автор: Дора Яковлевна Богданова
Хлеба и зрелищ!
Не будем много писать о том, что по поводу зрелищ думают государственные мужи и политики. Их точку зрения еще во 2 веке до н.э. в связи с политикой римских деятелей предельно афористично, потому это и стало крылатым выражением, высказал римский сатирик Ювенал словами, выражающими как будто интересы народа: «Хлеба и зрелищ». Думается, что сегодняшнему народу нужно намного больше. Но это уже не наш сюжет. Хотя без хлеба и зрелищ народу, естественно, не обойтись.
Не будем много писать о том, что по поводу спортивных зрелищ думают социологи спорта. Точка зрения этих ученых мужей четко выражена — выделение зрелищное™, как одной из функций спорта.
Стадион и филармония
Ну кто из вас, дорогой читатель, не был зрителем на стадионе, в бассейне, на катке, в театре, концертном зале, консерватории, цирке.
Однако вот вопрос: как ведем мы себя в этих разных залах, присутствуя на различных зрелищах? Сравним, например, филармонию и стадион. Улыбаетесь? И я улыбаюсь.
Видимо, спортивное зрелище таит особый колорит, в котором фиксирован код многих его секретов. Стоит вспомнить о них, и в памяти сразу всплывает имя — «Болельщик», точнее «Болельщики». Они самая многочисленная армия спортивных персонажей. Нет, нет! Они не, толкают и не вырывают штангу, не бьют по футбольному мячу, не фехтуют на дорожке, не прыгают с шестом, с трамплина, вышки, но может быть могли и могут и то, и другое, и третье.
Сейчас они располагаются на трибунах и в секторах, сидят у телевизоров и приемников, ожидают выхода спортсменов, стоят
в очереди за билетами в кассах, прогнозируют и обсуждают возможные исходы борьбы и т. п. Однако без них зафиксированный вес штанги может оказаться меньшим, прыжки ниже, борьба и поединки менее активными, а спортивная сума — просто тощей.
Они всех возрастов, национальностей и материального достатка, но представляют собой единую семью. Это не значит, что
она бесконфликтна.
Для миллиардов зрителей и болельщиков, заполняющих 100-тысячные стадионы, спортивные баталии как первая любовь, как ненасыщаемый интерес и увлечение, как возможность организации досуга и свободного времени, как способ снятия эмоциональ-~; ного напряжения, т. е. психологической разрядки. О ней социальные психологи говорят резче: «Способ выпустить пар».
Немного истории
Хоть дело прошлое, но исторический экскурс на открытие и закрытие 1 Олимпийских игр передает атмосферу праздника и ликование болельщиков.
...Восемьдесят тысяч зрителей собрались на трибунах беломраморного стадиона спустя 1503 года после прекращения состязаний атлетов античности. Король Греции объявил I Олимпийские игры современности открытыми. Залпы орудийных салютов, в небо взвились голуби, прозвучали греческий национальный и олимпийский гимны; одетые в белые туники спортсмены на поле стадиона, точно ожившие древние эллины, приветствовали своих потомков, вручая эстафету Олимпиады.
А теперь закрытие. Оно было назначено на 15, а состоялось 16 апреля. Помешала сильная буря с проливным дождем, разразившаяся перед самым началом церемонии. Но и 15 апреля, несмотря на плохую погоду, на стадионе собрались тысячи зрителей, а 16 — при переполненных трибунах Мраморного стадиона состоялась торжественная церемония закрытия I Олимпийских игр. Победители выстроились перед королевской ложей.
Громко объявлялись кронпринцем их имена и страна, которую они представляли. Король Греции вручал им медали, дипломы и оливковые ветви, привезенные из священной Олимпии.
Но бывало и такое. Церемония, открытия VII Олимпийских игр 1920 г. в Антверпене была впечатляющей, но проходила она при полупустых трибунах. Дело в том, что цены на билеты были так завышены, что для многих болельщиков это зрелище оказалось не по карману.
Зато Парижские VIII Олимпийские игры 1924 г. были очень посещаемы. Их смотрели 625821 человек. Кассовые сборы превысили пять с половиной миллионов франков того времени. Из них 1 миллион 800 тысяч франков принес футбол, полтора миллиона — легкая атлетика. Шагнем от ставших уже историей Олимпийских игр в сегодняшний день. Только один штрих относительно небольших соревнований по теннису. 1991 г. Финал соревнования
«Байер Кубок Кремля», встреча между Якобом Хласек и Андреем Черкасовым собрала 17 тысяч зрителей. Они вскочили со своих мест и зал содрогнулся от вопля, когда Андрей забил свой победный мяч. «Олимпийский» — та его часть трибун, с которых можно хоть как-то видеть центральный корт, — была полна. В кассах не осталось ни одного непроданного билета. Цена на них с рук поднялась до ста рублей.
Да, зритель на стадионах был всегда. Обратимся ли мы к истории или посетим стадион сегодня.
Но кто они зрители-болельщики? Группа, толпа, публика, аудитория? Вот об этих социально-психологических особенностях пойдет речь.
Зритель как большая группа
В многоликой и праздничной семье соревнований многое меняется, но сотни, тысячи, десятки и сотни тысяч публики — аудитория спорта, остаются всегда. Они, если перейти на язык социальной психологии, составляют большую группу (макрогруппу). Да, общности людей ученые подразделяют на большие и малые. О малых группах (командах) мы будем писать. Теперь о больших.
Большие группы не нуждаются ни в защитниках, ни в защите, ведь они количественно велики. Но они нуждаются В! более строгом и глубоком изучении. Особенно та большая группа, которая лежит в сфере наших интересов — зритель. И хотя мы будем вести речь именно об этой группе, перечислим широкий спектр общностей, которые относятся к большим. Это, как считает ленинградский социальный психолог В. Е. Семенов, кланы, слои социально-профессиональных групп; нации и народности; социально-демографические и территориально-региональные группы; группы-организации (партии, воинские подразделения, заводы) ; кратковременные как организованные, так и неорганизованные группы (митинги, демонстрации, толпа во время стихийных бедствий); группы — аудитории локальные, собранные в одном месте и рассредоточенные — читатель определенной газеты, журнала, зритель телепередач и т.п.). Вот какой размах — от нации до зрителя.
Но мы вернемся к нашему сюжету •— группе «зритель на спортивных соревнованиях» и дадим ее социально-психологические характеристики. Это большая по количеству, реальная, локализованная в определенном месте (на трибунах стадиона), случайно возникшая, достаточно кратковременно существующая (соответствует продолжительности состязания), неорганизованная (нет органов управления, а следовательно ослаблен социальный контроль) общность. Важно, что эту группу объединяет наличие общего интереса — интерес публики к спорту, к какому-либо виду спорта (футболу, хоккею, теннису, легкой атлетике и т.д.). Отсюда возникновение группового настроения, эмоций, ажиотажа.
Особое психическое состояние
Совместные переживания, заражение общим эмоциональным настроем доставляет болельщикам определенное удовольствие, позволяет (это образное выражение уже упоминалось), «выпустить пар». Вместе попереживать, покричать, помахать флагами —»
:ну где это еще позволительно?
Но вот это «все вместе» рождает любопытное ощущение — мощи и силы массы, единения, некоторой уравниловки, анонимности и коллективной безответственности. У находящихся в группе болельщиков, вероятно, происходит пробуждение каких-то бессознательных инстинктов, снижается критическое отношение к себе и окружающим. Надо полагать, что на стадионе люди переживают особое психическое состояние. Точного названия которому пока не дано.