Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | Мобильная версия сайта |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
Популярные спортивные игры » Спортивная игра » Краткий очерк о русских потехах
 

 
 

Краткий очерк о русских потехах

24 января 2020 | Автор: def  | Просмотров: 1 056 |

      »  русские народные игры


Краткий очерк о русских потехах

Краткий очерк о русских потехах


Вы, конечно же, помните описания подвигов могучих богатырей — героев древнерусского эпоса. Далекие походы, нелегкие поединки в борьбе за свободу родных городов и счастье соотечественников, стычки не только с Соловьями-разбойниками, но и с более реальными врагами — все это нашло последовательное отражение в многочисленных былинах.

Физическая закалка и военное искусство славян развивались успешно и своеобразно благодаря специальной подготовке, органически связанной с повседневным трудом и бытом. Византийский писатель и путешественник VI века, известный под псевдонимом Маврикий, писал о славянах как о храбром и свободолюбивом народе, особо указывая на их необычайную выносливость и выдержку: легко переносят холод и жару, голод и жажду, не боятся максимального физического напряжения и порой даже сами ищут его. Что же составляло основу повседневной физической подготовки наших предков!
...Когда археологи раскопали знаменитый черниговский курган «Гульбище», они нашли нам, среди прочих предметов, множество нижних косточек бараньих ног и... их бронзовые копии. Такие же находки ждали их в Яблоновском кургане (что возвышается недалеко от Канева).

Впрочем, для ученых не было в этом ничего загадочного: ведь среди древних утех на территории Киевской Руси всегда в почете были «бабки» — самая распространенная и любимая игра. Еще до недавнего времени она была хорошо известна каждому деревенскому мальчишке.
«Бабки» (те самые косточки из бараньих или коровьих ног) расставлялись поперек улицы, и меткими ударами «биты» надо было разрушить их шеренгу. По-разному расставлялись «бабки», различным было и расстояние, с которого производили бросок. Побеждал, конечно, лучший снайпер. Таи с раннего детства развивались глазомер и координация движений.

Ежедневное ожидание нападения, необходимость постоянной готовности к военным походам и столкновениям с врагами постепенно очерчивают контуры той системы, которая впоследствии получила у иностранцев многозначительное название — «Русские геройские забавы».
Это были самые разнообразные (и на первый взгляд довольно простые) игры и упражнения: поединки на палках, бросание округлых камней в цель, метание небольших бревен на расстояние, стрельба из лука, скоростное лазание по деревьям, хождение «стенка на стенку», «взятие города», «буй», «чур» и многие другие забавы, родившиеся на базе первобытнообщинного строя в условиях военной демократии. Языческое происхождение большинства игр несомненно. Древнерусская игра «чур» бытовала в селах Средней России еще в XIX веке и может считаться самой «коллективной»: поскольку она проводилась в честь предка всего рода (чура, щура или пращура), то и участвовало в ней порой более сотни членов рода. Игроки делились на две команды и с помощью длинных загнутых палок (т. е. клюшек!) старались загнать шар (или «рюху») в лунки-ямки соперников. Для игры выбирался ровный участок луга и ямки копались на расстоянии метра-двух одна от другой. Всего их могло быть до восьми. Зимой же, естественно, играли на льду реки или озера.
Твои лунки считались твоим «городом». Попадание в ямку расценивалось как лоджог «города». А вся игра отражала определенный этап развития общественной жизни человека и его оборонные склонности — борьбу за свое городище. Уже с X века русские юноши систематически занимались плаванием и греблей, ходьбой на лыжах, конными ристаниями, копьеметанием и весьма небезопасными играми с быками. Известная легенда о киевском Кожемяке, поразившем своей силой даже князя Владимира, тоже имеет под собой реальную основу. Ибо сведения о поединке могучего ремесленника с быком есть и в Лаврентьевской летописи...

Среди упражнений того времени особо ценилось умение легко прыгать на коня, через коня и вообще джигитировать в самом широком понимании этого слова. Поэтому почти все княжеские дружинники «скакали через гривы лошадиные, на скаку коня имали, а вон меньшие луки крепки гнули». И не только гнули, а и стреляли по мишеням: неподвижным и таким, что периодически исчезали, прятались (чаще всего это был щит, который поднимал и опускал на палке укрывшийся в засаде мальчишка). Массовые игрища славян происходили преимущественно на свадьбах, в местах обмена товарами (на «торжках»), на похоронах, во время «братаний» и после судов (независимо от результатов последних). Но самые древние состязания проводились на перекрестках больших дорог «межю сёлы». Тут уж кроме всех упомянутых игр обязательно состязались в перетягивании толстой жерди или пенькового каната: село на село. Начиная с XI столетия среди феодальной знати пользуются особой популярностью скачки и охота. Археологи предполагают, что на Старокиевской горе (там, где стояли княжеские дворцы) был и «конный двор», то есть не только конюшни, но и небольшой ипподром.

Уже стали хрестоматийными рассказы о славянских воинах, которые, дыша через камышинку, могли часами сидеть под водой и даже подкрадываться к врагу, оставаясь невидимыми. Но русичи были и не менее опытными ныряльщиками.

Профессор П. А. Лавровский — известный исследователь русских народных обычаев — сообщает сведения о весьма интересных и своеобразных состязаниях. На реке Почайне (приток Днепра в пределах Киева, что сейчас течет по трубам под Подолом) собирались в начале июня лучшие пловцы. В лучах заходящего солнца они все вместе ныряли в реку, руками ловили под берегами Почайны вертких рыб и выбрасывали их на траву. Побеждал, разумеется, тот, кто поймал наибольшее число и самых крупных рыбин. А для этого надо было уметь не только прекрасно плавать, но и долго оставаться под водой. Гасли за Киевскими кручами последние солнечные лучи, и тогда определялся сильнейший. В награду он получал шелковую рыбачью сеть, сплетенную княжескими служанками...
Ценным документом, характеризующим задачи и уровень физического воспитания на Руси тех времен, является широкоизвестное «Поучение Владимира Мо-номаха». В книге «История физической культуры народов СССР» Н. П. Новоселов пишет: «Владимир Мономах, опираясь на весь предыдущий опыт Киевского государства, старался официально закрепить систему физического воспитания феодалов». Но, разумеется, рядовые дружинники тоже не могли полностью выпасть из сферы действия этого обучения.

По своему социальному значению система физического воспитания и военнофизической подготовки в феодальных княжествах Древней Руси была явлением более прогрессивным, чем любая рыцарская система воспитания на Западе. Объясняется это особенностями исторического развития, и в частности огромной ролью народного ополчения на Руси. Ведь именно славянские дружины спасли западноевропейскую цивилизацию, приняв на себя основной удар татаро-монгольского нашествия.
...К этому времени среди русских дружинников как один из основных видов состязания известен бег на 20 и 21 верст. Воины носят на себе одного или двух товарищей (чтобы в силах быть вынести из боя раненого), упражняются не только в лазании по деревьям, но и в «путешествии по ветвям» (то есть в умении прыгать с дерева на дерево). Среди потомков былинных героев Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Микулы Селяниновича было немало богатырей, которые реально выходили сам-на-сам против десятка врагов и побеждали. Тема физических забав-упражнений неразрывно связана с русским эпосом. Так формируются близкие и родственные ветви могучего дерева древнерусской культуры. Отвагу и телесную мощь русичей свидетельствуют и автор «Слова о полку Игоревен, и русские летописи. Живет в веках бессмертный подвиг Евпатия Коловрата, что поднял земляков-рязанцев против орд Батыя и нанес им сокрушительный удар.

Но теперь время рассказать о кулачном бое — одной из самых древних потех русского народа. Когда >же возник обычай встречаться в поединках! Вероятно, очень давно: уже в VII—VIII столетиях. А может, и ранее.
Итак,' участники делились на три, а то и на четыре возрастные группы. Первую линию бойцов составляли подростки 13 — 16 лет, вторую — юноши 17—19 лет, третью — молодежь в возрасте 20— 25 лет и, наконец, четвертую — мужчины от 25 лет и старше.
Зачинщиками, как правило, выступали мальчишки, заранее начинавшие шуточную потасовку, которая постепенно перерастала в настоящий бой. Тактика открытого рукопашного боя нашла свое отражение и в законах кулачных поединков. Одно из главных правил гласило: «биться лицом к лицу и грудь с грудью». Запрещалось наносить удары сзади: так воспитывались смелость и чувство чести. Неписаная этика кулачных состязаний предусматривала и такие моменты: не бить лежачего; не делать подножек; в рукавицы не класть железо или медные деньги; не переходить на чужую сторону; не бить противника ногами и многое другое (всего — правил более двадцати).

Уместно вспомнить, что в княжеских дружинах тоже существовало три группы воинов, но делились они не столько по возрасту, сколько по зажиточности и родовитости: 1) «лучшие мужи», или «бояре думающие»; 2) «младшие», «отроки», они же — «охранители князя»; 3) «вой», или «мужи храберствующие»,— главная сила княжеской дружины в период расцвета Киевской державы вплоть до XI столетия.

Кулачные бои чаще всего устраивались зимой на льду рек и озер, что служили границей между двумя селами или городскими участками. Состязались и на местах исторических битв, тем самым желая оказать уважение памяти павших. Так, еще в начале XX века в селе Покровском (сейчас — Ярославская область) зимой устраивали кулачные бои на речке Сить, где, по преданию, русские богатыри бились с ордами Батыя. В городе Ливны (ныне — Орловская область) до начала XIX столетия сохранялась традиция разводить костры и устраивать хороводы, борьбу и кулачные бои на месте погребения ливенских воинов, погибших в бою с татаро-монголами. Конечно, кулачные забавы нельзя отнести к категории безопасных. В азарте, разгорячась, бойцы нередко теряли чувство меры, иногда их слишком уж подзуживали и возбуждали зрители. А в более поздний период феодалы и купцы, местные богачи, случалось, предлагали бойцам за деньги Купить больничный лист биться не только «до первой крови», но и до полного изнеможения.


Кулачные бои как народное развлечение
существовали на Руси более тысячи лет. Главное же заключалось в том, что в своей классической форме народный кулачный бой содействовал рождению смелости, силы и честности. И выражение «честной бой» возникло именно здесь!
...Уже в XIV—XVI веках среди предводителей православной церкви и определенной части дворянства наблюдалась тенденция если не полностью искоренить, то хотя бы ограничивать народные физические развлечения. Ссылаются и на «постыдное язычество», и на «запоздалое варварство», постоянно чувствовалась боязнь непокорности слишком активных «данников-смердов».
Одним из проявлений этой тенденции было стремление отделить от массы любителей-игроков наиболее талантливых, используя их дарование на потеху «сильным мира сего».

Так, любимой потехой для самодержавцев российских и бояр была борьба человека с медведем. Началось это еще во времена Ивана IV Грозного. В подмосковном селе Покровском ежегодно погожим зимним днем устраивалась медвежья травля. Так было в XVI и даже в начале XVIII столетия.
Перед царскими палатами в Покровском делали деревянную ограду и ставили скамьи для зрителей. К арене вел узкий дощатый переход, через который выгоняли медведя на охотника.
Трех царей развлекал медвежатник Богдан Озорной. А потом его сыновья Никифор и Яков, рискуя жизнью, один на один выходили с рогатиной против лесных великанов.
В назначенное время на крыльце деревянного дворца появлялся царь со свитой и кланялся народу, что бухался на колени прямо в снег. За ограду входил охотник и, также поклонясь на четыре стороны, спокойно ждал появления медведя. Деревянную рогатину он обычно держал возле правой ноги...

В годы правления первого Романова — царя Михаила Федоровича — вся Москва хорошо знала старого медвежатника Федора Рынду. В стычке с огромным медведем охотник потерял зрение и получил прозвище Слепой. Но, хотя ему и было тогда чуть ли не 60 лет, Федор Рында даже слепым продолжал выходить с рогатиной против могучего хозяина лесов и считался лучшим царским охотником.

Каждый раз, пройдя через деревянные дверцы. Слепой на мгновение замирал, потом обходил всю арену, одной рукой опираясь на рогатину, а другой ощупывал высокую стену, которую не перепрыгнул бы ни медведь, ни человек. После этого снимал треух, подворачивая мех внутрь, и снова надевал шапку на голову: старик не мог закрывать уши, ибо они были его глазами. Вот как описал поединок Федора с медведем прозаик Всеволод Соловьев:
«Зверь подходит к слепому охотнику, и вдруг, в один миг, Федор делает прыжок и останавливается совсем в другой части арены. Зрители ахнули все как один, даже медведь остановился, удивленно и неуклюже повернул назад и снова идет на Слепого. Но и тут старик был готов его встретить. Он стоял неподвижно, чуть склонив голову на левое плечо, и, казалось, всем своим существом прислушивался. Вот раздраженное рычание он слышит уже над самым ухом. Твердой рукой выставляет рогатину вперед и безошибочно попадает в медведя».

Раненого зверя Федор обычно добивал ножом. Рука и тут ему не изменяла, хотя ее не направляло зрение. Прекрасное знание всех тонкостей трудного и опасного дела н остро развитые чувства позволяли Слепому безукоризненно делать то, что было под сипу лишь немногим из зрячих.
Слепой медвежатник умер в 1629 году семидесятидвухлетним, отнюдь не хилым человеком. Но его ученики еще долго восхищали своим мастерством и бесстрашием жителей Москвы и ее окрестностей.


Краткий очерк о русских потехах закончен. Быть может, он хоть в небольшой мере даст читателю представление о тех глубинных, истинно народных корнях и многовековых традициях, которые через эпохи и столетия животворной струей влились в современный спорт и своеобразно способствовали сегодняшнему успеху русских атлетов на крупнейших всемирных состязаниях. И да славятся могучие потомки Ильи и Добрыни — реальные, а не фольклорные богатыри современности!


 

Рейтинг новости:2



Другие новости по теме

Комментарии (0)

 

Добавление комментария

 
  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис 2011 настольный теннис 2012 настольный теннис 2013 настольный теннис 2021 настольный теннис 2022 настольный теннис 2023 настольный теннис Алексей Ливенцов Анатолий Амелин Анатолий Строкатов Андрей Мазунов Большой теннис Валентин Иванов Валентина Попова Владимир Воробьев Владимир Мирский Геннадий Аверин Зоя Руднова Настольный теннис РЕВЮ ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ Роман Аваев СССР настольный теннис Саркис Сархаян Сборная СССР по настольному теннису Светлана Гринберг Станислав Гомозков ФНТР Флюра Булатова Чемпионат Европы по настольному теннису Шпрах Эдуард Фримерман Юлия Прохорова журнал настольный теннис кинограмма настольный теннис сборная России по настольному теннису чемпионат Москвы по настольному теннису чемпионат России по настольному теннису чемпионат СССР по настольному теннису юмор настольный теннис