вела эту игру точно по такому же «рецепту», как и против Кутаковой, а нужен был совершенно иной план игры.
Нечто похожее произошло и с О. Жеребенковым из Молдавии. Он еще молод, но играет уже 7—8 лет. Пользуясь своим сильным ударом справа, Жеребенков вышел победителем в полуфинальном турнире на первенство страны, обыграв экс-чемпиона СССР Р. Пашкявичуса. А через 3—4 дня, в финале, Жеребенков легко проиграл более слабому противнику—X. Мяэ. Причина та же — игровой шаблон.
Можно ли рассчитывать на таких игроков в ответственных международных соревнованиях? Разумеется, нет. Сильный удар — еще не признак зрелого мастерства. Необходимо умело пользоваться своим техническим арсеналом.

Если маленькой Лайме Балайшите простительна неровность игры, то 17— 20-летним игрокам этого прощать нельзя. Между тем, нередко слышишь такой отзыв: «Да, он играет неровно, но это теннисист нападающего стиля, перспективный!» Хорошо, что девиз игрока — атака, но можно ли мириться с тем, что его наступательный порыв основан на стихии? Воспитание мыслящего спортсмена, не только владеющего комплексом технических приемов, но и умеющего ими толково пользоваться,— одна из самых насущных задач в воспитании нашей смены.

Медленные темпы роста мастерства объясняются еще и острой нехваткой квалифицированных тренеров. С каждым днем это ощущается все острее и острее. Ряды играющих в настольный теннис бурно растут. К началу 1960 года в нашей стране насчитывалось около 700 000 организованных теннисистов. Между тем, подготовкой инструкторов и тренеров никто до сих пор не занимается. А разве не могут помочь школы тренеров? Ведь готовят они тренеров по другим спортивным играм. Пора, наконец, предусмотреть в программах и учебных планах наших вузов и техникумов часы на элементарное ознакомление будущих педагогов физической культуры с настольным теннисом. Тогда молодые специалисты, выпускаемые нашими учебными заведениями, не будут выглядеть незнайками в глазах огромной массы молодежи, интересующейся этой увлекательной игрой.


МАЛО ГОЛОСОВАТЬ ЗА ХВАТКУ «ПЕРОМ»
На каждом крупном соревновании тренеры обмениваются мнениями по актуальным для данного вида спорта проблемам. Так было и в Киезе, на чемпионате по настольному теннису. Немало, например, спорили о правиле «20 секунд», о хватке «пером».
Пять лет назад для борьбы с процветавшей пассивной игрой было введено известное правило «20 секунд». Нынче ряды приверженцев «ка^ки» и «перекидки» сильно поредели. В связи с этим некоторые игроки и тренеры высказываются за отмену правила «20 секунд». Под это предложение даже подводится «теоретическая база». Говорят, что, мол, правило «20 секунд» не стимулирует атакующих действий. В доказательство называют теннисистов, преднамеренно добивающихся введения судьями правила «20 секунд», чтобы играть в позиционном стиле и добиваться выигрыша очка одиночными нападающими ударами.

Мы считаем отмену этого правила преждевременной. Хотя ряды «качальщиков» действительно поредели, но еще велик соблазн ухода в глухую оборону и возврата в трудную минуту к спасительной «перекидке», особенно у тех кто вкусил некогда этот пресный плод. Яркий тому пример —отборочные январские матчи между мастерами спорта А. Акопяном и Р. Пашкявичусом. Матчи проходили по международным правилам (правило «20 секунд» не вводилось) Поскольку победителю вручался билет на поездку в Софию, оба спортсмена решили не рисковать и развели нуднейший «кач», на который тошно было смотреть. Есть все основания полагать, что мы станем свидетелями значительного увеличения числа подобных матчей, если откажемся от правила «20 секунд». Это потянет нас назад. Срок службы этого правила еще не вышел.
Само по себе правило «20 секунд» не служит стимулом для остроатакующих действий, но оно властно побуждает игрока проводить одиночные нападающие удары, а такая манера игры явно предпочтительнее «кача».

О хватке «пером» в последнее время пишут и говорят много. Все сходятся на том, что хватка «пером» стимулирует активную игру, способствует росту мастерства и что играющим «по-европейски» полезно встречаться с «азиатами». Но дальше разговоров дело, к сожалению, не идет. Из 160 участников всесоюзного чемпионата лишь одна спортсменка играла «пером». С консерватизмом тренеров, голосующих на совещаниях за культивирование хватки «пером», а на деле игнорирующих азиатскую хватку, надо повести борьбу.
Хватка «пером», несомненно, послужит дальнейшему прогрессу нашего настольного тенниса. И эту хватку следуе: внедрять более настойчиво, чем это делалось до сих пор.

А. БАРАНОВ, В. КОЛЛЕГОРСКИЙ, судьи всесоюзной категории
Киев




Новый чемпион СССР по настольному теннису в одиночной и парной (с Г. Гринбергом) играх 17-летний студент биологического факультета Московского университета Геннадий АверинНовый чемпион СССР по настольному теннису в одиночной и парной (с Г. Гринбергом) играх 17-летний студент биологического факультета Московского университета Геннадий Аверин

В пятый раз завоевала титул чемпионки страны эстонская спортсменка Эвелин Лесталь, бухгалтер по профессии. Еще одну победу она одержала в парных играх (с X. Песур).	Фото И. ШаинскогоВ пятый раз завоевала титул чемпионки страны эстонская спортсменка Эвелин Лесталь, бухгалтер по профессии. Еще одну победу она одержала в парных играх (с X. Песур). Фото И. Шаинского

Они подружились в Киеве, на чемпионате страны. Александра Косякина с Украины, эстонка Вайке Тырукэ, литовка Алдона Кондратайте, Таня Васильева из Азербайджана (слева направо) самые юные участницы чемпионата. Их объединяет горячая приверженность к остроатакующему стилю игры.Они подружились в Киеве, на чемпионате страны. Александра Косякина с Украины, эстонка Вайке Тырукэ, литовка Алдона Кондратайте, Таня Васильева из Азербайджана (слева направо) самые юные участницы чемпионата. Их объединяет горячая приверженность к остроатакующему стилю игры.


 

Рейтинг новости:
 (голосов: 5)


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме

Комментарии (1)

  #1 написал: ges (16 февраля 2016 16:57)  
 
700000 из 170000000 - это впечатляет. Соотношение как в Китае drinks
 
   
 

Добавление комментария

 

Информация

  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис, 1966 настольный теннис, 2011 настольный теннис, 2012 настольный теннис, 2013 настольный теннис, Table Tennis, Table tennis world, Алексей Ливенцов, Альгимантас Саунорис, Анатолий Амелин, Анатолий Строкатов, Андрей Мазунов, Большой теннис, Валентин Иванов, Валентин Команов, Валентина Попова, Виктор Шергин, Владимир Воробьев, Владимир Мирский, Владимир Самсонов, Геннадий Аверин, Зоя Руднова, Ксения Туленкова, Лайма Балайшите, Настольный теннис РЕВЮ, ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ, Римас Пашкявичус, Роман Аваев, СССР настольный теннис, Саркис Сархаян, Сборная СССР по настольному теннису, Светлана Гринберг, Станислав Гомозков, ФНТР, Флюра Булатова, Шпрах, Эвелин Лесталь, Эдуард Фримерман, Юлия Прохорова, Яна Носкова, журнал настольный теннис, кинограмма, книга настольный теннис, настольный теннис, подачи в настольном теннисе, психология спорта, сборная России по настольному теннису, техника настольного тенниса, чемпионат СССР по настольному теннису, юмор настольный теннис

Показать все теги

^вверх^