Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | RSS | Рубрикатор |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
        » Laura NEGRISOLI
Популярные спортивные игры » Волейбол
 

 
 

Франтишек Стибиц "Волейбол"

13 ноября 2008 | Автор: Су-27  | Просмотров: 8537 |

      » 


Франтишек Стибиц "Волейбол"


Государственное издательство „ФИЗКУЛЬТУРА и СПОРТ" Москва 1960


Предлагаемая советским читателям книга известного теоретика и практика в области волейбола чехословацкого тренера Франтишека Стибица является первым значительным трудом по волейболу иностранного специалиста, переведенным на русский язык.


Первая и вторая часть книги.
Download: stibic1.pdf [1.2 Mb] (cкачиваний: 698) stibic2.pdf [2.39 Mb] (cкачиваний: 600)

сокращенный перевод с чешского С. И. Ольшанской Предисловие и примечания заслуженных тренеров СССР В. А. Осколковой и М. С. Сунгурова

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемая советским читателям книга известного теоретика и практика в области волейбола чехословацкого тренера Франтишека Стибица является первым значительным трудом по волейболу иностранного специалиста, переведенным на русский язык.
Как известно, команды Чехословакии (особенно мужская) являются одними из сильнейших в мире и Европе; их опыт по волейболу давно интересует советских волейболистов.


Для наших тренеров и игроков книга представляет безусловную ценность. Ведь только узкий круг волейболистов — участников мировых соревнований смог видеть за последние годы игру чехословацких спортсменов, а изучить методику их спортивной тренировки до сих пор не удалось никому.
Изучив настоящую книгу, советский читатель сможет детально познакомиться с чешской школой волейбола. В книге широко изложены взгляды чешских тренеров на технику, тактику и методику обучения и совершенствования. Из книги Ф. Стибица «Волейбол» переведены две главы: «Методика обучения волейболу» и «Волейбол в физическом воспитании молодежи», которые по объему в чешском издании занимают более 2/3 книги. Остальные главы в сокращенное русское издание не вошли, поскольку материал, изложенный в этих главах, или известен советскому читателю (в основном справочный материал), или не представляет особого интереса.

Глава «Методика обучения волейболу» является самой фундаментальной и важной. В ней изложены основные вопросы техники, тактики, методики обучения и совершенствования. Нашим тренерам и игрокам очень полезно внимательно познакомиться с этой главой.
Автор предлагает новую, оригинальную систематику и классификацию технических элементов игры и связанную с этим методическую последовательность обучения волейболу. Все технические приемы он делит на восемь основных групп; каждая группа в отличие от принятой у нас систематики состоит из совершенно разнородных по своему игровому назначению технических приемов. Так, например, в раздел «Верхнее отбивание одной рукой» включены верхние передачи одной рукой, верхние подачи и все нападающие удары. В раздел «Нижнее отбивание одной рукой» включены все нижние подачи и нижние передачи одной рукой и т. д.

Можно спорить о преимуществе нашей или чешской систематики и классификации, но, безусловно, приведенное разделение на группы представляет большой интерес и логически обосновано, так как здесь нет механического разделения отдельных технических приемов, их группирование производится по родственным признакам и структуре движения. Единый принцип, положенный Ф. Стибицом в основу классификации технических элементов, приводит к стройной, логически обоснованной системе. Основываясь на своей классификации технических элементов, автор предлагает в каждом разделе обучения начинать с несложных элементов с постепенным переходом к более трудным элементам, имеющим одну основу движения.
Знакомясь с разработанной автором методической последовательностью обучения и совершенствования различным техническим и тактическим приемам, читатель найдет много полезного для своей практической деятельности.

Практический материал в главе «Методика обучения волейболу» разнообразен, оригинален. Чувствуется большая наблюдательность автора и умение анализировать вопросы техники, тактики и особенно методики обучения. Целый ряд замечаний и предложений по изучению технических приемов и игровому совершенство-ч ванию безусловно заинтересует советского читателя и обогатит тренерскую практику. Особенно в этом отношении полезен раздел, относящийся к изучению технических средств защиты, в том числе передачи мяча снизу на месте и в бросках. Приведено много новых упражнений в парах и группах.

Раздел тактики написан а своеобразном стиле и читается с большим интересом. Чувствуется творческий подход автора, особенно когда он говорит об индивидуальных тактических действиях в защите и нападении.

Советским волейболистам будет очень полезно познакомиться с новым методическим материалом в разделе об игре двоек, где автор приводит своеобразные правила и установки, которые способствуют более быстрому техническому и особенно тактическому совершенствованию игроков. Здесь с большим знанием дела даны советы по индивидуальной тактике и особенно по умелому выбору способа удара. Наши волейболисты упускают много выгодных моментов в игре лишь из-за того, что не умеют выбирать в единоборстве с противником лучшие способы удара.
Более слабо, по нашему мнению, даны общекомандные тактические действия (системы и варианты игры), которые страдают схематичностью и не нацеливают читателя на преимущественность той или иной системы игры.

Ценность методического материала несколько снижается непривычной для нас манерой изложения. В связи с этим возникли большие трудности в переводе книги на русский язык, и понимание некоторых разделов несколько затрудняется. Сосредоточенности читателя при чтении книги мешают частые повторения отдельных деталей, связанные с указанной выше своеобразной классификацией. Употребляемая автором терминология значительно отличается от принятой в советской спортивной литературе, что также создает затруднение в понимании текста. Особенно насыщен различными условными терминами раздел нападающих ударов. Такие обозначения, как «uliti», лобовой удар, «драйв», «сабля» и другие, зачастую не только не помогают правильному восприятию приема, но иногда вводят далее в заблуждение, так как противоречат сложившимся у нас в практике представлениям о характере этих ударов. Так, например, лобовой удар у нас обычно понимается как силовой, а «драйв» — как боковой, а в книге Ф. Стибица они имеют другое содержание. Однако при переводе книги нами сохранена терминология автора, так как она отражает своеобразные технические приемы, несколько отличные от наших. Кроме того, эта терминология широко распространена в Чехословакии.

Со многими положениями, высказанными автором, можно соглашаться или спорить; читатель, знакомый с теорией и практикой советского волейбола, сумеет сам обнаружить имеющиеся противоречия.
Со своей стороны, мы не можем не остановиться на некоторых принципиальных положениях автора, которые вызывают ряд критических замечаний.

Во-первых, несмотря на определенную положительность предлагаемой методической последовательности "обучения, нельзя слепо копировать и переносить в практику без критического анализа и проверки все положения, выдвигаемые автором. Так, например, с нашей точки зрения, нельзя объединять при обучении такие технические элементы, как нападающий удар и верхнюю передачу одной рукой; структура движения этих элементов имеет большое различие, и если обучение им проводить по единой методике, это может привести к искажению основ техники нападающего удара. То же относится и к другим моментам, которые читатель сам может обнаружить при внимательном чтении.
Следует также отметить, что объединение в одну группу различных игровых приемов усложняет понимание читаемого материала и затрудняет постановку конкретных задач в процессе обучения. Подобное объединение, например, в разделе «Перемещения по площадке», простых перемещений с перемещениями, тесно связанными с выполнением технического приема (например, разбег и прыжок к нападающему удару и блокированию), искусственно разрывает целостный прием и искажает истинный характер движения.
Во-вторых, при описании техники игры автор, к сожалению, не останавливается на основах техники. Им не освещается вопрос последовательности движения отдельных звеньев тела, скорости и их амплитуда при выполнении различных технических приемов, а эти факторы являются решающими для достижения эффективности действий волейболиста. Отсутствие анализа осноз техники в книге дает себя знать при описании автором характерных ошибок при выполнении технических приемов и методики их исправления. Поэтому причины ошибок, указанные автором, носят слишком общий и отвлеченный характер, что затрудняет быстрейшее их исправление. Особенно чувствуется отсутствие описания деталей техники в разделе о нападающем ударе, где разнообразие всех способов удара главным образом и складывается из различной последовательности, скорости и амплитуды движения отдельных звеньев тела. Вследствие этого трудно понять из высказываний автора различие между такими ударами, как лобовой удар и обманный, а такой способ удара, как «сабля», весьма неясен. В этом же разделе автор совершенно упускает описание техники разбега, исходного положения перед отталкиванием (о чем говорилось уже выше), т. е. той части нападающего удара (как целостного приема), которая, по нашему мнению, является решающей для эффективного выполнения его.

В разделе нападающего удара и блокирования автор неоднократно подчеркивает важность наблюдения за противником во время выполнения им приема. Поэтому он требует в процессе обучения и совершенствования прививать у занимающихся умение наблюдать за движениями противника все время, вплоть до удара по мячу. Между тем, как показывают многочисленные наблюдения во всех играх, связанных с мячом, основное внимание игрока должно быть сосредоточено на движущемся мяче, «--«несоблюдение этого приводит к частым неточным попаданиям по мячу. Конечно, игроков надо приучать к тому, чтобы они умели наблюдать за противником, но при этом прямое наблюдение проводится до определенного предела, а в момент непосредственной подготовки и выполнения удара основное внимание уделяется мячу, и наблюдение за окружающей обстановкой осуществляется только за счет периферического зрения (обычно на тренировках развитию и совершенствованию периферического зрения уделяется очень мало внимания). Также трудно согласиться с автором о необходимости постоянного наблюдения за мячом при блокировании, так как в этом случае блокирующий совершенно теряет контроль за действиями нападающих игроков. В нашей передовой практике волейбола давно уже установлено, что непосредственное наблюдение за мячом ведется только в начале передачи на удар (для определения места и времени отталкивания), а затем все внимание уделяется действиям нападающего игрока.

В разделе «Падения» (стр. 33), на наш взгляд, автор слишком большое внимание уделяет приемам защиты с падением, излишне детализируя и усложняя их. При этом особое внимание с самого начала уделяется падениям с перекатом назад, что не является рациональным, так как не вырабатывает у игроков стремления к своевременному перемещению навстречу мячу.
В самой технике ударов снизу по мячу одной рукой весьма спорным является утверждение автора об эффективности использования для удара по мячу положения ладони «щепоткой»

В нашей практике последних лет преимущественно применяются удары по мячу выпрямленной ладонью или ее основанием, внутренней или наружной стороной предплечья или кулаком.

Отметив спорность отдельных положений и утверждений автора, в заключение следует еще раз подчеркнуть, что это ни в коем случае не снижает общей ценности книги и советский читатель найдет в ней много полезного и поучительного для себя.

В. ОСКОЛКОВА и М. СУНГУРОВ, заслуженные тренеры СССР


 

Рейтинг новости:
 (голосов: 8)


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме

Комментарии (1)

  #1 написал: bellasvon (13 ноября 2008 21:24)  
 
Интересненько ...... автору спасибо ......
 
   
 

Добавление комментария

 

Информация

  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис, 1966 настольный теннис, 1982 настольный теннис, 2011 настольный теннис, 2012 настольный теннис, 2013 настольный теннис, Table Tennis, Table tennis world, Алексей Ливенцов, Альгимантас Саунорис, Анатолий Амелин, Анатолий Строкатов, Андрей Мазунов, Большой теннис, Бронислава Балайшене, Валентин Иванов, Валентин Команов, Валентина Попова, Виктор Шергин, Владимир Воробьев, Владимир Мирский, Геннадий Аверин, Зоя Руднова, Ксения Туленкова, Лайма Балайшите, Настольный теннис РЕВЮ, ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ, Римас Пашкявичус, Роман Аваев, СССР настольный теннис, Саркис Сархаян, Сборная СССР по настольному теннису, Светлана Гринберг, Станислав Гомозков, ФНТР, Флюра Булатова, Шпрах, Эвелин Лесталь, Эдуард Фримерман, Юлия Прохорова, журнал настольный теннис, кинограмма, книга настольный теннис, настольный теннис, подачи в настольном теннисе, психология спорта, сборная России по настольному теннису, техника настольного тенниса, чемпионат СССР по настольному теннису, юмор настольный теннис

Показать все теги

^вверх^