Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | RSS | Рубрикатор |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
        » Акция «Памяти Зои» - сбор средств на памятник Зое ...
Популярные спортивные игры » Психология спорта
 

 
 

КРИЗИСНЫЕ КОМАНДНЫЕ СОСТОЯНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ

22 ноября 2010 | Автор: Су-27  | Просмотров: 2515 |

      » 


КРИЗИСНЫЕ КОМАНДНЫЕ СОСТОЯНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ


М. Бар-Эли (Израиль) /Bar-Eli et al


В соревнованиях по спортивным играм (в том числе по баскетболу и гандболу) можно выделить шесть основных фаз: начальную, основную и конечную в двух половинах игры. Эти фазы действительно имеют существенное значение для диагностики кризиса. Nitsch (1976) определил, что напряжение в спорте высших достижений можно разделить на три составляющие: предсоревновательную, соревновательную и постсоревновательную. Каждая из этих составляющих характеризуется специфическими процессами, относящимися к напряжению. Соревновательная фаза рассматривается в отношении к индивидуальному старту и концу соревновательного действия спортсмена. Кроме того, процесс соревнования еще подразделяется на три фазы: начальную фазу, основную и конечную. Bar-Eli (1984) выделил шесть временных фаз, которые можно характеризовать следующим образом.

Начальные фазы - в течение которых устанавливаются процессы адаптации и реадаптации к соревнованию для оптимизации психологического уровня возбуждения. Физическое состояние спортсмена в начале первой половины главным образом определяется предсоревновательным состоянием активации и минимально физической и эмоциональной усталостью. Перерывы между таймами используются для восстановления, так, что усталость уменьшается и оптимальное состояние возбуждения может быть заново восстановлено в начальной фазе второй половины игры. Напряжение в этой фазе может продуцировать компенсаторные усилия, сопровождающиеся действиями, которые обуславливают, возможно, более высокий уровень оптимального возбуждения.

Основные фазы - в которых основная задача спортсмена - поддержание оптимального возбуждения. В большинстве случаев процессы адаптации и реадаптации начальных фаз действительно имеют высокую вероятность успешного завершения, таким образом, что игрок должен поддержать, нежели установить оптимальный уровень возбуждения. Значительно сложнее поддержать оптимальное возбуждение в основной фазе во втором периоде, чем в первой половине игры, в силу воздействия физического и эмоционального утомления.

Конечные фазы - в течение которых может быть изменено оптимальное состояние возбуждения, но в основном в конце игры как последствие утомления. Утомление рассматривается как дестабилизирующий процесс, который уменьшает адаптационные способности каждой биологической системы. Усталость имеет тенденцию возрастать к концу игры. Такие чувства, как «последний шанс», могут существенно способствовать развитию неоптимального состояния возбуждения. В подобных случаях можно наблюдать, например, увеличение фрустрации игрока или даже всей команды в целом, что может вылиться в стереотипное поведение, такое, как повторное бросание мяча в корзину из безнадежной позиции. В конечной фазе второго периода постепенно нарушается выступление, связанное с решением задач. Эти процессы менее вероятны в первом периоде.

Таким образом, процессы напряжения, которые характеризуют каждую из фаз соревнования, определяются двумя характеристиками: временем фаз и таймами игры. В серии экспериментов автором было установлено , что в конечной фазе второй половины времени игроки наиболее уязвимы для кризиса, в то время как в других пяти, особенно с первой по четвертую, чувствительность к кризису ниже. Чувствительность к кризису ниже на начальных фазах обеих половин игры, в течение основных фаз остается относительно низкой. В конечной фазе второй половины (последняя фаза игры) уязвимость к кризису существенно усиливается .


Воспринимаемое выступление команды: игровые позиции

В преддверии соревнований спортсмен обычно ставит цели и определяет план, который позже использует для исполнения будущих действий. Согласно Nitsch (1982), такие планы относятся к «ожиданиям выступления» (ожидание, что действие, вероятно, будет представлено в определенной манере) и «результатам ожидания» (ожидание, что действие, вероятно, приведет к определенным результатам). Более того, ожидания успешно развиваются в процессе соревнования. В таких видах спорта, где результаты тесно связаны с качеством выступления команды (например, баскетбол), счет в течение игры считается «знанием результатов» и относится к ожиданиям. Таким образом, воздействие «знания результата» на психологическое состояние спортсмена следует анализировать при помощи терминов структуры ожидания спортсменов до и во время соревнования.
Результат в большей степени, чем выступление, довольно часто необоснованно считали единственной причиной, значимой для спортсмена. Соответственно предполагалось, что спортсмены рассматривают по принципу обратной связи исход (победа собственной команды или противника, исходя из фактических обстоятельств) как важный источник влияния на психологическое состояние спортсменов в ходе соревнований. Когда одна из команд внезапно получает преимущество над другими, то считается, что эта команда находится в состоянии позитивного момента, в то время как противоположная -в негативном состоянии. Существуют ситуации, когда проигрывающая команда быстро сокращает счет. В таком случае для данной команды это является позитивным моментом, а для лидирующей команды - негативным. Таким образом, моменты игры (позитивные и негативные) кажутся важной детерминантой психологического состояния спортсмена независимо от того, кто выигрывает.

Bar-Eli et al. (1991) предположил, что воспринимаемое выступление команды в соревновании может быть проанализировано в терминах ожидаемости события (ожидаемое, неожиданное), направления лидирования (собственная команда, противоположная команда) и момента (позитивного, негативного). Эти три переменные определяют «положение игры». Изучалось восприятие соответствия доли этих переменных в экстремальных психологических состояниях возбуждения (кризисное состояние, некризисное состояние) . Обнаружено, что кризисное состояние связано с негативным моментом, неожиданным событием и лидированием противоположной команды, в то время как позитивный момент, ожидаемое событие и лидирование собственной команды расцениваются как компоненты некризисного состояния. Кроме того, психологическое состояние спортсмена (кризисное, некризисное) более связано с моментом игры, чем ожидаемостыо результата и направлением лидирования.

Единственное заметное несоответствие было выявлено относительно продолжительного равного счета (такое положение игры, когда шансы каждой команды выиграть или проиграть объективно равны; максимальная неопределенность), что может быть отнесено к третьему компоненту мо-мещ;а%/или направлению лидирования. Автором определено, что эффект продолжительного равного счета воспринимался как наиболее сходный с негативным моментом и, в таком случае, сильно ассоциировался с кризисом. Длительный равный счет был более сильно связан с кризисом, чем с некризисом в контексте направления лидирования. Таким образом, интерпретация этого положения игры как неопределенного состояния, как возможного источника стресса сильнее укреплялась при рассмотрении его в контекстах момента и направления лидирования.

Противоположно этим результатам обнаружено, что длительный равный счет ассоциировался и с некризисным состоянием. Эти данные были несколько неожиданными . Такое возможно в том случае, когда игрок субъективно ожидает продолжительный равный счет, он или она принимают во внимание (в пределах рамок плана игры) уникальность перспективы самонапряжения, которая отражается в готовности к экстремальным усилиям по контролю уровня возбуждения, чтобы успешно совладать с трудностями соревнования. Такой подход спортсменов, который, очевидно, много менее эффективен при неожиданно долго длящемся «скользком» счете, может быть ответственен за обсуждаемую здесь низкую кризисоустойчивость.

Такое объяснение согласуется с эмпирическими данными Gabler (1976), показавшими, что спортсмены реально прилагали больше усилий в период равного счета по сравнению с игровой ситуацией, в которой одна из команд очевидно выигрывала. Это объяснение, однако, приемлемо, только если мы предположим, что игроки субъективно не были согласны с равным счетом. Следовательно, при возникновении этих игровых обстоятельств у них не развивалось «выученной беспомощ^ ности» (в оригинальном значении понятия по Maier, Seligmari, 1976). Совсем наоборот, такая ситуация, оказывается, субъективно воспринимается как высококонтролируемая, но только при включении спортсменами максимальных усилий .

Качество выступления и поведенческие нарушения.
Интенсивные уровни возбуждения часто сопровождаются высокой тревожностью, которая вредна для двигательной функции (Anshel, 1995). Ранние теории тревоги объясняли индивидуальные различия в выступлении наличием или отсутствием релевантных задаче реакций в поведенческом репертуаре субъекта. Когнитивно-внимательностная теория тревоги (Wine, 1980, 1982) рассматривает тревогу главным образом в терминах когнитивных процессов и внимания, возникающих в ходе эволюции. Согласно этому подходу, когнитивная тревога переадресовывает внимание от релевантных задаче сигналов на не имеющие отношения к выполнению задачи внутренние или социальные эволюционно обусловленные сигналы. Хотя исходно теория разрабатывалась для того, чтобы тестировать тревогу, она также может быть приложи-ма и для других ситуаций (Corver, Sheier, 1986). В частности, ее использовали для подготовки к спортивным выступлениям (Burton, 1988).
Повышенная вероятность кризиса ассоциируется с нарушенными двигательными реакциями. Данные нарушения могут отражать несоответствие внутри системы контроля обратной связи, регулирующей поведение человека (Corver, Sheier, 1986). Очевидно, это указывает на существование трудностей, связанных с внесением требуемых корректировок для приведения действий человека в соответствие с предполагаемыми (ожидаемыми) результатами. В результате тревожность возрастает. Таким образом, повреждение соответствующего задаче двигательного исполнения и возрастание не имеющих отношения к задаче реакций указывает на то, что у спортсмена развивается психологический кризис выступления.

Высокий уровень возбуждения ведет к провоцированию и увеличению агрессивного поведения (Caprara et al., 1986). Следовательно, агрессивное поведение довольно часто представляет собой симптом психологического кризиса выступления в процессе соревнований (Nitsch, 1976), в отдельной соревновательной ситуации, симптом социальной девиации, такой, как нарушение норм и правил поведения, что опера-ционалистски определяется термином агрессия. Социологи называют данное поведение аномальным. Такое случается, когда спортсмен находится под влиянием напряжения, обусловленного желанием выиграть, действительно допуская возможность достижения цели (победы), но используя средства, которые, в принципе, незаконны (непозволительные агрессивные модели поведения). Агрессия, проявляемая участниками в развитых видах спорта, довольно часто вознаграждается, подкрепляется и, таким образом, социально узаконивается. Исследовательские данные, касающиеся взаимосвязи агрессии и выступления, привели к заключению, что высвобождение агрессии, проявленное сообразно контексту соревновательной ситуации, может быть вполне функциональным для достижения цели. Таким образом, агрессивное поведение можно считать «инструментальным», когда оно используется как средство для выполнения желаемой задачи. В состоянии кризиса, однако, возможно враждебное увеличение агрессии .
В теории кризиса предполагается, что более существенное отклонение от оптимального возбуждения у спортсмена на соревнованиях, вероятно, значительно ослабляет выступление и отклоняет от требуемого и/или нормативного спортивного поведения. В таком случае ухудшается не только выступление, но и, вероятно, поведение спортсмена, которое будет также более интенсивно отклоняться от правил соревнования и норм (вне того, что ожидается обычно). Таким образом, нарушения официального нормативного спортивного поведения следует рассматривать как низкую кризисоустойчивость у спортсмена. Неоптимальное состояние возбуждения спортсмена также будет вести к нарушениям, особенно если это экстремально высокое состояние возбуждения. Нарушения определяются как неожиданные, когда они оказываются наиболее частыми и/или наиболее интенсивными в сравнении с обычным поведением спортсмена на соревнованиях. Это также может быть индикатором психологического кризиса в соревнованиях.

Измерение нарушения правил и норм началось с работы Gabler (1976), которая была посвящена изучению агрессивного поведения в соревновательных ситуациях и продемонстрировала, что спортсмены различных спортивных дисциплин' (баскетбол, футбол, гандбол, водное поло) были способны дифференцировать среди специфичных моделей поведения те, которые против правил, и судятся как нечестные и честные. Однако нужно принимать во внимание такой фактор,' как «санкционированность»: было ли одобрено другими такое поведение (санкционировано) или не было (несанкционировано). Одобряемое поведение может считаться негативной обратной связью от окружающих, данной субъекту (спортсмену).

Актуально негативная обратная связь, следующая за действием индивида, обычно провоцирует фрустрацию и, следовательно, увеличивает возможность развития психологического кризиса в соревновании. Таким образом, нарушения относительно норм и правил были определены посредством двух переменных: «честность» (или «степень нарушений») и «санкции» (или «официальная реакция»).

В соответствии с этими рассуждениями предполагалось, что выступление и поведение, относящиеся к правилам и нормам («честность» и «одобрение окружающих»), вероятно, будут релевантны высокой чувствительности спортсмена к кризису во время соревнований по баскетболу, гандболу и теннису . Было установлено, что чувствительность к кризису связывается, главным образом, с неожиданно неудачным выступлением и с неожиданными нарушениями, такими, как нечестность и вызывающее поведение .

В исследовании Bar-Eli et al. (1992) чувствительность к кризису была связана также в основном с неожиданно неудачным выступлением, с неожиданными и крупными нарушениями и, наконец, с официальными реакциями на неожиданное поведение. Ожидаемое поведение было связано с некризисным состоянием. Эти результаты подчеркивают дальнейшую важность изучения концепции кризиса и его свойств в других спортивных дисциплинах (индивидуальных видах спорта), принимая во внимание специфические характеристики каждой дисциплины .


 

Рейтинг новости:
 (голосов: 1)


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме

Комментарии (0)

 

Добавление комментария

 

Информация

  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис, 1966 настольный теннис, 2011 настольный теннис, 2012 настольный теннис, 2013 настольный теннис, Table Tennis, Table tennis world, Алексей Ливенцов, Альгимантас Саунорис, Анатолий Амелин, Анатолий Строкатов, Андрей Мазунов, Большой теннис, Валентин Иванов, Валентин Команов, Валентина Попова, Виктор Шергин, Владимир Воробьев, Владимир Мирский, Владимир Самсонов, Геннадий Аверин, Зоя Руднова, Ксения Туленкова, Лайма Балайшите, Настольный теннис РЕВЮ, ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ, Римас Пашкявичус, Роман Аваев, СССР настольный теннис, Саркис Сархаян, Сборная СССР по настольному теннису, Светлана Гринберг, Станислав Гомозков, ФНТР, Флюра Булатова, Шпрах, Эвелин Лесталь, Эдуард Фримерман, Юлия Прохорова, Яна Носкова, журнал настольный теннис, кинограмма, книга настольный теннис, настольный теннис, подачи в настольном теннисе, психология спорта, сборная России по настольному теннису, техника настольного тенниса, чемпионат СССР по настольному теннису, юмор настольный теннис

Показать все теги

^вверх^