Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | RSS | Рубрикатор |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
        » 2007 World Team Cup videos
Популярные спортивные игры » Настольный теннис » настольный теннис методика
 

 
 

Отбор новичков

20 мая 2009 | Автор: rada  | Просмотров: 3225 |



Виктор Баруздин - «Отбор новичков»



Журнал «Настольный теннис», №9 2007 г.

Многие тренеры, оценивая результаты своей работы, задают себе вопрос: «Почему я, много и упорно работая, вкладывая в детей всю душу, не могу подготовить кандидата в сборную, или мастера спорта, или, наконец, победителя соревнований приличного уровня?»
Причин может быть несколько, но, в конечном счёте, все они сводятся к одной важнейшей - не с теми работали.
Ошибка была допущена при отборе много лет назад, а аукнулась сейчас. У детей не оказалось тех качеств, которые необходимы для игры на требуемом уровне, а необходимых компенсаторов найдено не было. Чаще всего, проявляется нехватка психических качеств - волевых усилий, свойств внимания, надёжности нервной системы, а также игрового мышления. Всё-таки, физические качества, за редким исключением (таких, как, например, двигательная резкость) развиваются.
Возможно также, игроки, с которыми пришлось работать, по природе своей оказались боязливы, склонны к так называемому мандражу. При отборе тренеры этого не учли, а потом ничего сделать невозможно. До какого-то уровня игры спортсмены делают всё правильно, но когда накал борьбы переходит некий барьер, они ничего с собой поделать не могут.
Может быть, у ваших воспитанников невысок природный уровень притязаний, и они не стремятся многого добиваться. На словах хотят, а на деле нет. Играть в теннис им нравится, в коллективе нравится, а умереть ради победы не дано.
Конечно, случается, что причины отсутствия успехов кроются в самом тренере. Например, если он работает спустя рукава, или слишком мягкотел, или не очень склонен к творчеству. Но эти случаи мы здесь рассматривать не будем. Самое удивительное, что даже при таком предполагаемом тренерском негативе, удачный отбор всё равно может дать высокий результат.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Илья Фрегер – «Отбор и селекция»


Статья «Как организовать победу»

1. ОТБОР И СЕЛЕКЦИЯ
1.1. Набор детей в группы начальной подготовки является одним из главных (если не самым важным) критериев подготовки спортсменов высокого класса. Советская система юношеского спорта, и настольного тенниса в частности, была ведущей в мире, наряду с азиатской. К сожалению, ныне система ДЮСШ практически развалена. Обычно набор в группы детей проводится стандартно – вывешиваются объявления о наборе с указанием времени и даты занятий. Как варианты, попросить о помощи преподавателя физ. культуры или пройтись по классам с объявлением.
Все эти способы набора детей в далеком прошлом.
Классический вариант – проведение уроков физкультуры.
Оптимальный возраст – 8-9 лет, с выборочным привлечением первоклашек. Урок проводится бригадой тренеров не менее 2-3 человек. Один непосредственно проводит урок, а двое других «выдёргивают» способных детей и записывают их данные (класс, возраст, домашний адрес, место работы родителей – «крутых» в отдельный список и т.д.). Урок должен состоять исключительно из эстафет, подвижных игр различной направленности: физические качества, реакция, но главное воля и разум. И обязательно в конце – игра в футбол. Посмотрев «футбольный матч» не умеющих играть второклашек, в том числе и девочек, опытный глаз с очень большой долей вероятности сможет определить будущих чемпионов: желание «выдрать» мяч, горящие глаза, нахождение в «гуще событий», радость от забитого гола, реакция на неудачу, а иногда и «зрячий» пас…
После окончания урока необходимо собрать всех «записанных» и, не обижая всех остальных, провести с ними беседу. Если кто-либо из «невыбранных» очень рьяно настаивает на своём участии в «процессе», такого ребёнка обязательно надо принять. Бывали случаи, что именно из настойчивых что-то получалось. Перемена длится 5-10 минут, поэтому всё зависит от красноречия тренера - за это короткое время он должен проникнуть в сердца и души детей и убедить их в том, что самый лучший вид спорта в мире – это настольный теннис!
Всё вышеописанное надо проделать во всех 2-3-х, а зачастую и 1-х классах всех близлежащих к спортзалу общеобразовательных школах. Работа тяжёлая, но нужная – окупится…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.4. Ничего не поделаешь - спортсменом надо родиться. Небольшое отступление. Лет, наверное, 15 назад я разговорился с Михаилом Носовым (покойный ныне) - основателем знаменитой на всю Европу Горьковской (ныне Нижегородской) школы настольного тенниса. Уже тогда эта школа "гремела" на всю Европу. Братья Мазуновы, Дмитрий Гусев, Оксана Кущ, Елена Комракова, сестры Татьяна и Екатерина Кулагины, Светлана Ганина – далеко не полный перечень победителей и призеров Европейских первенств. Доходили слухи, что горьковчане практически не занимаются постановкой техники, а с утра до вечера малых лет "рубятся" на счет. Пользуясь приятельскими отношениями с Носовым - мы вместе начинали работать, я решил добиться правды у Миши. Только много лет спустя стало понятно насколько гениален был этот человек, так много сделавший для любимого вида спорта и так рано ушедший из жизни. Еще в далеких семидесятых Миша понял, что главное - это отбор, а в отборе - выявить волевых спортсменов. Как? Да очень просто. Детей 1-2-х классов обучали перебивать как угодно мяч через сетку и через неделю-другую, объяснив правила, выводили играть на счет. Все как на ладони; кто, не умея, дерется, цепляется за выигрыш, а кто безразличен. Первых начинали обучать технике квалифицированные тренеры. А других...
А за пределами Горького все остальные тренеры прыгали от счастья, когда дети хорошо набивали мяч на ракетке, ну а уж если пять раз правильно сделали накат справа — все, "суперстар"! К сожалению, не минул всего этого и ваш покорный слуга. Разочарования наступали минимум через 5-6 лет упорной работы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


 

Рейтинг новости:
 (голосов: 5)


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме

Комментарии (22)

  #22 написал: Су-27 (16 марта 2012 08:19)  
 
У Рады сайт помер. sad Хотелось бы обновить документы, приводимые в новости - если у кого сохранились - пришлите на webmater@kondopoga.ru


--------------------
 
   
  #21 написал: rada (27 мая 2009 18:09)  
 
Есть и у нас девочка-мальчик! - Татьяна Кулагина. Правда, если точнее, то уже тётя-мальчик. :)
 
   
  #20 написал: geokond (27 мая 2009 14:12)  
 
Время талантов с шипами/липучкой (Ван Тао, Ден Япинг) прошло...
 
   
  #19 написал: Sever8 (27 мая 2009 13:40)  
 
Отбор по-китайски: поглядите на внешние (антропометрические) данные нынешних сборников. Девушки: у всех из нового поколения мальчиковые фигуры - ничего не выпирает, и резкость движений - как у ребят. То есть уровень андрогенных гормонов - завышен. И сравните с русскими полногруж...ми красавицами типа Яны Носковой(вся юниорская сборная России составлена из таких). Про такие принципы отбора авторы статей почему-то умалчивают. На Украине есть такая девушка-мальчик - Ира Моцык. Если бы ей еще в детстве поставили нормальную игру и дисциплинировали - была бы покруче Песоцкой.
Ребята - длинноногие "тараканы" (это такой жаргонный термин спортивной медицины). Тут все понятно. Дотянуться до короткого, успеть сблокировать или отойти во 2 зону и контратаковать, успеть на косые мячи, быстро перегруппироваться.
 
   
  #18 написал: Avaev (23 мая 2009 21:36)  
 
поэтому кетайцы и первые в НТ - что у них все сведено в единую систему. Часть идет в интернаты, часть - в воспитанные дети.


--------------------
 
   
  #17 написал: Sever8 (23 мая 2009 21:23)  
 
А детским тренерам слово еще никто никогда не давал. Оне своего мнения иметь не должны. Их дело - выполнять указания "старших" товарищей. Сказано как: бегай по урокам физ-ры и отбирай. Да еще за 5 минут беседы убеди ребенка, что лучше НТ для него ничего на свете нет. Даже компьютерная игра. о которой он в этот момент думает. А родителей ваще зачем учитывать? Поставить их перед фактом: ваш сын будет заниматься теннисом,а не танцами, футболом, английским или музыкой.
 
   
  #16 написал: rada (23 мая 2009 09:11)  
 
Очевидно, что тренер сборной и тренер начинающих - несколько разные профессии. Тогда было бы логично, если бы "сборники" писали о том, как не загубить перспективного игрока, а сделать из него профессионала, как создать коллектив в сборной, как повышать мастерство. А тренеры начинающих - писали бы про отбор, на основе своего опыта. Потому как звёздочки часто не хотят укладываться в рамки "правильного отбора".
 
   
  #15 написал: Sever8 (22 мая 2009 12:02)  
 
Цель оправдывает средства. В данном контексте цель просматривается однозначно: отбор самого пригодного "материала" для будущих профи высокого уровня. Это нужно заслуженным тренерам и спортчиновникам, но участвовать сами в отборе оне ведь не будут. Не царское это дело. Вот и получается разрыв в целях. Ибо детским тренерам на местах нужно иное: хорошие воспитанные дети, с которыми приятно работать, адекватные родители. Нужен процесс, поскольку он и есть для них - цель. Если кто из детей захочет большего, или родители захотят чадо-чемпиона по НТ (а таких в наше время - единицы)- на то есть спортинтернаты. Где две тренировки в день, где реальная конкуренция, где обучение в училище чисто номинальное, где много выездных турниров.
 
   
  #14 написал: Avaev (22 мая 2009 12:01)  
 
Команов - не совсем администратор. Я с ним много общался - он именно СБОРЫ хорошо проводил, отбирал кандидатов на них и тд. Это отдельная работа...
Вопросы аналогичные вышеизложенным - типа из серии "кого воспитал Хиддинг?" Или Адвокаат... laughing


--------------------
 
   
  #13 написал: Новый (22 мая 2009 11:37)  
 
В спортинтернаты попадают дети после 2-3 лет занятия спортом и действительно проявившие себя. В статье говорится об отборе новичков. Тоесть ребенок еще палец о палец не ударил, а уже стал "избранным". Такие "избранные" ломаются при первых неудачах и трудностях.
 
   
  #12 написал: rada (22 мая 2009 09:46)  
 
Да, конечно.
Но у тренеров на местах, работающих с детьми - свои проблемы и заморочки.
 
   
  #11 написал: Су-27 (22 мая 2009 08:59)  
 
Хороший администратор - это часть победы команды.


--------------------
 
   
  #10 написал: rada (22 мая 2009 05:45)  
 
Согласна с Sever8.
Нашла еще один труд «тренера сборных» - Валентина Команова.
В.Команов – «Первый шаг – он важный самый»
В статье есть такие слова:
«…у тренеров сборных команд страны есть немало претензий к большинству кандидатов в сборные команды в отношении уровня их технико-тактической и физической подготовки, а также психологической устойчивости. Эти факты наводят на мысль, что в работе тренеров на местах есть значительные упущения как на стадии отбора и начального обучения, так и на этапах совершенствования спортивного мастерства. По-видимому, к большим потерям приводит пресловутое натаскивание и форсирование результатов за счет увлечения интенсивной соревновательной практикой на ранней стадии спортивной карьеры. Изучение работы тренеров на местах с начинающими игроками показывает, что многие специалисты или не хотят проявлять максимальные усилия на этапе набора и отбора, или не понимают, насколько этот этап является основопологающим в их тренерской судьбе и судьбе детей, которые оказались зачисленными в группы начальной подготовки».

Всё подробно, научно и т.д., но… Я стала искать в Интернете – «кого воспитал Команов». Наткнулась только на риторический вопрос def-а в обсуждении «Камо грядеши» – «А кого воспитал Команов?» Поискала еще. Из предисловия к книге С.Шпраха:
http://www.pingpong.su/publication/shprah.php
«…своим лучшим достижением сам автор считает присвоение пяти его воспитанникам звания «Заслуженный тренер России», высшей тренерской категории: Б.Анисимовой, В.Воробьёву (Главный тренер сборных команд России 1996-98 гг.), С.Гомозкову (старший тренер сборных команд СССР в 1977-81 гг.), В.Команову (Главный тренер сборных команд России 1993-95 гг.), Е.Эделю (старший тренер мужской сборной команды России 1993-95 гг. и с 1998 г.)»

Валентина Попова пишет: «… душой динамовской семьи был Валентин Викторович Команов». Значит, был еще одним из тренеров сборной Динамо в советские годы. Есть на дружественных сайтах несколько фоток, такой дядечка в очках.
Валентин Команов и Елена Андреева
А вот кого конкретно воспитал, так и не нашла. Может как раз Елену Андрееву? Но если и так, я не знаю, кто это - не слышала. У Фрегера-то хоть есть ученики...
 
   
  #9 написал: Sever8 (22 мая 2009 01:58)  
 
Фигня всё...Лучший отбор давно придуман и используется, в спортинтернатах и там, где есть хорошие базы. Заслуженные тренеры разными способами собирают там перспективных, в основном уже засветившихся на крупных соревнованиях, подростков. Кто сами хотят достичь звезд, да и родители не против. А остальным эти заслуженные впаривают об отборах начинающих. Ну, для себя в конечном итоге стараютсЯ...
 
   
  #8 написал: Avaev (21 мая 2009 22:58)  
 
Ну дак надо как при Сталине. Когда физкультура реально была сверхмассовой, и в ныне вымерших селах народ рубился в футбол-волейбол и тд (не говоря про города). Верхушка попадает в спорт...


--------------------
 
   
  #7 написал: Новый (21 мая 2009 09:03)  
 
Замечательно! Наконец-то найдена причина всех наших неудач в спорте и в настольном теннисе в частности. Все у нас хорошо. И спортзалов много. И оборудованы они по последнему слову техники. И тренеров хороших много. Только вот дети мешают работать. Много среди них дефектных! Отобрать бы несколько способных, а лучше одного и через несколько лет вырастет много чемпионов.

Всем известно, чем шире основание, тем выше пирамида. Мы же все переворачиваем с ног на голову. Ну, нет у ребенка бойцовских качеств, так надо воспитать. На то она и спортивная школа! Жесткий отбор в спорте необходим. Но только не среди детей, а среди спортивных чиновников.
 
   
  #6 написал: geokond (20 мая 2009 16:03)  
 
Цитата: rada
любого тренера фанатика-одиночки могла появиться звёздочка

Очевидно, это плюсы системы советской.
Мне кажется, что сейчас тренер-одиночка не сможет вырастить звезду самостоятельно.
 
   
  #5 написал: Avaev (20 мая 2009 12:32)  
 
Я кстати - очень не люблю с детьми до 9-10 лет. Ибо объясняю - по другому не умею. А объяснять надо тем, кто понимает хоть что-то...


--------------------
 
   
  #4 написал: rada (20 мая 2009 12:22)  
 
Про иллюминацию – точно. :)
У Фрегера есть об этом. «Важнейший вопрос - взаимоотношения тренера и спортсмена: в быту, перед соревнованиями, во время соревнований, после соревнований, что перекликается с предыдущей главой. Конечно же, для плодотворной работы со спортсменами тренер должен знать о них все: что за семья, кем работают родители, какие учителя, с кем дружат в школе, любит ли спорт классная руководительница, а в более зрелом возрасте обо всех женихах и невестах. Главным во взаимоотношениях спортсмена с тренером является внутренний контакт - то, что не объяснишь словами. Высоких побед без этого не добьешься. Почему подавляющее большинство тренеров, успешно работающих с детьми, совершенно не в состоянии работать со взрослыми (в том числе старшими юношами) спортсменами? Потому, что в детстве успешно действует принцип - делай так, потому что я так сказал. Когда же спортсмен взрослеет и ему нужно объяснить, почему так, а не иначе, тренер, во-первых, не умеет это сделать, во-вторых, его возмущает сама постановка вопроса».

Geokond, cпасибо про подсказку про тэги, сейчас попробую.
Про картошку белорусскую - это сильно. :) Но читала здесь же, что Вероника Павлович говорит, мол в н/т все ненормальные, один Самсонов "спокойный как удав". И Тимо Болл как-то признавался, что по человеческим качествам ему больше всех импонирует Самсонов. Может, и в этом дело, и психика имеет не последнее значение.
А про школы (российские) - в те времена, это Краснодар, Екатеринбург, Горький, Абакан, Иркутск, Магнитогорск, Нальчик, Пятигорск.
- Краснодар славился Стрельниковым (приехавшим из Омска) и Подносовым (кажется, из Хабаровска). Свой был Женя Светличный. Про него читала, что он года в 22 оставил спорт.
- Екатеринбург времен Татьяны Фердман (Кутергиной) и Людмилы Бакшутовой (Фасхутдиновой), - это больше интеллектуальный теннис. Была еще там Нина Черепанова (Басалаева), играла пером, никогда не была худышкой, не очень дружила с ОФП, однако, была одной из сильнейших в России.
- В Абакане - фанатик Ю.Д.Лебедев, плохо умеющий играть, но подготовивший немало мастеров.
- Иркутск (И.К.Зусман) вырастил чемпиона России Никиту Бенчарова. Который сейчас имеет успешный туристический бизнес на о.Ольхон, на Байкале. И просто хороший человек.
Остров Ольхон. Усадьба Никиты Бенчарова
- Магнитогорск (М.Вартанян) - Нина Клыгуль и Игорь Солопов, оба защитники.

Школ как таковых было немного. Но у любого тренера фанатика-одиночки могла появиться звёздочка. И тогда по одному-двум игрокам знали город. А уж как там отбирались новички, кто знает! Явно не очень научно. Я думаю, часто совершенно случайно оставались дети "за компанию", или "некуда больше идти".
 
   
  #3 написал: Avaev (20 мая 2009 11:23)  
 
Там иллюминация так называемая должна произойти. Запускает ее механизм ВСЯ комбинация из ученика-тренера-семьи (про которую в анонсе нету, а полный текст читать лень) laughing
Как запускать - никто не знает.
В политике, науке и искусстве механизмы схожи. Достаточно вспомнить иллюминацию Гитлера в голодной Вене или Менделеева с приснившейся ему таблицей...

Я пытался с этим запуском разобраться - но рационального знания получить не удалось. Кроме того что можно самому надорваться...


--------------------
 
   
  #2 написал: geokond (20 мая 2009 11:16)  
 
Ссылки вставляются через тэг leech (ключик)

Вопрос комплексный, в плоть до того чем питаются спортсмены и тренеры...
(Может быть дело в белорусской картошке?)

Кстати, основные школы русского тенниса на тот момент различались по стилю?
 
   
  #1 написал: rada (20 мая 2009 08:11)  
 
Тема не нова, а вопросов много.
Хорошо, что есть такие советы и какие-то ориентиры. Но поспорить можно. Потому как нет тут универсального подхода. Валентина Попова в своих интервью говорит о том, что характер у нее был совсем не боевой, особенно в детстве. И научилась она "игровой злости" с помощью второго тренера Новикова. Уже после нескольких лет занятий н/т. А, к примеру, у Флёры Хасановой и характер был бойцовский, и отношение к спорту фанатичное. Но Хасанова так и не стала второй Поповой, хотя играла очень неплохо.

Горьковская (нижегородская) школа бесспорно одна из сильнейших в России, и Михаил Носов достоин огромного уважения. Да, когда-то два маленьких Димы - Мазунов и Гусев – до слез «рубились» на счет. У них бывали задания -сыграть 100 партий друг с другом за некоторое время. И Носов говорил – «А вы не смейтесь, что они пищат и плачут. Это значит, они ХОТЯТ выиграть».
НО… все перечисленные игроки горьковской школы – далеко не первые в мире!

Петкевич говорит – «большая удача для тренера получить такой материал», имея в виду Самсонова. Но и это можно было запортить, и Самсонов бы остановился на юношеских чемпионатах Европы. И те же Петкевичи являются тренерами сестер Павлович. Виктория из европейских теннисисток весьма высоко находится в мировом рейтинге. Что же получается – все талантливые дети сконцентрировались в Белоруссии? А Петкевич, скромняга, помалкивает и кропает чемпионов?
Так в чём секрет? В профессионализме тренера, таланте и характере игрока, в удаче? Или просто – одним дано, а другим – нет?
Читала, что Дмитрия Мазунова потому приглашали до последнего в сборную, что он один из немногих, кто хочет побеждать, может быть принести славу России, насколько возможно. Других-молодых вполне устраивает оплачиваемая игра за клубы. И играть на пределе «ради Родины» им просто непривычно или «не надо», что ли. Вроде в России первые, а в мир их выпустят, и они вылетают с первого круга…

Ссылки нормально не могу оформить. С тэгами url почему-то выходит ошибка.
 
   
 

Добавление комментария

 

Информация

  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис, 1966 настольный теннис, 2011 настольный теннис, 2012 настольный теннис, 2013 настольный теннис, Table Tennis, Table tennis world, Алексей Ливенцов, Альгимантас Саунорис, Анатолий Амелин, Анатолий Строкатов, Андрей Мазунов, Большой теннис, Валентин Иванов, Валентин Команов, Валентина Попова, Виктор Шергин, Владимир Воробьев, Владимир Мирский, Владимир Самсонов, Геннадий Аверин, Зоя Руднова, Ксения Туленкова, Лайма Балайшите, Настольный теннис РЕВЮ, ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ, Римас Пашкявичус, Роман Аваев, СССР настольный теннис, Саркис Сархаян, Сборная СССР по настольному теннису, Светлана Гринберг, Станислав Гомозков, ФНТР, Флюра Булатова, Шпрах, Эвелин Лесталь, Эдуард Фримерман, Юлия Прохорова, Яна Носкова, журнал настольный теннис, кинограмма, книга настольный теннис, настольный теннис, подачи в настольном теннисе, психология спорта, сборная России по настольному теннису, техника настольного тенниса, чемпионат СССР по настольному теннису, юмор настольный теннис

Показать все теги

^вверх^