Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | RSS | Рубрикатор |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
        » Кризис или не кризис?
Популярные спортивные игры » Настольный теннис » настольный теннис методика
 

 
 

Как подготовить мастера спорта по настольному теннису?

2 июня 2009 | Автор: rada  | Просмотров: 7550 |




Вопрос, поставленный в заголовке, интересует и тренеров, и спортсменов, и спортивных руководителей. И все они сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие готовых методик и научно обоснованных технологий организации тренировочного процесса, а также отсутствие отлаженного механизма тестирования, позволяющего отслеживать и планировать работу с игроком. Попробуем разобраться в этих вопросах.

Как показывает анализ, в нашей стране нет технологии подготовки игроков уровня мастера спорта. Отсутствуют характеристики, выраженные в конкретных математических и физических единицах ( как то - метры, секунды, обороты и т.п.), которыми могли бы руководствоваться специалисты настольного тенниса на всём пространстве России. В настоящее время подготовка спортсменов осуществляется полностью на основе интуиции и практического опыта тренеров.

По большому счёту необходима системная подготовка с помощью регулярного тестирования и развития индивидуальных психологических и физических характеристик каждого спортсмена, оценки игровых навыков в периоды отбора, обучения и совершенствования. Определённые природные качества своевременно должны быть развиты до максимальных уровней с учётом физиологии и возрастных особенностей организма спортсмена. Внедрение единой системы подготовки игроков особенно положительно сказалось бы при переходе спортсменов от одних тренеров к другим. Это избавило бы от присущей этому процессу ломки психологии, навыков техники ударов и передвижений, тактического оснащения.

Для систематизации управления тренировочным процессом, сокращения времени подготовки высококвалифицированных игроков и освобождения тренеров от рутинной работы по составлению эмпирических индивидуальных планов тренировок, необходимо использование технических средств, которые разработаны к настоящему времени.

Условно их можно разделить на несколько групп:
- устройства для метания мячей с заданными параметрами - так называемые «пушки» или «роботы»;
- имитаторы мяча для отработки техники ударов и вращений - так называемые «колёса»;
- электронные приборы для тестирования и контроля - датчики (мишени, измерители реакции, внимания, резкости и т.п.);
- специальное программное обеспечение (базы данных характеристик игроков для планирования тренировок).

Самые известные из них, но не очень широко используемые в России - «колёса» и «роботы». Почему сложилось пренебрежительное отношение к этим «помощникам»? Ответ прост: творческая инертность тренеров плюс отсутствие полноценной информации о возможностях их применения для спортсменов само¬го широкого уровня подготовки - от новичков до профессионалов. Тем не менее, в нашей стране всё шире используются эти полезные инструменты для тренировочного процесса. Радует, что среди них появляются и отечественные разработчики. Что же может дать робот для улучшения тренировочного процесса? При отборе новичков, 5-7 летнему ребёнку, не умеющему играть, гораздо интереснее серийно отбивать мячи нежели после каждой неудачной попытки ходить за мячом. Тренер, в свою очередь, наглядно оценивает наличие и уровень развития таких игровых качеств как чувство мяча, внимание, скорость, способность двигаться, координацию.

На этапе обучения трудно осуществить точное серийное повторение одинаковых по траектории и скорости мячей с помощью спарринг-партнёра. Для робота такой проблемы не существует. Регулируя его настройки, можно многократно повторять и видоизменять задания и тактические комбинации. Это позволяет эффективно закреплять навыки разных ударов и передвижений, экспериментировать, варьировать задания, насыщая их упражнениями различного уровня сложности, приближая к соревновательным условиям.

Игроку высокого класса робот полезен для разминки, при подготовке к матчу с точным имитированием коронных ударов предполагаемого соперника. Полезен робот и для отработки приёма ударов в максимальном темпе с постоянно меняющимися параметрами, а также для отработки тактических комбинаций и корректировки или шлифовки техники.

Робот можно было бы отнести к тренажёрам-универсалам, если бы не одно «но». Он не способен ставить спортсмену правильную технику ударов, и, в частности, технику подач.
Этим задачам отвечает следующая группа тренажёров - «колёса». Иногда тренеры их изготовляют самостоятельно, но уже сегодня начинается их серийное производство в России.

Применяются «колёса» для отработки техники всевозможных ударов и улучшения и закрепления характерных для настольного тенниса навыков и способностей. Например, для укрепления мышц, участвующих в осуществлении тех или иных ударов и подач, улучшения подвижности суставов игровой руки, улучшения скоростных характеристик производимых ударов. На «колёсах» эффективно отрабатывается техника любых видов вращений - верхнего, нижнего, бокового, смешанных вращений, совершенствуется техника передвижений в разных направлениях, воспроизводится имитация ведения игры и розыгрыша отдельных очков. Эти тренажёры дают возможность повысить эффективность обучения, ускорить процесс подготовки игрока, выполнять большие объёмы работы с высо¬кой интенсивностью и, при этом, не зависеть от наличия партнёра. Тренировка может быть построена как увлекательный процесс.

В дополнение к тренажёрам хорошим помощником тренера могут стать - электронные приборы, позволяющие отслеживать правильность выполнения ударов. Один из датчиков устанавливается на «колесо» и измеряет скорость вращения, реакцию, темп, число ударов, время сложной реакции игрока. Другой на стол, деля его на сектора. Принцип действия прост: прибор реагирует на вибрацию в пределах ограниченного пространства. Это даёт возможность выполнять удары в заданные зоны стола с объективным контролем за точностью попадания на электронном табло тренажёра.

Электронные блоки позволяют тренеру легко планировать и отслеживать тренировочный процесс.
Ещё одно незаменимое средство оптимизации тренировочного процесса - использование базы данных, содержащей все характеристики игроков, позволяющей наглядно отображать динамику роста мастерства на определённых элементах игры. Тренер имеет возможность долгосрочно планировать обучение и отслеживать, какие из применяемых методик и заданий наиболее эффективны.

Все из перечисленных средств призваны помочь тренеру в организации тренировочного процесса и ускорении совершенствования мастерства игроков. Более подробно об использовании каждого из тренажёров мы рассмотрим в следующих публикациях.

Виктор Баруздин

Журнал «Настольный теннис» №6 2007 г.


 

Рейтинг новости:
 (голосов: 3)


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме

Комментарии (3)

  #3 написал: Sever8 (4 июня 2009 22:51)  
 
\\\ Есть ли в природе видео занятий китайцев где один тренер работает с кучей детворы? Как правило выкладывается что-то индивидуальное или детки по очереди "каруселят" около тренера \\\ А зачем "народные гуляния" выкладывать. С кучей детворы можно только физухой заниматься, имитациями или давать задания на отработку элементов. "Работу" тренера здесь увидеть невозможно. Она остается "за кадром". Видел как-то запись, где на дюжине столов китайчята что-то там пытались исполнять, кто лучше, кто хуже, кто совсем слабо. Тренера были как раз "за кадром". Чтобы что-то реально сделать, тренеру нужна небольшая группа - до 5-6 учеников. Иначе не получиться обеспечить регулярный контроляь исполнения и исправление ошибок.
 
   
  #2 написал: rada (2 июня 2009 11:00)  
 
Как-то видела клип, как дети с пушкой работают. Наши.
http://www.youtube.com/watch?v=pgXDCT3D-N4
 
   
  #1 написал: geokond (2 июня 2009 10:44)  
 
Робот должен быть один на секцию?
Колесо?

Есть ли в природе видео занятий китайцев где один тренер работает с кучей детворы? Как правило выкладывается что-то индивидуальное или детки по очереди "каруселят" около тренера
 
   
 

Добавление комментария

 

Информация

  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис, 1966 настольный теннис, 1982 настольный теннис, 2011 настольный теннис, 2012 настольный теннис, 2013 настольный теннис, Table Tennis, Table tennis world, Алексей Ливенцов, Альгимантас Саунорис, Анатолий Амелин, Анатолий Строкатов, Андрей Мазунов, Большой теннис, Валентин Иванов, Валентин Команов, Валентина Попова, Виктор Шергин, Владимир Воробьев, Владимир Мирский, Геннадий Аверин, Зоя Руднова, Ксения Туленкова, Лайма Балайшите, Настольный теннис РЕВЮ, ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ, Римас Пашкявичус, Роман Аваев, СССР настольный теннис, Саркис Сархаян, Сборная СССР по настольному теннису, Светлана Гринберг, Станислав Гомозков, ФНТР, Флюра Булатова, Шпрах, Эвелин Лесталь, Эдуард Фримерман, Юлия Прохорова, Яна Носкова, журнал настольный теннис, кинограмма, книга настольный теннис, настольный теннис, подачи в настольном теннисе, психология спорта, сборная России по настольному теннису, чемпионат Москвы по настольному теннису, чемпионат СССР по настольному теннису, юмор настольный теннис

Показать все теги

^вверх^