Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | RSS | Рубрикатор |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
        » Dana Hadacova (CZE) – вышла замуж.
Популярные спортивные игры » Настольный теннис » настольный теннис методика
 

 
 

Мастер-класс супертренера

28 мая 2009 | Автор: rada  | Просмотров: 4480 |

      » 


Журнал «Настольный теннис» №1 2008 г.

http://rada-for-tt.narod.ru/master-class.pdf

Мастер-класс супертренера


Дубравко Скорич (Хорватия). Старший тренер бельгийского клуба «Шарлеруа», выигравшего Европейскую Лигу Чемпионов, За клубную команду играют: Владимир Самсонов (чемпион Европы, 5-е место в мировом рейтинге), Ли Чин (Гонконг, 12-е), Алексей Смирнов (победитель ТОП-12 Европы, 18-е), Жан-Мишель Сэв (вице-чемпион Европы, 31-е). (данные на январь 2008 г.)

В первый день семинара Дубравко Скорич поделился с участниками своей оценкой европейского настольного тенниса, а на следующий провел показательную тренировку с группой молодых российских спортсменов.

«Положение европейского настольного тенниса по сравнению с азиатским в настоящее время незавидное. В международном рейтинге в первой двадцатке только 5 европейских спортсменов, а остальные азиаты - китайцы, гонконгцы, тайпейцы, корейцы, сингапурцы. Почему так происходит?
В 80-е годы европейский настольный теннис переживал подъём. Молодые игроки, которым было по 15-18 лет - шведы Ян-Уве Вальднер, Йорген Перссон, хорват Зоран Приморац, бельгиец Жан-Мишель Сэв, немец Йорген Росскопф - уже тренировались на сборах, где их партнёрами были игроки, значительно их превосходящие. И в вашей стране нередко к тренировкам сборных приглашались совсем молодые и талантливые игроки. Некоторые из них затем добились больших успехов.
В Советском Союзе успешно применялась система централизованной подготовки. Ежемесячно лучшие игроки собирались, чтобы 10-12 дней тренироваться вместе. Те игроки, которые сейчас успешно выступают за сборные бывших Союзных республик, продукт этой системы. Эту методику переняли в дальнейшем многие страны. Были созданы центры подготовки в Германии, Швеции, Италии, Франции. Ничего нового с тех пор не появилось. То, что мы имеем сейчас в Хорватии, это тоже продукт старой югославской системы. Нашего ведущего игрока Зорана Примораца в 15 лет подключили к тренировкам сборной, где играли легендарные игроки того времени: Каракашевич, Стипанчич, Шурбек, Калинич. В Европе нет молодого игрока, который мог бы в столь представительном коллективе постоянно тренироваться. До сих пор Приморац среди ведущих игроков мира.

В России сейчас другая ситуация. Сильнейшие игроки играют за границей. Молодежь от них оторвана. Если у вас сегодня есть чемпион Европы среди юношей Михаил Пайков, то нет никаких гарантий, что он станет лидером среди мужчин. Без планомерной работы это сомнительно.
До нас дошла информация, что в России появилась возможность организовать тренировочный процесс на самом высоком уровне. Возвращаются игроки, которые играют за границей. Появилась возможность связать их с молодым поколением в центрах подготовки. Нужно продумать, как с помощью мастеров, которые заканчивают свои выступления, готовить молодых игроков.

Очень важно правильно спланировать подготовку молодых и талантливых игроков. ИТТФ и ЕТТУ организовали в течение года двадцать четыре Про-Тура для юношей и взрослых. Появились деньги и покатились по турнирам молодые, а времени для тренировочного процесса не остается. Много путешествуют, соревнуются, но не тренируются. Это тревожно, когда молодой спортсмен приезжает на турнир и проигрывает в первом же туре и только через пять дней едет домой. За год молодой человек теряет до 2-х месяцев тренировок. Раньше Шурбек готовился 3 месяца к чемпионату мира. Самсонов к последнему чемпионату Европы готовился всего 9 дней. К тому же европейские игроки серьёзно отстают по интенсивности тренировок и технической оснащенности от азиатских игроков.

Далее Дубравко Скорич ответил на многочисленные вопросы тренеров.

С какого возраста можно заниматься с детьми?

Однозначного ответа нет. Иной раз приводят 5-6-ти летних. К сожалению, в это же время производится набор в другие виды спорта. Чуть опоздаешь, самых способных разберут в другие виды. Им бы позаниматься разными видами спорта. Научиться владеть телом, лучше им управлять. Да и столы высоковаты. Хотим мы или нет, но техника ставится неправильно. С малышами не следует торопиться. Допускать к столу лучше через 2-3 месяца.

Нужно ли много соревноваться в юном возрасте?

Ради будущего не следует гоняться за сиюминутным результатом. Больше уделять главному - постановке и совершенствованию техники. Заниматься дополнительно другими видами спорта, которые развивали бы подвижность, ловкость, скоростные качества. Не зря в азиатских странах нет официальных соревнований для детей до 12-ти лет. В Европе уже после месяца занятий позволяют играть на счет. У детей еще есть существенные ошибки в технике, а они играют на счет. Неправильная техника закрепляется, а это очень плохо. Исправлять неправильную технику невероятно сложно. В азиатских странах к соревнованиям допускают из числа юных только самых талантливых в исключительных случаях.

Как определить стилевые особенности?

Еще не разработаны соответствующие тесты. Многое зависит от темперамента и двигательных возможностей игрока. Надо присмотреться, к какой игре его тянет. Чаще всего стиль помогает определить опыт и интуиция тренера.

Есть ли в вашем клубе тренеры по общей физической подготовке и другим разделам?

Нет. Хорошо, что я закончил институт физкультуры. Работал с лучшими югославскими тренерами по ОФП, которые работали с Приморацом и игроками сборной. В нашем клубе нет психолога. Ставил вопрос перед руководством, но у них денег не хвата¬ет даже для массажиста.

Как тренировать подачи?

Китайские спортсмены подачам уделяют много времени. Не меньше 1 часа в день. Подают в общей сложности до 2000 мячей. Во время выполнения технических упражнений каждый мяч вводят соревновательной подачей. Нетрудно подсчитать, сколько подач они подают и принимают за день. Дети должны уметь правильно становиться в стойку для выполнения подач. Научиться подбрасывать мяч почти вертикально и выполнять подачу. При этом они должны понимать, какую важнейшую роль играет кисть в момент обработки ракеткой мяча, чтобы он полетел в нужную точку на стороне соперника.
Сложившимся игрокам основные принципы подач объясняет тренер, а какие подавать уже придумывает сам игрок. Подает такие подачи, которые ему удобно выполнить, которые нужны для выполнения тактического замысла. К сожалению, подачам в Европе невероятно мало уделяют внимания.

Показательная тренировка проводилась в зале Казанского Дворца спорта, где на следующий день начался розыгрыш европейского Суперкубка. Тренеры комфортно разместились на трибуне. На площадке были установлены два стола, за которыми играли 4 спортсмена из Самары: Роман Слепенков, Марсель Валеев, Александр Шушарин, Максим Беликов.

Пока ребята разминались Дубравко Скорич начал комментировать их действия, а Игорь Подносов помогал ему, переводя с сербского.

Больше внимания разминке

Первое, на что Скорич обратил внимание, так это на разминку.
В состоянии покоя мышцы и суставы закрепощены, кровоснабжение недостаточно, подвижность ограничена. Нервная система не готова быстро реагировать на действия соперника. Для того чтобы игрок мог перейти к высокоскоростной деятельности, требуется хорошо подготовить организм, т.е. грамотно выполнить разминку. Если спортсмен плохо размялся, то увеличиваются погрешности в технике. Игрок плохо чувствует мяч, рука с ракеткой выполняет неправильное движение, ноги не успевают переместить спортсмена к месту выполнения удара. К сожалению, даже опытные игроки часто продолжают разминаться уже во время игры. К тому же из-за недостаточно хорошей разминки игрок может получить травму. Перед встречей обязательно нужно размять, разогреть все основные группы мышц. Сюда входит и растяжка, беговая разминка, обще-развивающие упражнения, упражнения на гибкость, имитация различных видов ударов.

Каждый спортсмен вместе с тренером должен разработать комплекс разминочных упражнений, с помощью которых постепенно приводятся в движение все мышцы, участвующие в игре. Необходимо приучить игроков четко следовать этому комплексу. После того, как спортсмен разогрел мышцы, можно приступить к разминке у стола. Сначала выполняются удары на чувство, контроль мяча. Игрок должен поймать то комфортное движение, привычный стандартный удар, которое дает возможность долго держать мяч в игре. Постепенно скорость выполнения ударов по мячу увеличивается. Организм должен привыкнуть к более быстрой игре. Потом нужно, как говорят тренеры, «раздвигать ноги». Для этого выполняются удары из разных точек, справа—слева, чередование удара с топ-спином, игра длинно-коротко и т.д.
В нашем случае ребята разминались слабо и непрофессионально.

Важные моменты!

После разминки начинается основная тренировка.
Нужно стараться, чтобы от начала до конца тренировки все удары выполнялись технически правильно. На тренировках при разучивании ударов и комбинаций, как правило, один игрок подставляет, а другой выполняет удары. Так вот тот, кто подставляет, не должен выполнять свои удары пассивно. Игрок должен стоять в игровой стойке и перемещать тело так, чтобы рука с ракеткой не тянулась к мячу, а выполняла удар или подставку в игровом положении.
Тренировка шведских игроков отличается от тренировок китайских. Китайские спортсмены упражнение выполняют по 15-20 минут. Лучшие шведы имеют хорошую технику, хорошие ноги, каждое движение выполняется правильно. Мяч держится долго и благодаря этому высокая плотность игры. Поэтому, например, Ян-Увэ Вальднер за счет хорошего чувства и контроля мяча, каждое упражнение выполняет 7-10 минут. Ему достаточно, потому что мяч долго держится на столе и за счет этого большая плотность игры. Хороший контроль, это когда спортсмен может вернуть мяч в нужную точку с соответствующей скоростью и вращением. Если для выполнения задания дается 15 минут, то 5 минут выполняется задание, а потом во время выполнения задания добавляется игра на реакцию.

Первое упражнение на перемещение

Мастер-класс супертренера


Тренировка на точность и правильное перемещение.
Спортсмены играют справа направо по диагонали произвольно по правой половине стола. Задание в основном разминочное, на технику. Задача - как можно дольше держать мяч на столе. Постепенно ускорять игру, но не в ущерб технике. Каждый удар выполнять в игровой стойке.
Замечания молодым спортсменам: нет стабильности, мяч держится всего 3-4 удара, потому что удары выполняются не в оптимальной точке удара, немного позже того места, в котором он должен быть выполнен и не в стандартном положении. Игроки тянутся к мячу, не подходят ногами, темп игры недостаточен. К каждому мячу нужно подойти так, чтобы выполнить его одним стандартным движением. Если выполнять удары в разных точках относительно корпуса, то будет много простых ошибок.
Скорич отметил, что у одного из игроков слишком закрепощена кисть, потому что он держит ракетку слишком плотно. Ребро ракетки глубоко вжато в кисть между большим и указательным пальцами. К тому же, в момент замаха он ее немного закрывает. Это характерная ошибка новичков — поворачивать кисть в момент замаха. При ударе такой закрытой ракеткой спортсмен часто попадает по мячу ребром. К тому же такой хваткой плохо бить по подрезке. В ударе участвует только резина.

Второе упражнение

Мастер-класс супертренера


Удары справа по правой диагонали из угла и из центра, слева по прямой.
Замечания: много ошибок, нет стабильности, тянутся к мячу, не подходят к месту выполнения ударов. Бьют, в основном, по падающему мячу. Чтобы мяч после приема принимающего не вылетал за стол, его лучше принимать перед собой по взлетаю¬щему мячу. Некоторые игроки перехватывают ракетку, когда играют после удара справа ударом слева. Это не правильно, потому что на высоких скоростях успевать не будут.
Нужно отметить, что у ребят слабая база начальной подготовки. Не научились правильно подходить к мячу, не понимают, в какой точке и как следует ударить по мячу, чтобы он летел в нужное место на стороне соперника. Детей еще не научили правильно двигаться, технике удара, контролю за мячом, а уже учат вращать.
Это проблема не только российских тренеров, но и европейских. С них требуют результат. Поэтому им приходится не научив как следует основам техники и передвижению, обучать топ-спинам и сложным подачам. А ведь для формирования серьезной правильной базы нужно затратить не меньше 5-6 лет.
В современном настольном теннисе рука отводится назад ровно настолько, насколько позволяет игровая ситуация. Корпус наклонен вперед, игрок ногами начинает удар, посылая верхнюю часть корпуса в то направление, куда должен полететь мяч.
Все эти движения выполняются естественно. Перемещения, в основном, прыжками. Причем замах спортсмены начинают выполнять в прыжке.

Задание третье

Мастер-класс супертренера


Вращать по диагонали на 2/3 стола. Отрабатывается умение правильно подходить к точке удара.
Привычное и, пожалуй, любимое задание - вращение справа. Ребята учли предварительные замечания и стали значительно лучше выполнять задания. Лучше подходят к мячу, стараются занять оптимальную позицию, более высокий темп.
Замечание: Удары из центра и слева успевают выполнять хорошо, но как только мяч посылается косее вправо, то сразу возникает проблема. Прием мяча выполняется замахом с шагом вправо-назад от стола. При этом удар по мячу выполняется не перед собой, а чуть сзади и очко при этом, как правило, проигрывается, потому что игрок как бы «проваливается» вправо, оголяя левую сторону. Чтобы принять такой мяч, необходимо из левой позиции переместиться прыжком или скрестным шагом к углу стола как бы наперерез траектории мяча и с меньшим замахом, удар выполняется предплечьем и кистью, желательно ближе к отскоку. Такой удар бывает весьма неожиданным для соперника и сложным для приема.
Китайским спортсменам это упражнение даётся проще, потому что детей с самого начала ориентируют на игру справа с 2/3 стола.

Задание четвертое

Мастер-класс супертренера


Упражнения на перемещение. Играть из левого угла и из центра справа по левой диагонали. Принимающий играет в центр, влево, после шестого удара направляет мяч по прямой вправо и свободная игра по всему столу.
Тренируются передвижения, топ-спины по мячам, летящим на разной высоте. Если игрок успевает выполнить это задание на достаточно приличной скорости, то у него хорошие физические кондиции и неплохая техника.
Замечания: Много ошибок из-за того, что играют не перед собой, а чуть сзади. Из правого угла бьют по мячу с большим замахом, отходя от стола и, как следствие, сразу провал вправо. В этом случае полностью освобождается вся левая сторона.
Принимающий встречает по падающему мячу за столом, поэтому он часто вылетает за стол. Принимать мяч с сильным вращением следует по взлетающему мячу.
Тренер должен постоянно следить за правильным выполнением топ-спинов.
Европейцы отличаются от китайских игроков тем, что когда на них играют неудобно, быстро в туловище, они непроизвольно отклоняются назад, немного отходят от стола и возвращают мяч пассивно. Китайские спортсмены стараются в любом случае сыграть активно. Это они специально тренируют при помощи большого количества мячей.
Во время игры возникает много проблем, которые можно свести к минимуму при хорошей технике. Это плотный контакт ракетки с мячом, удары с ускорением, четкие и своевременные передвижения, мощные топ-спины, выполняемые по мячам, летящим на разной высоте, умение направить мяч в нужную точку, с конкретной скоростью и вращением, умение видеть пол и управлять игрой. При хорошей базе эти проблемы сводятся к минимуму.


Задание пятое

Мастер-класс супертренера


Выход на глубокий топ-спин справа. Удар справа из правого угла по прямой, справа из центра, слева из левого угла по левой диагонали, справа из левого угла по левой диагонали и, наконец, справа по прямой. Спортсмен после удара справа из левого угла должен успеть к мячу, посланному ему вправо. Выполнить это можно глубоким выпадом, прыжком, двумя прыжками или скрестными шагами. Игрок сам должен определить, что он должен сделать, чтобы успеть к такому мячу. При выполнении этого упражнения принимающий должен по прямой послать мяч точно и жестко в угол.
Каждое упражнение в хорошем темпе выполнять минут 12-15.
Замечания: Упражнение сложное и поэтому у игроков в начале много ошибок, нет ритма, плохой темп, потому что игроки плохо двигаются и недостаточно точно подходят к месту удара.
Через некоторое время ребята освоились с заданием, вошли в ритм, и Скорич с удовлетворением заметил, что теперь спортсмены тренируются так, как нужно.


Задание шестое

Мастер-класс супертренера


Любимое упражнение корейских спортсменов на перемещение: точки на столе в 10 см от края стола справа и в 40 см от края слева. Удар справа из этих двух точек.
Уметь правильно занять ударную позицию, стараться выполнять удар одним и тем же движением. В момент замаха кисть с ракеткой может немного отводиться назад, чтобы разогнать ее к моменту удара и выполнить удар с ускорением. Для этого кисть не должна быть закрепощена.
Комментарии: Когда большая скорость полета мяча, то замах небольшой. Если удается начать активную атаку на соперника, заставить его отбиваться, то замах увеличивается. Движение ракетки в направлении удара становится более длинным.
Если на европейцев играют в корпус, то они отклоняются назад и пассивно обороняются. Азиаты при этом, оставляя руку с ракеткой перед собой, отклоняются влево и контратакуют.
В предложенной тренировке основной упор был на технику ударов, контроль мяча, правильные передвижения. Каждое упражнение нужно доводить до автоматизма.

Записал Владимир Марков


 

Рейтинг новости:
 (голосов: 1)


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме

Комментарии (0)

 

Добавление комментария

 

Информация

  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис, 1966 настольный теннис, 1982 настольный теннис, 2011 настольный теннис, 2012 настольный теннис, 2013 настольный теннис, Table Tennis, Table tennis world, Алексей Ливенцов, Альгимантас Саунорис, Анатолий Амелин, Анатолий Строкатов, Андрей Мазунов, Большой теннис, Валентин Иванов, Валентин Команов, Валентина Попова, Виктор Шергин, Владимир Воробьев, Владимир Мирский, Геннадий Аверин, Зоя Руднова, Ксения Туленкова, Лайма Балайшите, Настольный теннис РЕВЮ, ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ, Римас Пашкявичус, Роман Аваев, СССР настольный теннис, Саркис Сархаян, Сборная СССР по настольному теннису, Светлана Гринберг, Станислав Гомозков, ФНТР, Флюра Булатова, Шпрах, Эвелин Лесталь, Эдуард Фримерман, Юлия Прохорова, Яна Носкова, журнал настольный теннис, кинограмма, книга настольный теннис, настольный теннис, подачи в настольном теннисе, психология спорта, сборная России по настольному теннису, чемпионат Москвы по настольному теннису, чемпионат СССР по настольному теннису, юмор настольный теннис

Показать все теги

^вверх^