Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | Мобильная версия сайта |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
Популярные спортивные игры » Психология спорта » ВЛИЯНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ ТРЕВОГИ И СТРЕССА НА СОРЕВНОВАТЕЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ СПОРТСМЕНОВ
 

 
 

ВЛИЯНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ ТРЕВОГИ И СТРЕССА НА СОРЕВНОВАТЕЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ СПОРТСМЕНОВ

7 октября 2009 | Автор: Су-27  | Просмотров: 11 309 |

      » 


Б. Карольчак-Бериацка (Польша)

ВЛИЯНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ ТРЕВОГИ И СТРЕССА НА СОРЕВНОВАТЕЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ СПОРТСМЕНОВ


При изучении состояний тревоги и стресса в спорте распространен традиционный подход: состояние спортсмена - его переживания, самочувствие и т.п. - анализируется с точки зрения приписываемых и переживаемых спортсменами угроз. Среди теоретиков спорта чрезвычайно популярен тезис о том, чтр состояние тревоги затрудняет деятельность спортсмена, снижает его достижения, но в реальности все часто бывает наоборот. Именно состояние тревоги мобилизует спортсмена на выдающиеся достижения.

Однако из рассмотрения результатов исследований и наблюдений за деятельностью спортсменов следует, что:
1) наряду с действительными состояниями тревоги существуют и состояния симулируемые;
2) успешно действовать могут и те спортсмены, состояние которых определяется как неприятное, неудобное, т. е. состояние тревоги;
3) уровень психической напряженности у отдельных спортсменов не является постоянной величиной, на него влияет ситуация;
4) оптимально действовать могут спортсмены с разным уровнем тревоги;
5) выводы исследований нередко противоречивы;
6) более углубленные размышления подводят к допущению довольно сильной зависимости между эмоциональностью человека и эффективностью его деятельности;
7) состояние тревоги в спорте бывает также состоянием субъективно желательным, и это, по нашему мнению, один из наиболее интересных моментов.
Все сказанное выше заставляет задумываться над многими
аспектами проблемы состояния тревоги в спорте . Возникает впечатление, что в поисках зависимости между состоянием тревоги и успешностью выполнения действий спортсменов (соревновательным результатом) определенную роль играет «концепция» о том, что напряженность имеет функцию «самостоятельного энергетического источника», т. е. распространенное мнение о том, что психическая напряженность есть своего рода единственный источник побуждения, мотивации, активации спортсмена.

Нам представляется, что в спорте следует говорить о нескольких «энергетических источниках», определяющих успех атлетов. Мы имеем в виду все те многообразные действия, благодаря которым спортсмен идет на чрезвычайные нагрузки и его организм приходит в состояние готовности к усилию. Сюда же мы относим и специфику двигательных действий в спорте. Надежная деятельность спортсмена возможна лишь при определенной динамике и максимизации усилия, прежде всего в наступательных, а не в защитно-оборонительных действиях. Это требует определенной степени побуждения, и это создает определенные мотивы достижения успеха.

Хорошо подготовленный спортсмен находится перед выполнением задания как бы в состоянии «перед взрывом энергии». Говорят, что тревожный спортсмен «сгорает до начала борьбы». Старт ожидается с нетерпением, и этого состояния субъективно желает большинство спортсменов, но «сгорает» в предстартовой лихорадке лишь неопытный и со слабой нервной системой. С точки зрения предстартовых переживаний спортсменов с сильной нервной системой можно с большим приближением утверждать, что напряженность и стресс для них связаны с ощущением «комфорта психологического функционирования». Условия этого «комфорта» создают механизм сознательного контроля своей тревоги (locus of control). В спортивной деятельности исключительно сильны внешние влияния и управление. «Суровый климат» спорта требует скорее давления сильных сигналов, чем «свободного климата, независимости, благосклонности». Такой климат, согласно Роджерсу, благоприятствует творчеству людей с волевыми чертами характера.

Регуляция извне касается нескольких сфер управления: от простого обучения до сложных индивидуальных решений. Функционирование в спорте трактуется не только как личная деятельность спортсмена, но и как групповая, командная, социальная деятельность. Мотивация достижения успеха в спорте ориентирована на общественное признание личности спортсмена и личности его тренера. Робинзонов Крузо в спорте нет, ибо спорт - это мир, а не необитаемый остров .
Проблема сознательной локализации контроля тревоги у спортсменов только начинает разрабатываться в психологии спорта. Можно выделить несколько интересных фактов. Готовность поддаться манипуляции и се ожидание спортсменами со стороны соперников составляют в спорте определенный феномен в связи с базовыми чертами спорта - свободой и независимостью соревнующейся личности. Подчинение спортсмена внешнему руководству, например, тренеру в команде, создает лишь видимость «комфорта психологического функционирования», что также должно уменьшать силу влияния ситуаций, вызывающих напряженность и тревожность, т. е. служат нейтрализации в восприятии угрозы и являются теми факторами, через которые мы попытаемся определить состояние стресса. В спорте мы наблюдаем следующие практические случаи восприятия угрозы и затруднений в деятельности (см. таблицу).

Восприятие разными спортсменами одной и той же ситуации











Ситуация воспринимается как угроза Ситуация воспринимается свободной от угрозы
Затруднения в деятельности Отсутствие нарушений в деятельности Нарушения в деятельности Отсутствие нарушений в деятельности


Из таблицы следует, что в спортивной деятельности сосуществуют два «мира»:
1) реалистический мир: ситуация, задание, закодированная программа действий, адекватная поведению спортсменов;
2) нереалистический мир: «мир субъективно созданной тревоги». Спортсмен своим умом и мышлением сам строит ситуацию угрозы, что зависит от особенностей его восприятия реальных ситуаций, - один видит в ней угрозу, другой - нет. В связи с тезисом о «построении ситуации угрозы»
могут появиться гипотезы, касающиеся «пластов переживания», потому что «субъективно построенная угроза» может иметь различную длительность и значимость для спортсмена. Опуская здесь множество утверждений, касающихся стресса в спорте и его влияния на результат, вдумаемся в сущность стресса, используя нетрадиционный подход.

Целостную характеристику стресса в спорте можно дать через:
1) описание явления на основе избранной общей теории;
2) описание процесса поведения спортсменов на основе существенных элементов, содержащихся в избранной концеп-ции стресса.
Принимая второй из этих способов, рассмотрим:
1) нормальное поведение и генезис нарушений;
2) возникновение и место угрозы в ситуации;
3) проблему преодоления стресса и «психологическую цену» нарушений.
В естественных условиях спортсмен включен в систему вза-имодействий, подготавливающих его к выполнению задания. При этом доминирует действие, ориентированное на выполнение задания. Это устранение помех, возобновление попыток. Это также возрастание интенсивности реакции, улучшение ориентационных процессов, модификация способа действия и др. Такой тип поведения (в концепции психолога Я. Рейковского - мобилизация) - основа успешной спортивной деятельности.
Наряду с поведением, специфичным для спортивного действия, возникают состояния и реакции, прямо не связанные с реализацией задания или цели соревнования. Это прежде всего усиленные процессы антиципации, приписывание угрожающего влияния разным ситуациям, создающим тревогу и эмоциональную напряженность (Т. Ньюком). Проявляется и поведение, сходное с защитными реакциями, что ухудшает самочувствие спортсмена.
Приведение в действие защитных механизмов по типу вытеснения или подавления тревоги характеризуется двумя различными «регуляционными плоскостями», или «уровнями регуляции» (см. таблицу). Один из них затрудняет выполнение задачи, другой облегчает, чтобы выдержать ситуацию, помогает приступить к действию, несмотря на затруднения.

В общем, можно утверждать, что защитные реакции (до известной степени их интенсивности) выступают лишь как
«явления сопутствующие». Они «лишь сопутствуют» до тех пор, пока в сфере деятельности не возникает состояние «действительной угрозы» .
Мы допускаем, что порог перцептивной устойчивости означает пропорцию между насыщением образа ситуации:
1) факторами, касающимися достижения действительного задания (хорошо подобранного), и
2) факторами, касающимися других состояний и объектов (разного типа оценок, предвидения последствий, приписывания характеристик соперникам и др.). Преобладание в образе задания элементов «вне задания» или недостаток элементов задания создает ситуацию недостатка концентрации на задании или ее минимальный размер.
Угроза описывается как утрата безопасности, некоторая деформация, т. е. как обстоятельства, предвещающие нежелательные воздействия или лишение чего-либо. Иначе говоря, понятие угрозы является сигналом о возможных неприятностях. Как относительно этого определить состояние стресса, возникшего в связи с восприятием успеха, или состояние стресса, возникшего в связи с усилиями, направленными на недопущение ситуации стресса? Для спорта такие ситуации весьма характерны .
Не описывая подробно подготовку спортсмена к старту, отметим, что в связи с указанными категориями действий и признаками ситуации в последовательных этапах подготовки к старту формируется картина будущего задания и его общей ситуации. Картина эта развивается или сокращается по мере получения информации и ожиданий. Актуализация этой картины сопряжена с моторной активностью. Этот сокращенный мыслительный образ сигнализирует о том, что возможно «волнообразное ощущение угрозы». Точнее говоря, независимо от спортсмена появляется «волнообразное ощущение угрозы» (см. рисунок) .
Нами отмечено, что во всех видах спортивных соревнований, различающихся по структуре двигательных действий (критерий оценки - максимизация усилия спортсмена в процессе реализации всей программы действий), общим моментом является «приостановка» восприятия угрозы или его «износ» при условии автоматизации деятельности. Если в этих условиях автоматически выполняемое действие нарушается сознанием, есть основание искать причины этого нарушения в психике спортсмена.

ВЛИЯНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ ТРЕВОГИ И СТРЕССА НА СОРЕВНОВАТЕЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ СПОРТСМЕНОВ


Перейдем к последнему из рассматриваемых вопросов, а именно к проблеме преодоления стресса. Напомним о полезности биологического стресса в спорте, о намеренном действии для того, чтобы он возник. Нужно также напомнить о стремлении спортсменов к риску, к преодолению границ прочности организма, к состязанию с лучшими и т. д. .

По мнению Я. Рейковского, преодоление стресса есть специфическая реакция в деятельности, ориентированной на выполнение заданий и модифицированной действительностью стресса. Она выражается в устранении помехи, преодолении ее, возобновлении попыток, модификации действий и других способах поведения.
В спорте мы имеем дело, во-первых, с постоянным проявлением вполне определенных видов и форм поведения спортсменов, обобщенных психологом Я. Рейковским в категории «реакция преодоления»; во-вторых, с защитными формами поведения, которые в подавляющем большинстве не служат причиной отказа от реализации задания; в-третьих, со стремлением к ситуации эмоционального напряжения, риска, экстремальных нагрузок, переживанию состояний тревоги при восприятии угрозы.
Все это порождает множество теоретически до сих пор не решенных вопросов. Так, согласно одной концепции, спортсмен должен бороться со стрессом, чтобы выполнить задание, другая же утверждает, что если он только защищается, то задания не выполнит.

В психологии спорта есть общее между исследованиями «предстартового состояния», «состояния напряженности», «стресса». По сути дела, одному и тому же феномену дают разные названия. Однако за изменениями названий не следует более существенный теоретический анализ, который бы дал нам новую теоретически полезную методологическую и практическую ценность . Спортсмен ищет трудностей, ищет ситуации, всегда носящие на уровне спорта высших достижений характер угрозы, которые являются источником угрозы для признанных им ценностей, с тем, чтобы их защищать и отстаивать своими успехами в соревнованиях.
С вопросом преодоления трудностей связан и вопрос о «психологической цене» поведения. Это определение Р. Лаза-рус применил в своей теории стресса. В зависимости от оценки величины угрозы (на оценку этой величины влияют как факторы индивидуальные, так и ситуационные) личность идет пошути наименьших психологических затрат или же минимизирует так называемую вторичную угрозу (согласно Р. Ла-зарусу, при возникновении угрозы человек пускает в ход процессы преодоления стресса на основе восприятия вторичных угроз).

Из анализа спортивной практики следует, что выбор приемов техники «борьбы со стрессом (угрозой)» есть всегда выбор в ситуации борьбы мотивов: с одной стороны, сильное стремление к участию в деятельности, с другой - сильное стремление избавиться от состояния дискомфорта. Стремление спортсмена к участию в состязательной деятельности так сильно, что отказ от старта не снимет психической нагрузки, - наоборот, она возрастает - и спортсмен в этом случае понесет более значительные «психологические траты».

В заключение приведем следующее соображение: если мы утверждаем, что стресс облегчает выполнение задания, что в спорте он необходим для достижений на грани человеческих возможностей, возникает необходимость вызывать или поддерживать его в определенных типах действий. Поддержание психологического стресса (в значении поддержания состояния угрозы на оптимальном уровне) для получения высоких результатов в конце концов применяется в практике спорта.
Особенности деятельности во многих видах спорта прекрасно поддерживают состояние угрозы, что привлекает в эти виды спорта людей, жаждущих этих острых угрожающих переживаний, - например, парашютный спорт, фристайл, автогонки и пр. Таким образом, вряд ли некоторые из защитных реакций, проявляющихся у спортсменов в указанных выше видах спорта, могут ликвидировать у них ощущение угрозы.


 

Рейтинг новости:6



Другие новости по теме

Комментарии (1)

  1.   #1 написал: Sever8 (9 октября 2009 13:56)  
     
    Вскольз упомянут механизм влияния стресса на людей со слабым типом нервной системы и пути его преодоления. То есть одна из основных проблем спортивной психологии не раскрыта. Ибо, она вообще в рамках психологии не решаема. Сперва нужно понизить уровень возбудимости до присущего "сильной" нервной системе. а потом уже применять психотехники. А этого достичь можно только биохимическим путем, с применением фармакологических средств. Но поскольку такое "насилие над личностью" дает лишь временный эффект, то проблема опять-таки не решаема. "Как быть нам, слабакам, ясность тут нужна. Нам поможет сто грамм? Или не хрена?"Некоторые. кстати, находят простое решение проблемы - бросают спорт, переходят на физкультуру (несостязательные виды) или бросают физические нагрузки вообще.
     
       
 

Добавление комментария

 
  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис 1982 настольный теннис 2011 настольный теннис 2012 настольный теннис 2013 настольный теннис 2021 настольный теннис 2022 настольный теннис 2023 настольный теннис Алексей Ливенцов Анатолий Амелин Анатолий Строкатов Андрей Мазунов Большой теннис Валентин Иванов Валентина Попова Владимир Воробьев Владимир Мирский Геннадий Аверин Зоя Руднова Настольный теннис РЕВЮ ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ Роман Аваев СССР настольный теннис Саркис Сархаян Сборная СССР по настольному теннису Светлана Гринберг Станислав Гомозков ФНТР Флюра Булатова Чемпионат Европы по настольному теннису Шпрах Эдуард Фримерман журнал настольный теннис кинограмма настольный теннис сборная России по настольному теннису чемпионат Москвы по настольному теннису чемпионат России по настольному теннису чемпионат СССР по настольному теннису юмор настольный теннис