Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | Мобильная версия сайта |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
Популярные спортивные игры » Настольный теннис » Настольный теннис Теория » Настольный теннис : теория - Публикации » Хотите обыграть перворазрядника?
 

 
 

Хотите обыграть перворазрядника?

8 августа 2007 | Автор: geokond  | Просмотров: 7 001 |

      » 


Как можно в теннис играть головой?!
От нее же шарик плохо отскакивает!


(Из личного опыта).
Вы любите теннис, но в детстве не ходили на секцию? Сейчас с завистью смотрите на молодых, техничных игроков? Играете не первый год, готовы часами тренироваться, лишь бы потом, когда-нибудь, их обыграть? А представьте себе - бежите по дороге, а далеко впереди -- бегун. Он - молодой, бежит легко и красиво, а у вас - пузцо, да и ноги заплетаются. Скоро догоните?…


Теннис, к счастью, не бег по прямой, и шансы догнать есть. А вдруг -- дорога повернет, и вы -- наперерез ему! Найти бы этот потайной поворот, а то можно в такой бурелом попасть -- руки-ноги бы сохранить, забудешь о том, кого догонял.


Может ли теннисист - любитель обыграть мастера? Нет, на то он и мастер! А перворазрядника - может. Я имею в виду того самого, молодого, с красивыми движениями, который лет пять занимался в секции, а потом бросил. Сейчас вы с ним встречаетесь в зале два-три раза в неделю. Попробуем "разобрать его по винтикам", поищем его слабые места.

Наши хорошие спортивные детские тренеры учат "на мастеров". Если ребенок усваивает науку, на него -- основное тренерское внимание, остальные ученики -- на втором плане. Постепенно идет отсев неперспективных. Скорее всего, перворазрядник, который вам нравится, как раз из таких отсеявшихся. Это на вашем фоне он -- король, а в детской секции были ребята "покруче". Если опытный тренер посмотрит, увидит в его технике массу мелких недостатков. Локоть близко к корпусу, ноги не дорабатывают, прием мяча позже, чем надо - да мало ли… Да что вам до этого? У вас -- все эти мелкие недостатки, да еще крупных с десяток!

Конечно, недостатки техники надо исправлять. Девять принципов удара, сформулированные С.Д.Шпрахом (а может, и до него), никто не отменял. И ускорение ракетки при контакте ее с мячом, и перенос центра тяжести тела при ударе -- истины абсолютные. Но если заниматься только техникой, повторяя спортивный путь этого перворазрядника, то догоним ли? Желание, трудолюбие -- это хорошо, но не достаточно. Его учили в детстве, когда двигательные навыки приобретаются легко. Вам же приходится переучиваться, избавляться от прежних корявых движений. Его учил тренер, поправлял, наблюдал со стороны, а вас? Даже если найдете тренера за хорошие деньги, очень трудно воспитать в себе подвижность, опережающую работу ног, если вам -- за 20, а уж если -- за 40… Еще "подолью масла". Ваш перворазрядник регулярно играет, тренируется. Может, и не очень эффективно, но на теннисной секции его учили тренироваться -- делать разминку, "настраивать " элементы техники. Он тоже учится, растет.

Так есть ли выход? Поищем. Посмотрим на перворазрядника с пристрастием. Недоучка он, недо-мастер! Делал бы все как надо -- не здесь бы играл. Значит, чего-то ему недодали, а чему-то совсем не учили. Скорее всего, не учили выигрывать! Обычно тренер несколько лет закладывает в учеников основы техники. Потом оказывается, что не все в состоянии создать
игру -- применять элементы техники для обыгрывания соперников. Очень многие игроки "не видят" соперника, не могут играть постоянно по месту, с учетом подготовительных действий соперника.


Вернемся к бегунам. Если бы не по ровной дороге бежать, а под горку, по каменистому склону… Вдруг ваш соперник споткнется или, пожалев кроссовки, перейдет на шаг? Он-то не ожидает, что вы за ним гонитесь. Тогда ваши шансы догнать вполне реальны. Только как заставить соперника свернуть на неудобную тропку? В теннисе -- ясно.


Надо предложить сопернику такую игру, к которой он не привык. Вот здесь -- основная моя идея. Вы ставите задачу -- обыграть конкретного перворазрядника, и на тренировке решаете именно эту задачу. Ваш перворазрядник что-то делает почти как мастер, а другое -- плоховато. Обычно он обыгрывает второразрядников "на технике". Сильная подрезанная подача -- завершающий удар! Ох, эти подачи! И как мастера с них бьют?! С вашего Sriverа шар на приеме летит куда попало. А не пробовали шипы? "Фу, гадость!" -- скажете. Ну, как хотите. Думал, вам очень хочется выиграть… Тогда посоветую взять тот же Sriver, но с тонкой губкой -- 1,5 мм, например, и основание помедленнее-- All или All+. Тоже не нравится? Подставки - подрезки? Придется расстаться с мечтой о мощных топ-спинах? Да, придется, но надо чем-то жертвовать ради мечты. Даже если у вас появится сносный топ-спин, вашему перворазряднику он не страшен -- его как раз учили, как играть против топсов. А вот ваша легкая тормозящая подставочка для него -- кость в горле! Не делали дети таких подставок в его секции, там у всех были быстрые ракетки.

Какие слабые места стоит поискать у соперника?

Склонность к монотонной игре. Быстрый накат на накат, обычно по диагонали. Ваши действия -- смена ритма за счет изменения точки приема, удары в неожиданных направлениях, хотя бы подставками. Не ввязываться в перестрелку. Пробовать играть по кророткому мячу косо, желательно - с боковым вращением. Выбивайте соперника из удобной стойки -- без стойки все его правильные движения испортятся! Может быть, у соперника "отстают ноги" -- толчковая нога не всегда делает толчок при ударе, удар производится еще до завершения шага, иногда игрок не делает шаг в сторону, когда мяч идет в живот. Ваши действия? Подумайте сами.

Инициатива. Владеть инициативой при розыгрыше очка -- почти то же, что выиграть очко. Вы отогнали соперника от стола, гоняете его по углам сильными ударами, а ему не хватает времени подготовиться к сильному удару. Еще удар-другой, и очко ваше. Только не промажьте! Как правильно выбрать - сделать завершающий удар с риском промахнуться, или сделать пассивный удар с риском потери инициативы? Ответ, конечно, зависит и от вашей техники, и от соперника, и от счета в партии. Может ли быть счастливым брак по расчету? Может, если расчет был верен (из ответов армянского радио). В теннисе тоже верность расчета проверяется конечным результатом. Надежность элементов на тренировке и в важной встрече очень отличается. Проверяйте себя на соревнованиях. Запоминайте, а лучше, записывайте выводы, которые сделали после встречи. Это позволит наполнить тренировку осмысленным содержанием.

Спарринг-партнер - ваш товарищ, с которым регулярно тренируетесь по элементам. Вы хорошо изучили друг друга, понимаете почти без слов. Обязательно подсказывайте друг другу, тренируйте друг друга! Вам нравится ваш накат, а ему - нет? Ему виднее, есть с чем сравнить. Даже если он сам делает неправильно, он может сравнить ваш элемент с образцами, которые видит. Вы решили серьезно тренироваться? Значит, должны стать собственным тренером.

Наблюдайте за партнером глазами тренера, и вы обнаружите много мелочей, на которые раньше не обращали внимания. Если вы не можете помочь партнеру, то вряд ли и себе поможете. Еще важный момент -- партнера надо любить. Создавайте ему условия, чтобы он стремился играть именно с вами. Желательно заразить его вашим стремлением играть лучше, чтобы он рос вместе с вами. Основная цель занятий любительским спортом - получение положительных эмоций. Поэтому хвалите партнера, особенно если есть за что. Предлагайте упражнения, которые ему тоже полезны.

Убедил? Готовы начать тренироваться по-другому? Давайте подумаем еще раз.

Так ли вам нужно выигрывать? Теннис на более высоком уровне потребует более высоких физических нагрузок.
Полезно ли это вам? Моя жена (между прочим, физиолог, доктор наук) считает, что движения в теннисе не естественны для человека, не физиологичны. Посмотрите на теннисистов-ветеранов высокого класса, спросите об их здоровье. Спина, локоть, плечо, ноги - все болит, все периодически выходит из строя. Компенсируют ли положительные эмоции от побед ваши физические страдания -- вам решать. Другая сторона вопроса --
моральная. Вы играете с друзьями, выигрываете примерно половину встреч, но и они выигрывают. Всем приятно, все расходятся по домам с положительными эмоциями. Это -- главное в любительском спорте. Начнете постоянно обыгрывать -- ни вам удовольствия, ни им положительных эмоций.
Финансовая сторона. Высокая ответственность за очко повышает требования к инвентарю. Поиск более подходящей ракетки, хорошая обувь, шорты, не мешающие шагу, ровные шары, приличные столы, взносы в турнирные фонды -- лишняя пара сотен "зеленых" в год. А у кого есть лишние?


Д.А.Троценко
г. Новосибирск.
Статья размещена на сайте ttw


 

Рейтинг новости:1



Другие новости по теме

Комментарии (7)

  1.   #1 написал: mick (8 августа 2007 12:53)  
     
    Моя любимая статья из творчества Дмитрия Александровича. Помню, обсуждали ее с ним всю дорогу до Можайки. Как раз в свой последний визит на Самору обыграл такого паренька, не перворазрядника, но выше меня по рейтингу. Тоже вспомнил эту статью.
     
       
  2.   #2 написал: Avaev (8 августа 2007 18:40)  
     
    Ну да, тыкай, пихай, кидай перекрученные навесы и свечи. Не лезь в гладкий обмен. На то они и юниоры, что вариантов у них меньше - просто еще не научились.
    Один мой приятель так их и называл - Недоучившийся спортшкольник. Любимый клиент деструктора.


    --------------------
     
       
  3.   #3 написал: Су-27 (9 августа 2007 00:31)  
     
    Кстати, Троценко в Финляндию заезжал. Helga ругалась на его гадкую технику антитопсовую.
    Однако последнее время его в иннете не видно-не слышно.


    --------------------
     
       
  4.   #4 написал: Avaev (12 августа 2007 13:56)  
     
    Интересно, что для построения модели, конкурентоспособной по сравнению с недоучившимся спортшкольником, крайне сомнительны тренера из этих спортшкол (обычные, без изысков). Ибо предлагают они всякие серийные топсы на их блок (очень затратно), да еще в темпе и движении. И ВСЕ! То есть ни разу мне лично было не предложено потренировать прием подачи, короткую игру и тд. - отчего и зависит уровень вообще, а у ветеранов - особенно. Сам я это предлагал - но перестал со временем, видя лехкое недовольство тренера этими и прочими рваными предложениями, а также его неспособность ЗАУЧИТЬ лично для меня эти упражнения.
    Посему играю рвано с роботом. Типа запил-перекрут по топс-накату (мощи у робота не хватает - зато частота любая), или короткий ответ с его подрезок с одиночным началом. Рекомендую!


    --------------------
     
       
  5.   #5 написал: Sever8 (12 августа 2007 22:37)  
     
    К сожалению, Роман прав. В самом деле, подачам и приему подач, началу по подаче (как пассивному, но по месту), так и активному, многие тренеры уделяют мало внимания. Результат примитивных тренировок мы видим на соревнованиях даже национального уровня (ну я конечно говорю об украинских, те, что смотрю, но думаю особых различий в методической работе большинства тренеров у нас и в России нет). Недостатки отработки на тренировках подач и промежуточной игры выливаются в массу невынужденных ошибок (как сказали бы спецы большого тенниса).
     
       
  6.   #6 написал: Avaev (14 августа 2007 23:30)  
     
    Интересна оценка перворазрядника Великим Экс пертом Драгонфлаем с ТТВ. Мол, если руки здоровые и ноги, голова на месте, молодой и умеет играть по сложнейшим шипам, то без проблем сделает вицечемпа Раши 40+ Дамбаева. Мощно задвинул!
    Я у такого перворазрядника очков пять наберу, не больше... Нормальные перворазрядники из спортшкол с рейтингом 550 особых проблем мне не доставляют... Те, что поумней - потеть надо много, а поглупей - стоя проигрывают.


    --------------------
     
       
  7.   #7 написал: barb (15 августа 2007 01:43)  
     
    "В самом деле, подачам и приему подач, началу по подаче (как пассивному, но по месту), так и активному, многие тренеры уделяют мало внимания."

    Вот это политкорректность! А я ляпну неполиткорректно: то, что наблюдал в наших спортивных школах я, с работой над подачей и ее приемом вообще ничео общего не имело. Зато дети, 6-7 раз в неделю тренирующиеся в этих самых спортшколах, за 7 лет занятий достигали тех же результатов, что студенты, пару-тройку раз в неделю играющие БЕЗ ТРЕНЕРА (ну, препод-не-теннисист какие-то азы показывал, типа в какую сторону рукой махать) ЗА ДВА-ТРИ ГОДА. Имеются в виду студенты, до ВУЗа не игравшие вообще, но с желанием.

    ВНИМАНИЕ, ВОПРОС: какова роль тренера при таком раскладе? Если без тренера 2-3 раза в неделю 2-3 года, а с тренером 6-7 раз в неделю 7 лет - ОДИНАКОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Это, дорогая редакция, я своими глазами видел и продолжаю видеть. Пожалуйста, оцените вклад ТАКОГО тренера в понятных цифрах или буквах.
     
       
 

Добавление комментария

 
  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис 2011 настольный теннис 2012 настольный теннис 2013 настольный теннис 2021 настольный теннис 2022 настольный теннис 2023 настольный теннис Алексей Ливенцов Анатолий Амелин Анатолий Строкатов Андрей Мазунов Большой теннис Валентин Иванов Валентина Попова Владимир Воробьев Владимир Мирский Геннадий Аверин Зоя Руднова Настольный теннис РЕВЮ ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ Роман Аваев СССР настольный теннис Саркис Сархаян Сборная СССР по настольному теннису Светлана Гринберг Станислав Гомозков ФНТР Флюра Булатова Чемпионат Европы по настольному теннису Шпрах Эдуард Фримерман Юлия Прохорова журнал настольный теннис кинограмма настольный теннис сборная России по настольному теннису чемпионат Москвы по настольному теннису чемпионат России по настольному теннису чемпионат СССР по настольному теннису юмор настольный теннис