Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | Мобильная версия сайта |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
Популярные спортивные игры » Настольный теннис СССР » Человек или рекорды?
 

 
 

Человек или рекорды?

8 марта 2018 | Автор: Mirskiy Vladimir  | Просмотров: 2 321 |

      »  1962 настольный теннис, Михаил Витальевич Озеров, Владимир Мирский, тренер настольный теннис, тренер, Сборная СССР по настольному теннису


Человек или рекорды?


Человек или рекорды?



Впервые я пришел в секцию настольного тенниса общества «Спартак», когда мне было двенадцать лет. Высокий парень со значком «Мастер спорта» поднял меня на руки и воскликнул: «До чего же ты маленький!»
Впоследствии этот парень стал моим тренером. Он часто говорил: «Хочешь стать хорошим спортсменом—будь настоящим человеком». Тренер интересовался моими делами, познакомился с родителями, заходил к нам домой, в школу, где я учился.

Но, конечно же, прежде всего он стремился сделать из меня умелого спортсмена. Поэтому он, обычно простой и веселый, во время тренировок ста-
новился очень серьезным, требовательным, а порой даже сердитым. Сотни раз приходилось мне повторять одно и то же движение, разучивать одни и те же технические приемы. Это казалось очень скучным и нудным. А тренер невозмутимо говорил:
— Плохо, Миша, плохо. Работать надо, работать.

Встав на мое место, он показывал, как надо выполнять тот или иной прием. А иногда он даже кричал на меня. В такие минуты я ненавидел его. Но кончалась тренировка, и мы вместе шли домой, беседуя по дороге не только о спортивных, но и о моих школьных и комсомольских делах, о литературе, искусстве, жизни.
Позже мне доводилось встречаться с другими тренерами. И каждый из них оставлял свой след в сознании, хороший или разочаровывающий. Не сразу и не легко разбирался я в этих ощущениях. Но, разобравшись, хочу поделиться ими со всеми, кто уже надел майку с эмблемой какого-либо спортивного общества или собирается сделать это.


ТРЕНЕР — ПОЛКОВОДЕЦ В СПОРТЕ

Какова же роль тренера в спорте?
Ясно, что любой человек, даже считающий, что регби — это бег, прыжки и метание диска (мне однажды «посчастливилось» встретиться с таким), ответит: «Конечно, она очень велика. Тренер помогает людям стать сильными, учит их бегать, прыгать».
Но достаточно ли этого?
Как-то мне пришлось услышать выражение: «Тренер —это полководец».
Справедливо. В спорте полководец — тренер. На сборах и занятиях он заботливо подготавливает свою армию — команду к предстоящему сражению. В ходе битвы-соревнования он предугадывает маневр, противника, в нужную минуту бросает в бой резерв. И немало ума, расчета, смелости, выдержки нужно ему. От тренера в огромной степени зависит исход спортивной встречи.

Помните, весной этого года ленинградская команда СКА проиграла волейболистам ЦСКА. В ходе следующей встречи над ленинградцами опять нависла угроза поражения. Они проиграли две первых партии и уже не реагировали на потерю очередных очков, действовали пассивно, плохо двигались по площадке. Вдруг их тренер совершил на первый взгляд непонятный маневр: он заменил одного из сильнейших игроков в команде менее опытным и сильным.
И произошло чудо. Команда начала играть азартно, темпераментно, технично. Вот она отыграла подачу, потом сравняла счет, затем выиграла партию, вторую, третью, а в результате и встречу.
Позже тренер СКА объяснял: «Чтобы вывести команду из состояния транса, апатии, нужно было какое-то сильнодействующее средство, встряска, которая резко повысила бы чувство ответственности каждого игрока. Таким толчком могло стать только совершенно неожиданное решение. И я его принял, заменив одного из сильнейших игроков более слабым».

А вот другой пример. Советская сборная команда по настольному теннису ездила в Англию. Наши теннисисты одержали там блестящие победы, выиграв ряд встреч у сборной команды Англии, считающейся одной из сильнейших в Европе. Это был большой и неожиданный успех. Объясняя его, тренер нашей сборной Николай Леонов говорил об умении советских спортсменов тактически мыслить, о крепкой, настоящей дружбе членов команды, о взаимной поддержке друг друга в трудную минуту. В частности, он рассказал о таком случае.
В первом матче советских теннисистов со сборной Англии при счете 6 : 2 в нашу пользу (играется всего 9 встреч, поэтому для выигрыша достаточно набрать 5 очков) оставалась одна встреча, которая уже ничего не решала для командного зачета. Встречались экс-чемпион Советского Союза Р. Пашкяви-чус и первая ракетка Англии Харрисон. Пашкявичус проигрывает Харрисону, а тренер даже не пытается изменить ход встречи и подсказать что-то спортсмену.
В чем же дело?

Сборной команде Советского Союза, совершавшей турне по Англии, предстояло почти каждый день встречаться в разных городах с английскими теннисистами. Нагрузка огромная. Была опасность, что наши спортсмены не выдержат ее до конца — ведь им все время, приходилось играть в одном составе, без запасных, в то время как англичане производили замены. Особенно тревожно было за Пашкявичуса — очень талантливого и техничного теннисиста, который может отлично провести встречу, если будет бороться вдохновенно, с желанием победить, и может проиграть слабейшему, если у него нет боевого настроения. Как никому другому, Пашкявичусу в трудную минуту необходимо дружеское слово, товарищеское участие. И Леонов принял абсолютно правильное решение: не дергать Пашкявичуса; пусть он даже проиграет эту встречу, которая уже не влияет на исход командной борьбы, но зато сбережет свои моральные силы.
И вот через два дня снова встретились Харрисон и Пашкявичус. От их игры зависела победа в матче.

Советский спортсмен проигрывает первый сэт. Во втором сэте счет 11:2 в пользу Харрисона. Кажется, что исход встречи ясен... Леонов подзывает Пашкявичуса к себе, кладет руку ему на плечо и что-то тихо говорит. Нет, не было в словах тренера ни технической, ни тактической подсказки — были просто дружеские, товарищеские слова: «Римас, надо выиграть. Отдай все силы, весь выложись, но выиграй».
В эти минуты и сказались ранее сбереженные нервы, воля и вдохновение. Пашкявичус сам потом говорил, что отдал не только все силы, но еще «чуть-чуть». Вот это «чуть-чуть» — это второе дыхание — и было решающим. Вовремя вызванное к жизни, оно принесло еще одну победу нашей команде. А если бы тренер оказался нерасчетливым, плохо знал бы характер спортсмена, его бойцовские качества, если бы он заставил игрока выложиться до конца в первом матче, исход встречи мог стать иным.


Разве не похож тренер на талантливого и способного полководца, который любит своих солдат, знает их возможности и полностью доверяет им?
Такой полководец готов пролить семь ведер солдатского пота в дни учебы, чтобы сберечь хоть самую малую каплю солдатской крови в тяжелом, упорном бою.
Но коль скоро занялись мы подобными сравнениями, вспомним и других полке цев, знакомых нам по истор- . Тех, для кого солдат — бессловесная машина, созданная, чтобы выполнять приказы начальства, претворять в жизнь все его начертания.
Подобное встречается и в спорте. Сплошь да рядом соседствуют в одном спортивном обществе, в одном клубе два разных типа тренеров. Одни считают, что их обязанность — «натаскивать» спортсмена на тренировках, научить его техническим приемам, приучить к автоматизму движений, а мыслить будут они сами и в нужную минуту подскажут ученику план действий. По мнению других, тренер прежде всего должен научить спортсмена думать самостоятельно, иначе ученик, привыкнув всегда ждать подсказку, будет только слепым орудием в руках наставника.
Кто же прав?

Представьте себе спортсмена, который привык, что за него всегда думают другие. Он едет на соревнования. Его постоянного тренера с ним нет— заболел, а может быть, просто занят на работе. Ученик едет один, В ходе соревнований он не в силах решить что-либо сам, не может додуматься даже до простейших вещей. И совершенно ясно, каковы будут его спортивные результаты.
Не подумайте, что я категорически против советов тренера в ходе встречи. Его подсказка, конечно, нужна. Но пользоваться ею надо очень осторожно, чтобы спортсмен не стал «заводной машиной», которая послушно выполняет любые приказания, не думая и не понимая их смысла.

А то ведь бывает так.
Спортивный зал. Встреча по настольному теннису. На одном из столов закончилась первая партия. Противники меняются сторонами.
Но что это?
Какие-то люди подбегают к игроку, окружают его, тянут в разные стороны, спорят, кричат.
Оказывается, это тренеры и представители команды.

Воспользовавшись паузой, они торопятся дать советы, навести спортсмена на «путь истинный». Но «путь истинный» у каждого советчика свой.
— Бей справа! — говорит один.
— Подрезай слева! — рекомендует другой.
— Накатывай!
— Защищайся!
Бедный игрок теряется, он не понимает, кого надо слушать, чьим советам следовать. Совершенно дезориентированный, он с трудом избавляется от советчиков и... проигрывает встречу.
Это, конечно, преувеличение. Но, право, не такое уж сильное.
Не могу умолчать и еще об одном типе тренеров. К счастью. таких немного. Но вред от них достаточно большой. Не случайно настоящие спортсмены презирают подобных тренеров и с насмешкой зовут их «толкачами».
Такой «тренер» не утруждает себя работой со спортсменом. Зато внешне он выглядит «своим парнем»,- заботящимся о подопечном, как отец родной. Он яростно «проталкивает» своего подшефного в сборные команды, бегает, кричит, возмущается. А на самом деле такой «тренер» заботится лишь о собственной славе, о своем престиже. Человеческая же судьба ученика совсем не волнует его. Он хочет, чтобы о нем говорили: «Вот он, тренер спортсмена, который включен в сборную страны»: Совершенно верно сказал Космонавт-3, заслуженный мастер спорта Андриян Николаев: «есть еще и такие тренеры, для которых спорт — только рекорды и медали».
Это происходит потому, что работу тренера часто оценивают прежде всего по количеству мастеров спорта, чемпионов или рекордсменов, которых он подготовил. В зависимости от этого ему присваивают звание заслуженного тренера, увеличива-
ют зарплату. А скольким людям он привил любовь к спорту, скольким помог стать сильными и здоровыми, это, к сожалению, не всегда принимается во внимание. И такая постановка дела на руку «толкачам». Им вовсе не обязательно уметь разбираться в спорте, устанавливать контакты со своими учениками: им достаточно «протолкнуть» в сборные команды несколько своих спортсменов, чтобы прославиться.
По-моему, главная задача тренера— вырастить из своего ученика активного, сознательного спортсмена, умеющего действовать самостоятельно, владеющего высокой техникой и тактическим мышлением.
Во всяком случае, это очень важный вопрос, и, было бы интересно, если бы о нем высказались тренеры и спортсмены.



О СМЕНЕ ОБЩЕСТВ

Человек или рекорды?


В общество «Спартак» пришел юноша. Тре-нер, приметив у него способности, упорно и настойчиво занимается с ним, стремится сделать из него настоящего спортсмена, а может быть, и рекордсмена, чемпиона.
Но прошли годы. Юноша поступил в институт (скажем откровенно, большую роль в этом сыграли его спортивные заслуги). Он перешел в общество «Буревестник». И новый тренер заботится о юноше, отдает ему все свои знания, опыт, мечтает сделать из него чемпиона, рекордсмена.
Юноша кончает институт, идет работать, переходит в другое спортивное общество. И новый тренер начинает заниматься с ним.
А где же те, кто вырастил этого спортсмена?
Он уже давно забыл своих первых учителей, хотя каждый из них вложил в своего воспитанника столько души, отдал ему столько сил. Впрочем, это лирика, а лирику любят Не все.

Гораздо важнее, что спортсмен, несколько лет занимающийся в одном обществе, выросший в коллективе, сдружившийся с ним, переходя в другое общество, попадает в совершенно иную атмосферу. Новые товарищи. Новый тренер, который имеет свою систему, свой метод работы. Он, конечно, что-то переделывает у нового ученика, меняет на свой лад.

Все это не может содействовать нормальному росту спортсмена. Недаром часто человек, перейдя в другое общество, перестает прогрессировать, останавливается в своем спортивном росте, а случается, и вовсе бросает спорт. Нередко переход спортсмена из общества в общество идет ему лишь во вред.
И все-таки кое-кто из спортивных руководителей, стремясь поддержать «честь мундира», старается переманить известных спортсменов, порой даже силой заставляя их покинуть родное общество, родной коллектив.

С капитаном футбольной команды «Труд» (Воронеж) Вячеславом Ивановым произошел случай, о котором уже рассказывалось в печати. За поступки, недостойные советского спортсмена, он был дисквалифицирован. В. Иванов обещает исправиться. Товарищи по заводу помогают ему понять и исправить свои ошибки. И в это время футболисту приходит письмо. В конверте лежит ордер на квартиру, выписанный Донецким горисполкомом. Иванову предлагают покинуть родной город, товарищей и перейти в команду «Шахтер» (Донбасс). Футбольных руководителей не трогает, что спортсмен только-только нащупал верную дорогу и пытается пойти по ней. Их интересует лишь Иванов-футболист, а не Иванов-человек.

Помню, я обращался ко многим компетентным людям, пытаясь выяснить их мнение о переходе спортсменов из общества в общество. И всегда ответы были самые разноречивые. Не было двух схожих мнений.
Одни считают, что вообще не надо разрешать спортсмену менять общество.
Другие говорят, что надо выработать единую для всех систему воспитания спортсмена. «Тогда,— заявляют они,— смена общества не будет так болезненно отражаться на спортсмене». Однако, предлагая эту панацею от всех бед, они забывают, что тренеры — это тоже люди со своими характерами, привычками и что изобретение для всех одной системы вряд ли вообще возможно.
Третьи предлагают, пожалуй, наиболее реальный выход.

Сейчас человек может выступать за свой коллектив (завод, институт и т. д.) лишь в том случае, если он находится в том спортивном обществе, к которому принадлежит его коллектив. Например, если он учится в МГУ, то имеет право защищать честь университета лишь при том условии, если он
член студенческого общества «Буревестник» (спортсменов всех вузов объединяет общество «Буревестник»), Будучи же в обществе «Труд», студент уже не имеет права выступать за свой вуз.
Но разве нельзя, чтобы спортсмен, защищая честь своего коллектива, оставался, независимо от его теперешнего места работы или учебы, в обществе, вырастившем его? То есть в данном случае выступать за МГУ, не переходя из «Труда» в «Буревестник».
Во всяком случае, и этот вопрос также заслуживает общественного обсуждения.



КОЕ-ЧТО О БУДУЩЕМ


Человек или рекорды?


Давайте помечтаем, каким будет наш спорт лет эдак через двадцать — двадцать пять.
Мы идем по широкой зеленой улице. Подходим к красивому зданию из стекла и алюминия. Блестят на солнце буквы из особого сплава: «ДВОРЕЦ СПОРТСМЕНА». Как по волшебству, автомат открывает двери. Мелодичный женский голос произносит:
— Добро пожаловать. Заходите.

Просторный вестибюль. На стенах — портреты известных спортсменов мира. Мы проходим в кабинет старшего тренера. Он рассказывает о том, что занятие спортом— это обязанность каждого гражданина нашей страны. Тренеры — только общественники. Звание спортсмена столь же почетно, как зва-
ние ученого или артиста. Зна чение слова «спортсмен» объясняется в словаре как «отлично развитый физически и умственно человек».
День физкультурника — один из самых любимых в народе праздников. В этот день сотни тысяч людей устремляются к огромному стадиону города. Те, кто не смог попасть на стадион, собираются у телевизоров и с нетерпением жд^т начала праздника. Уже давно никто не пишет негодующих писем с требованием сократить количество спортивных передач. На стадионе в ложе для почетных гостей вместе с самыми знатными людьми страны сидят, сильнейшие спортсмены и тренеры.
Тренером может стать лишь человек, имеющий, кроме высшего образования, еще специальное двух- или трехгодичное. Он должен блестяще знать многие предметы, в том числе и кибернетику. Ведь теперь спорт строится на научной основе, специальные машины составляют график тренировок для каждого спортсмена, учитывая его индивидуальные способности, распределяют нагрузку на месяцы, дни, часы и минуты, устанавливают продолжительность разминки перед матчем и т. д.

Тренер охотно занимается даже с самыми слабыми, не имеющими особых способностей к спорту. Ведь его главная задача — не погоня за рекордами, а воспитание настоящих людей, сильных, смелых, не боящихся трудностей, здоровых душой и телом.
Тренер также помогает повышению культурного уровня своих учеников, прививает им любовь к литературе и искусству, помогает развивать художественный вкус.

...Вот, значит, какими будут тренеры будущего. Правда, и сейчас уже есть похожие, но пока их еще не так уж много. А между тем нужны именно такие мастера своего дела, настоящие педагоги и воспитатели: ведь спорт, как ничто другое, закаляет людей, учит их преодолевать трудности, вырабатывать характер, а тренер и призван воспитывать прежде всего эти качества настоящих строителей коммунистического будущего.

Михаил Витальевич Озеров

журнал "Юность" №12 1962


 

Рейтинг новости:4



Другие новости по теме

Комментарии (0)

 

Добавление комментария

 
  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис 2011 настольный теннис 2012 настольный теннис 2013 настольный теннис 2021 настольный теннис 2022 настольный теннис 2023 настольный теннис Алексей Ливенцов Анатолий Амелин Анатолий Строкатов Андрей Мазунов Большой теннис Валентин Иванов Валентина Попова Владимир Воробьев Владимир Мирский Геннадий Аверин Зоя Руднова Настольный теннис РЕВЮ ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ Роман Аваев СССР настольный теннис Саркис Сархаян Сборная СССР по настольному теннису Светлана Гринберг Станислав Гомозков ФНТР Флюра Булатова Чемпионат Европы по настольному теннису Шпрах Эдуард Фримерман Юлия Прохорова журнал настольный теннис кинограмма настольный теннис сборная России по настольному теннису чемпионат Москвы по настольному теннису чемпионат России по настольному теннису чемпионат СССР по настольному теннису юмор настольный теннис