Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | RSS | Рубрикатор |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
        » КАК СОБЛЮДАТЬ ПИТЬЕВОЙ РЕЖИМ, НЕ ТЕРЯЯ СПОРТИВНОЙ ...
Популярные спортивные игры » Психология спорта
 

 
 

Уроки психологии

7 апреля 2008 | Автор: geokond  | Просмотров: 6358 |

      » 


Уроки психологии

Зоран Гайич

Главный тренер волейбольной «Искры» Зоран Гайич в блоге на Sports.ru рассуждает о процессе психологической подготовки спортсменов и приходит к выводу, что стресса нельзя избежать, но к нему можно привыкнуть.



Очень много говорится о влиянии психологии на команду и ее результаты. После поражений часто можно услышать комментарии, что команда не была психологически готова, в то время как после безупречной игры и побед почти всегда говорят, что команда была отлично психологически подготовлена.

Мнения тренеров и специалистов разнятся – одни утверждают, что команде, которая хорошо подготовлена как в психофизическом, так и в тактическом плане психолог не нужен, другие же уверены в том, что ключ успеха кроется именно в психологии. Как всегда, истина где-то посередине.

Каждый раз когда начинается беседа про психологию в спорте, я вспоминаю изречение, которое достаточно емко иллюстрирует суть нашей работы: «Победа – не самое главное в спорте, но она единственное ценное в нем!». Победитель не тот, кто лучше выполняет технические элементы или более умело воплощает в дело тактические замыслы на отдельных отрезках поединка, а тот, кто в итоге выигрывает три партии. Искусство побеждать – что-то особое и роль психологии в нем немаловажна. Психология победителя формируется годами, она является результатом длительного процесса, который начинается с первых шагов с мячом и продолжается фактически до последнего выхода на площадку.

Волейбол – вид спорта, в котором нет ничейного исхода, и кто-то в итоге всегда побеждает, а кто-то проигрывает (кстати, это дополнительно усиливает стресс). Так бывает всегда, включая случаи, когда статистика двух команд почти одинаковая, но, тем не менее, кому-то достается победа, а кому-то поражение. Статистика порой обманчива – правила начисления очков таковы, что проигравший матч по сумме выигранных очков может превосходить победителя, но победа все равно достанется оппоненту – к примеру, вы можете выиграть один сет с перевесом в 10 очков, но проиграть остальные три с разницей в 2-3 очка, и остаться ни с чем. Запоминается лишь итоговый результат, лишь победа, и именно достижению этой цели подчиняется все, включая и психологическую подготовку игроков.

Психология победителя формируется годами, она является результатом длительного процесса

Здесь прежде всего важна стрессоустойчивость волейболистов, которая позволяет им на каждом отрезке матча исполнять технико-тактические элементы игры на высоком уровне, сохранять волю к победе и верить в успех. С того момента, когда игроки теряют волю и желание победить, и перестают верить в победу, поражение фактически неизбежно. В спорте высших достижений стресса нельзя избежать, но к нему можно привыкнуть, и в этом как раз и заключается суть психологической подготовки игроков.

Кроме того, очень важен социологический фактор – создание положительного микроклимата, хороших взаимоотношений между 12 спортсменами, которые почти ежедневно вместе. Также большая роль тренера, при чем, не только того, который работает с командой на данный момент, но и всех его предшественников, воспитывавших на каком-то этапе его подопечных. Многое также зависит и от личности самих игроков, уровня их интеллекта и внимания, которое уделялось им на стадии обучения игре в период их взросления. Каждому тренеру приятно работать с игроками, которые готовы отдавать себя команде, вкладывать в нее, а не только брать что-то у команды. Перечисленные аспекты являются тем фундаментом, который нужен тренеру, чтобы начать учить команду побеждать. Не должна всегда выигрывать команда, которая лучше выполняет технико-тактические элементы. В большинстве случаев именно она и побеждает, но, повторю, это происходит не всегда. Ошибаются те, кто ставит знак равенства между искусством побеждать и умением играть в волейбол. Без умения не обойтись, но для того чтобы побеждать его одного недостаточно.

Два ключевых момента в формировании крепкой в психологическом плане команды – это качественный (и в то же время максимально требовательный) тренировочный процесс и высокий уровень взаимного доверия как между тренером и его подопечными, так и между самими игроками. Если в команде все друг другу максимально доверяют, уровень ее психологической готовности, как правило, очень высок, а это может сыграть ключевую роль в тех моментах, когда решается судьба поединка. В отдельных игровых эпизодах игрок может сыграть не лучшим образом, тренер может посоветовать что-то не лучшим образом, но когда существует взаимное доверие, то уверенность в собственных силах высока и при счете 13:13 в пятой партии.

Волейбол – вид спорта, в котором нет ничейного исхода, и кто-то в итоге побеждает, кто-то проигрывает и это дополнительно усиливает стресс

Естественно, причину успехов и неудач всегда нужно искать, прежде всего, в тренировочном процессе. Меня еще ни разу никогда не удивил исход того или иного поединка моей команды, несмотря на то, шла ли речь о победе или поражении, поскольку результаты ежедневных наблюдений за тем как игроки переносят стресс на тренировочных занятиях достаточно близко коррелируют с тем, что происходит на площадке во время игры.

Практика показывает, что игроки, которые не в состоянии переносить разные виды стресса на тренировках (a мы на занятиях моделируем стрессовые ситуации, планово «провоцируем» стресс у игроков, доводим их «до отчаяния»), как правило, потом в турнирах не способны сыграть на нужном уровне в заключительных эпизодах четвертьфинальных, полуфинальных и финальных матчей.

На практике игрок по ходу тренировки должен сделать прежде всего одну вещь, которая ему не нравится – победить самого себя. Когда выходите на площадку, по ту сторону сетки находится противник, который хочет вас обыграть. Чтобы победа досталась вам, до того поединка вы должны победить самих себя и обрести силу духа, необходимую для борьбы с соперником. Именно этой цели мы добиваемся на тренировках посредством многочисленных повторов тех элементов, которые в решающий момент матча могут оказаться переломными в плане итогового результата. Так, к примеру, игроку, отрабатывающему подачу, на тренировке нужно точно подать пять раз подряд. Если он подаст успешно четырежды, но ошибется на пятой подаче, ему придется начать все снова. Логично, что каждая очередная ошибка – дополнительное бремя для игрока, и создает давление, подобное тому, которое он испытает в официальной игре. Возрастает и цена ошибки, в связи с чем концентрация игрока должна быть на максимально высоком уровне.

Безупречный прием подачи противника, быстрый переход в атаку и эффективное ее завершение на сетке зрителю на трибуне или перед телеэкраном в первый момент может показаться красивым и легким. Однако такого уровня автоматизма и синхронизации действий игроков на площадке можно достичь, прежде всего, благодаря бесчисленным часам работы на тренировке, моделированию стрессовых ситуаций, что в конечном итоге позволяет удачно пройти самые трудные отрезки игр.

Помимо этого, важную роль играет и дозирование нагрузок в тренировочном процессе. Мы сознательно увеличиваем интенсивность работы на тренировках, включая увеличение нагрузок на фоне неполного восстановления.

Важным психологическим аспектом является способность игрока принимать критику – как объективную, которая исходит от тренера, так и субъективную

Тренировочный процесс – залог успеха, а результат, показанный на площадке – отражение той работы, которая была проделана на тренировках. Психологическая подготовка игроков играет важную роль, но я в первую очередь верю в хорошую подготовку благодаря тренировочному процессу. Когда кто-то рассказывает вам, что тай-брейк в пятой партии – это что-то совершенно иное от тех ощущений, которые игрок испытывает на протяжении всего матча, не верьте, это нонсенс – в игре психофизически и тактически хорошо подготовленного волейболиста вы не заметите ощутимой разницы на любой стадии матча, поскольку его задача – показывать свой максимум с первого до последнего очка. Команды, в рядах которых больше всего именно таких исполнителей, чаще всего и добиваются побед.

Еще одним важным психологическим аспектом является способность игрока принимать критику – как объективную, которая исходит от тренера, так и субъективную, которую часто в его адрес направляют болельщики и средства массовой информации. Ментальный запас прочности в таких ситуациях неоценим, поскольку живем в пору интенсивной экспансии СМИ, и под таким давлением психологически неустойчивого человека легко может накрыть волна негативизма. Каждый, кто сегодня профессионально занимается волейболом должен понимать, что в любой день может остаться без работы и должен быть готовым к этому, поскольку таковы реалии современного спорта. Ушли в прошлое времена когда игроки и тренеры по 9-10 лет проводили в одной команде. Сегодня цена ошибки гораздо выше, а тем самим и уровень ответственности каждого из нас. Если у вас нет ментального запаса прочности, то, вполне возможно, вам и не стоило выбирать волейбол в качестве профессии.

Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста.


 

Рейтинг новости:
 (голосов: 4)


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме

Комментарии (5)

  #5 написал: def (15 апреля 2008 12:57)  
 
Я до сих пор не понимаю как моделировать стресс на тренировке.
Там же зубры, профессионалы. Их на мякине не проведешь
 
   
  #4 написал: Avaev (11 апреля 2008 00:16)  
 
Так как от мании до паранойи один шаг)))


--------------------
 
   
  #3 написал: Sever8 (10 апреля 2008 21:44)  
 
Может ли игрок преодолеть свои комплексы и может ли кто-то со стороны помочь ему - вопрос гамлетовского уровня. От ответа на него зависит обычно быть или не быть успешным спортсменом. Хорошо, когда стабильная психика. Но, увы, она не всегда сочетается с талантом или желанием чего-то достичь. Скорее, сочетается очень редко. Вот и плутаем мы. тренеры, меж трех осин, и никакие педагогические заморочки, чаще всего, не срабатывают. Поскольку психика сопротивляется всякой попытке внешнего вмешательства. И умом человек понимает все, и хочет преодолеть себя - и чем больше хочет, тем больше рефлексирует. Перегорают перед турнирами, начинают турниры с пудовыми гирями на ногах, расклеиваются внезапно и надолго. Пример: на недавнем первенстве Киева по юниорам явный фаворит - Алексей Рыбка первую встречу чуть не проиграл (летел 1-2 по партиям) любителю уровня 2 разряда. Собрался правда, уполз. А затем всех остальных уверенно прошел. И занял свое 1 место. И подобные преображения игроков мы наблюдаем постоянно, на турнирах всех уровней.

 
   
  #2 написал: Су-27 (7 апреля 2008 12:32)  
 
Согласен.
Гайич - тренер команды, которая дважды обыгрывала нашу сборную на Олимпийских играх...

Но ЧМ 2007г наша сборная под его руководством влетела по полной...
И Искра сейчас не очень хорошо играет, несмотря на сильный подбор игроков. Но это частности...

А вообще, грамотный мужик. в плане подачи информации


--------------------
 
   
  #1 написал: Avaev (7 апреля 2008 11:34)  
 
Моделирование стресса - с одной стороны правильный концепт, сдругой - ну очень должен быть продвинутый тренер подобрать дозировку laughing


--------------------
 
   
 

Добавление комментария

 

Информация

  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис, 1966 настольный теннис, 1982 настольный теннис, 2011 настольный теннис, 2012 настольный теннис, 2013 настольный теннис, Table Tennis, Table tennis world, Алексей Ливенцов, Альгимантас Саунорис, Анатолий Амелин, Анатолий Строкатов, Андрей Мазунов, Большой теннис, Валентин Иванов, Валентин Команов, Валентина Попова, Виктор Шергин, Владимир Воробьев, Владимир Мирский, Геннадий Аверин, Зоя Руднова, Ксения Туленкова, Лайма Балайшите, Настольный теннис РЕВЮ, ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ, Римас Пашкявичус, Роман Аваев, СССР настольный теннис, Саркис Сархаян, Сборная СССР по настольному теннису, Светлана Гринберг, Станислав Гомозков, ФНТР, Флюра Булатова, Шпрах, Эвелин Лесталь, Эдуард Фримерман, Юлия Прохорова, Яна Носкова, журнал настольный теннис, кинограмма, книга настольный теннис, настольный теннис, подачи в настольном теннисе, психология спорта, сборная России по настольному теннису, чемпионат Москвы по настольному теннису, чемпионат СССР по настольному теннису, юмор настольный теннис

Показать все теги

^вверх^