Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | Мобильная версия сайта |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
Популярные спортивные игры » Психология спорта » КАК ГОТОВИТЬ КОМАНДУ К УСПЕХУ И ПЕРЕЖИВАТЬ ПОРАЖЕНИЯ?
 

 
 

КАК ГОТОВИТЬ КОМАНДУ К УСПЕХУ И ПЕРЕЖИВАТЬ ПОРАЖЕНИЯ?

26 сентября 2009 | Автор: Су-27  | Просмотров: 8 424 |

      » 


В. Парапосич, Л. Лазаревич (Югославия)

КАК ГОТОВИТЬ КОМАНДУ К УСПЕХУ И ПЕРЕЖИВАТЬ ПОРАЖЕНИЯ?


В ходе предсоревновательной подготовки команды тренеру приходится решать и тактические, и психологические вопросы. Взаимосвязь тактической и психологической подготовки не требует особых доказательств. Тем более интересен часто встречающийся в практике факт разделения тренерами этих компонентов одной и той же задачи. Основной причиной является недооценка психологических возможностей игроков в реализации тактического замысла, из-за чего даже самый лучший тактический план может с самого начала не иметь шансов на успех.
.. «Другая причина раздвоения тактической и психологической подготовки является еще более своеобразной: тренер оставляет за собой выполнение тактических замыслов, передавая психологу вопросы психологической подготовки, не сотрудничая и не консультируясь с ним. Такой подход к про-блеме является безусловно ошибочным.


Воздействия на свою команду.
Рассмотрим некоторые из возможных ситуаций. Тренер задумал победить команду противника за счет быстрой, мощной, агрессивной и даже жесткой игры. Однако его команда проявила на последних тренировках некоторую неуверенность, повышенное чувство ответственности, а непосредственно перед встречей - симптомы тревоги и страха. Установку перед матчем тренер посвятил исключительно требованию придерживаться принятой тактической схемы игры. Не была использована возможность разрядить обстановку в команде с помощью какой-нибудь игры, чтобы скорректировать гнетущее чувство ответственности, неуверенности и боязни. Настаивая на том, чтобы спортсмены придерживались задуманного тактического рисунка, тренер вызвал еще большее чувство неуверенности и страха у членов команды.
В начале встречи команда стала катастрофически проигрывать. Эта ситуация (проигранного матча) привела к тому,что команда освободилась от гнета боязни за исход встречи.
Спортсмены начали играть свободнее и агрессивнее, будучи мотивированными более низкой целью (избежать катастрофического проигрыша). Второй тайм команда уже выиграла и перед самым концом встречи поставила под серьезную угрозу преимущество противника, хотя этого было все-таки недостаточно для того, чтобы победить.
Следует отметить, что в течение встречи не произошло какого-либо заметного снижения уровня игры команды противника после значительного разрыва в счете, так что команда могла бы добиться благоприятного результата, если была бы лучше психологически подготовлена.
Разберем другую ситуацию, которая свидетельствовала о несогласованности работы тренера и психолога. В перерыве между таймами в одной из решающих встреч психолог воспользовался «отпущенным ему временем» и применил своего рода разрядку для отдыха и снятия излишнего нервно-психического напряжения у спортсменов, что, однако, не соответствовало сложившейся ситуации, требовавшей, наоборот, волевой мобилизованности команды в сочетании с организационной перестройкой игры, - этого хотел добиться тренер во втором тайме. Оценив возможности команды, тренер попросил психолога прервать разрядку и в оставшееся время лично в свойственном ему авторитарно-внушающем стиле активизировал спортсменов, так как на другие методы вмешательства у него уже не оставалось времени. Подчеркнуто грубовато-авторитарная и требовательная позиция тренера в сочетании с определенной долей провокации позволила успешно решить психологическую задачу стимулирования групповой сплоченности команды. Благодаря своим знаниям и опыту тренер сумел в течение очень короткого времени интуитивно найти наиболее правильный подход к командной мотивации спортсменов на коренное изменение тактики игры. Таким образом, ему удалось избежать неблагоприятного исхода, который мог последовать из-за недостаточно четкого сотрудничества и взаимопонимания с психологом.
Готовясь к матчу, тренер может оказаться в ситуации, когда решение психологической проблемы имеет решающее значение для результата всей встречи. Это особенно ясно видно в тех случаях, когда чрезмерно подчеркивается значение предстоящей встречи. Для спорта это весьма характерная ситуация. Одним из проявлений ее является традиционное соперничество двух равных по подготовке команд. Нередко такое соперничество настолько рекламируется в СМИ, что встреча команд превращается в событие, которому подчинено все, словно речь идет о решении вопроса «быть или не быть»...
Результаты, достигаемые в подобных встречах, очень часто не отражают реального соотношения сил и действительного класса противников. Так, в соперничестве двух футбольных команд в течение многих лет складывалась ситуация, которая чуть не стала своего рода правилом: «Команда, которая считается фаворитом, проигрывает встречу» (и нередко катастрофическим счетом). В соперничестве двух других равных по силам клубов, наоборот, может постоянно выигрывать один и тот же клуб, даже если в этот момент он находится в неважной спортивной форме. Очевидно, результаты этих встреч являются больше следствием психологического, чем спортивного, фактора. Именно психологическая ситуация вызывает тактические проблемы, выражающиеся в том, что тренер в большей или меньшей степени также подвержен внушающему влиянию психологической атмосферы, возникающей вокруг этого события. Очень большое значение имеет почти каждая такая встреча равных противников в кубковых матчах.

Что может сделать тренер в ситуации, когда его команда проявляет признаки подавленности переживанием за возможную неудачу в предстоящей игре? По логике событий он должен предпринять все возможное, чтобы воспрепятствовать возникновению таких явлений, как чрезмерное чувство ответственности, неуверенность игроков в себе и боязнь проигрыша. Страх, тревога особенно тесно связаны с предчувствием, что ответственное задание будет невозможно выполнить, Словесное влияние на команду (в зависимости от специфики ситуации) должно быть сведено к формированию другой оценки значения встречи, а не той, что навязывается ажиотажной «общей атмосферой». Тренер может сделать это различными способами, соблюдая при этом единственное условие: его действия должны сочетаться с реальной оценкой возможностей команды, ее структурой и психологическим потенциалом лидеров команды . Он может предложить группе свое мнение. Например: «Для нас эта встреча имеет такое же значение, как и всякая другая!»... «Для нас эти два очка имеют такое же значение, какое имели и два очка, которые были вами завоеваны неделю назад». Таким образом, психологически снижая чувство чрезмерной и особой ответственности каждого отдельного игрока за командный результат, тренер предоставляет каждому спортсмену возможность мобилизации своего игрового потенциала, а в соответствии с "этим появляется чувство командной уверенности в том, что сформулированную таким образом задачу будет легче выполнить и добиться успеха.
Тренер может также решиться «спроектировать» эмоциональное состояние, которое он наблюдает у своих спортсменов, на противника. Например: «Наше преимущество состоит в эмоциональной перегрузке соперника. Он настолько находится под влиянием установки "обязательно нас победить", что не имеет во встрече с нами никаких шансов действовать как-то иначе, он лишен выбора, а у нас выбор есть, не так ли? Мы сильнее и стабильнее их. Мы не мучаемся от мысли о проигрыше, раздумывая об исходе этой встречи. Ведь в конце концов нам, для того чтобы окончательно победить в турнире, даже не обязательно выигрывать именно эту встречу, но, кончено, хорошо бы ее выиграть!»

Перед одной ответственной встречей тренер решил дать своей команде следующую вводную: «Нам не обязательно выиграть, но мы их должны просто переиграть». В то же время в период индивидуальной подготовки он дал по отдельности инструкцию двум лучшим игрокам команды: «С самого начала встречи ты будешь пытаться применять и демонстрировать свои зрелищные "штучки" (эффективные финты), покажи публике свою технику и приемы». Тренер учел особенности эмоционального климата в своей команде - чувство большой ответственности и боязнь неудачи - и решил от противного прибегнуть к использованию зрелищных преимуществ в технике индивидуального мастерства игровых лидеров команды. Конечно, его вмешательство было весьма рискованным. Ведь он, по существу, перенес центр тяжести с общей цели достижения спортивного результата встречи на процесс игры, отодвинув в сознании игровых лидеров команды исход встречи на задний план. Таким образом, он сумел создать психологическое преимущество своей команды в определенных зрелищных элементах игры, считая, что это уменьшит возникшее чувство общей неуверенности. В то же время наибольшую долю ответственности за конечный исход игры тренер взял на себя, поскольку сила мотива обязательного достижения победы после его вмешательства намного снизилась. Такой метод вмешательства тренера в сознание игроков команды мы приводим не для того, чтобы рекомендовать его в качестве своего рода образца, а лишь как иллюстрацию широкого поля действий, открывающегося перед психологически грамотным и опытным тренером в определенных обстоятельствах.
Во всех подобных ситуациях тренер должен принимать на себя большую часть ответственности за исход встречи, а иногда и быть готовым к неблагоприятному результату. Очень плохо, если у спортсменов в ситуации проигрыша ответственной встречи создастся впечатление, что тренер «пытается выйти сухим из воды», так как косвенно подчеркивает, что он действовал правильно, а исход встречи определили неправильные действия самих спортсменов.
Еще большие возможности открывает для тренера «бессловесное» психологическое влияние. Например, он может создать и поддерживать в команде чувство уверенности в своих силах тем, что не станет вносить никаких изменений в ранее спланированный режим тренировок, предшествующих встрече (объем, интенсивность, направленность). Освоение тактических задач при этом будет начинаться с освоения простейших элементов, в которых его команда имеет преимущество, с одновременной имитацией игры команды противника: «Мы будем действовать как всегда!» Тренер может обеспечить успешное выполнение задания, постепенно повышая его трудность и увеличивая требования к своим спортсменам и в то же время облегчая роль игроков, имитирующих противника.

Тренер может отказаться от специальной инструкции о режиме и поведении игроков накануне ответственной встречи, например, он не будет настаивать на том, чтобы игроки были в постелях строго в определенный час. Собрание команды перед встречей назначит на обычное время и проведет его обычным способом, т. е. без «моральных накачек» и требований победить. Словом, весь период перед встречей тренер организует так, что не внесет никаких бросающихся в глаза изменений, что могло бы вызвать у спортсменов повышение тревоги, возникновение неблагоприятных эмоциональных реакций и страха неудачи. Одна известная нам клубная команда добилась целой серии неожиданных для публики успехов во встречах со своим главным соперником, придерживаясь вышеуказанных принципов подготовки к важным играм.
В кубковых встречах, которые характеризуются: системой «нокаута», каждая встреча непосредственно решает вопрос о дальнейшем участии команды. Если кубковые игры проводятся по системе двух встреч, то возникает значительный дополнительный фактор нагрузки, поскольку необходимо «догнать» противника или «сохранить» результат. В такой ситуации нервно-психическая напряженность у спортсменов достигает критического уровня, и команда может быть не в состоянии преодолеть стрессового состояния, чтобы вовремя обеспечить себе необходимый перевес. Значительное преимущество одной из команд одновременно является и преимуществом противника, так как ставит его в положение, когда уже «некуда отступать». Команда, которая в период подготовки «мысленно» уже потерпела поражение, освобождается от состояния ответственности и поэтому может взять реальный реванш, т. е. выиграть. И, наоборот, команда, которая в уме «заранее выиграла встречу», может затем реально проиграть. Для первой команды, сначала «мысленно» проигравшей, существует еще возможность будущего подвига, а для другой - лишь возможность будущего проигрыша, т. е. катастрофа. В команде, которая подошла к ответной встрече с большим игровым - преимуществом, необходимо устранять повышенную самоуверенность и беспечность игроков, а в другой команде следует в полной мере стимулировать те ее возможности, которые могут позволить ей совершить «чудо». Поэтому руководство командой в период проведения таких встреч требует от тренера умелого сочетания психологической и тактической подготовки.
Чувство чрезмерной ответственности, как правило, приводит к переживанию боязни, которое по своей природе обладает «психовирусной» тенденцией, - словно эпидемия, распространяться на всю команду. В такой ситуации тренер должен постараться освободить игроков от слишком большой морально-эмоциональной нагрузки и одновременно устранить чувство боязни.
В спорте высоких достижений распространена и недооценка значения матча или силы противника. Такая позиция находится в прямом противоречии с основными принципами психологии спорта, в частности со спортивной этикой. Именно тренеры, в первую очередь, обязаны объяснить своим спортсменам и командам то, что последние неоправданно и часто забывают или считают несущественным. Каждая команда, даже занимающая одно из последних мест в таблице, приезжает на поле противника не проигрывать, а прежде всего для того, чтобы еще раз бороться за победу.
Интересно, что тренеры и сами спортсмены почти не делают» правильных выводов из своих ошибок, хотя это помогло бы им радикально избавиться от самомнения - чрезвычайно опасного недостатка не только в связи с предстоящей встречей, но и вообще для достижения спортивных успехов. В команде, пораженной «психовирусом» самомнения о своей непобедимости, появляется выраженная расслабленность, незаинтересованность, ослабевает стремление к победе. Все это находит выражение в определенных формах предстартовых состояний игроков и их моторного поведения: вальяжной медлительности, вялости, скудных и инертных контактах, незаинтересованности в предстоящей борьбе и в некоторых других явлениях, характерных для предстартовой апатии. Такая ситуация в значительной мере уменьшает взаимные симпатии в группе, так как цель «легкодоступна». Создается почва для определенной формы «разброда» членов команды, который почти всегда пропорционален чувству уверенности, что общая цель будет достигнута командой очень легко.
В зависимости от ситуации тренер может воспользоваться либо методами авторитарно-директивных воздействий, либо преимущественным стимулированием всех и мотивированием ведущих игроков, либо полной «шоковой» реорганизацией в короткий срок сложившейся структуры команды, обновления ее состава и изменения привычной тактики игры. Он может прямо сказать своим спортсменам о возможности поражения, опираясь при этом на примеры, опыт своей команды или других команд. Для убедительности в необходимости морально-волевой мобилизации команды перед ответственной встречей тренер может воспользоваться также какими-либо проявлениями недисциплинированности или недобросовестности со стороны одного из спортсменов (опоздание на собрание или на тренировку, недостаточная старательность, невниматель-ность, небрежность, симптомы «звездной болезни» и т. д.), тактично объяснив игрокам, к чему, в конечном итоге, приводит такое поведение. Тем самым тренер предупреждает игроков о нежелательности подобного отношения к делу.
Иногда для поднятия настроения в команде полезна «эмоциональная встряска», которую тренер может создать, «бурной вспышкой» своих эмоций и нелицеприятных оценочных суждений в адрес неспортивного поведения или вредных привычек отдельных игроков. Тренер, правда, рискует вызвать на себя ответную агрессивность, однако он все же добьется того, что команда станет эмоционально однородно заряженной, хотя бы за счет агрессивности по отношению к тренеру, который «поднял скандал» из-за «сущего пустяка».
Исправить неблагоприятную ситуацию взаимоотношений в команде тренеру удается лишь благодаря его знанию межличностных отношений игроков, способности и умению использовать интуитивные пути в целях достижения необходимого настроя игроков. Приведенные примеры имеют и определенные отрицательные стороны с точки зрения строгих морально-этических норм, но опытный тренер не повторяется в своих действиях, использует шоковый метод лишь для оказания помощи своей команде.


 
Страницы: 1 2 3

Рейтинг новости:6



Другие новости по теме

Комментарии (3)

  1.   #1 написал: Avaev (26 сентября 2009 21:25)  
     
    На фотке представлена карта ввода танковой армии в прорыв с учетом возможных контрударов механизированных сил противника.:)


    --------------------
     
       
  2.   #2 написал: Су-27 (26 сентября 2009 21:29)  
     
    угу. на войне как на войне)
    Совместные действия подвижных групп и общевойсковых армий при развитии наступления

    Кстати, по поводу переживаний поражения - повторение мать учения:
    нужно переживать по полной. и команде тоже


    --------------------
     
       
  3.   #3 написал: Avaev (26 сентября 2009 23:36)  
     
    Это нормально - переживать и нервничать.


    --------------------
     
       
 

Добавление комментария

 
  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис 2011 настольный теннис 2012 настольный теннис 2013 настольный теннис 2021 настольный теннис 2022 настольный теннис 2023 настольный теннис Алексей Ливенцов Анатолий Амелин Анатолий Строкатов Андрей Мазунов Большой теннис Валентин Иванов Валентина Попова Владимир Воробьев Владимир Мирский Геннадий Аверин Зоя Руднова Настольный теннис РЕВЮ ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ Роман Аваев СССР настольный теннис Саркис Сархаян Сборная СССР по настольному теннису Светлана Гринберг Станислав Гомозков ФНТР Флюра Булатова Чемпионат Европы по настольному теннису Шпрах Эдуард Фримерман Юлия Прохорова журнал настольный теннис кинограмма настольный теннис сборная России по настольному теннису чемпионат Москвы по настольному теннису чемпионат России по настольному теннису чемпионат СССР по настольному теннису юмор настольный теннис