20 января 2011 | Автор:
Су-27 | Просмотров: 13 179 |
»
Как это делается в Китае
Феномен многолетнего успеха китайских теннисистов на международной спортивной арене занимает всех без исключения специалистов в этой области. Не были исключением и 12 тренеров западногерманского Союза по настольному теннису, отправившиеся в КНР с целью сбора информации о системе подготовки и отбора.
Причины «повального увлечения» настольным теннисом и. как следствие, обширного «рынка» для отбора предельно просты и носят исключительно социальный характер. Спорт в Китае — конкретный путь разрешить две самые важные жизненные проблемы: избежать безработицы и получить право на свободное передвижение (крестьяне, например, могут работать только на своем участке земли, а для переселения требуется особое разрешение властей).
Тот факт, что настольный теннис — один из самых «дешевых» видов спорта, не требующий специальных дорогостоящих спортивных сооружений и снаряжения, и определил его популярность в стране.
Настольным теннисом в КНР начинают заниматься уже в детских садах. Спортивных клубов и секций в стране нет. Надо заметить, что в любом китайском детском саду ведется целенаправленная работа в какой-нибудь определенной области знаний или же спорта. Например, в детсадах с усиленным преподаванием настольного тенниса работают тренеры с соответствующей подготовкой, которые впоследствии и занимаются первичным отбором детей.
В начальной школе (1—6-й классы) теннис преподается только в виде физической подготовки. Однако в стране есть несколько "Традиционных» школ с усиленным преподаванием тенниса. В них обычно попадают дети, прошедшие отбор после детского сада. Там мальчики и девочки начинают играть уже с шести лет. От них требуется лишь «играть в теннис» определенное количество часов. Для проведения регулярных занятий в школах работают тренеры. Чаще всего тренировки (подразумевается только игра за столом) проводятся в таком режиме: с 7 часов утра до начала занятий по общеобразовательным предметам, т. е. один час, и два часа после окончания занятий. Особо одаренные дети могут освобождаться от отдельных школьных общеобразовательных предметов в пользу настольного тенниса.
Дальнейшая ступень — спортивные школы для любителей. Отбор туда проходит среди выпускников начальной школы. Там занимаются молодые люди в возрасте до 18 лет, а тренировки проходят исключительно во второй половине дня.
Большой удачей для ребенка считается попасть на учебу в спортивный интернат, который есть абсолютно в каждой провинции. Туда отбираются всего лишь 20—30 человек. Условия в интернатах далеко не самые лучшие: в комнатах живут до 10 человек, даже не во всех есть окна, не говоря уже о стульях и шкафах. Общеобразовательные школы находятся далеко от тренировочного центра, питание недостаточное. Каникул у детей практически не бывает. И все же в большинстве случаев эти условия лучше домашних. Кроме того, государство оказывает интернатам и родителям материальную поддержку, и, хотя она минимальна, это все-таки подспорье для семьи.
Существует и еще один путь спортивной карьеры: центры мастерства. В них занимаются дети от 7 до 17 лет. На каждые 50—60 детей приходится по 10 тренеров. Соотношение мальчиков и девочек в центрах соответственно 6:1. Тренировки проводятся после окончания школьных занятий. Условия также ниже среднего (европейского) уровня. Но дети в КНР уже в этом возрасте думают о своем будущем.
Большой интерес представляет информация о подготовке тренерских кадров.
В Китае существуют три пути получения диплома преподавателя физической культуры или тренера:
1. После 12-летнего обучения в общеобразовательной школе следует 4-годичное обучение в высшем спортивном учебном заведении. В этом случае получают диплом с квалификацией -учитель школы».
2. Диплом тренера высшей квалификации получают после 12 лет обучения в общеобразовательной школе, четырех лет Высшей спортивной школы и двух лет спецподготовки по настольному теннису.
3. Девятилетнее обучение в общеобразовательной школе на базе спортивного интерната с обязательным членством в прошлом в сборной города или провинции или национальной сборной является основанием для разрешения тренерской работы на всех уровнях.
Спецпредметами при обучении тренеров являются: теория, техника, тактика, методика, анализ, практика исправления ошибок, игра в паре, задания тренера, регламент (судейство, системы игры, изучение документации, достижения науки и техники в области настольного тенниса).
В больших коммунах выбираются старший тренер и тренерский совет. Совместно они составляют общую концепцию тренировочного процесса. Еженедельно проводится обмен мнениями между советом и главным тренером.
В заработной плате существует четыре категории. Самый высокий оклад равняется окладу доцентов в Высшем учебном заведении.
Методика обучения китайских детей также очень отличается от европейской.
Дети тренируются за столами, которые на 8 см ниже стандартных. Совсем маленькие дети (по возрасту) играют самостоятельно, без каких-либо поправок и замечаний со стороны тренера. Китайские тренеры считают, что подобное вмешательство со стороны может отбить желание продолжать в будущем серьезные занятия теннисом. Когда период такой опасности минует, тренер переходит к активному обучению: начинает показывать движения, исправлять, пояснять вербально и визуально. Причем делает он это на протяжении всей тренировки. В силу того, что в залах всегда работает достаточное количество тренеров, ни один из учеников не остается без внимания. Так, например, в тренировочном центре в Шанхае за 14 столами всегда занято не менее 6 тренеров.
Тренировки на начальной ступени допускают любой хват ракетки. И только после двух лет занятий тренер определяет для каждого индивидуально хватку и стиль ведения игры.
Дисциплина во время тренировок может поразить всякого без исключения стороннего наблюдателя. По мнению западногерманских экспертов, она является одной из основных составляющих феноменального успеха китайских теннисистов.
На первый взгляд, тренировки проходят несколько монотонно, но по поведению детей становится ясно, что они получают от тренировки удовольствие.
Как девочки, так и мальчики отрабатывают технику удара 30—40 минут без перерыва. За ними стоят другие дети, копирующие без мяча движения играющего. Они также заняты 30—40 минут. Тренеры стараются, чтобы тренировочный план как можно скорее закрепился в памяти детей, с тем чтобы они могли тренироваться за столом самостоятельно без контроля с их стороны.
В Китае везде проводятся совместные (для мальчиков и девочек) тренировки. Количественное соотношение в группах между мальчиками и девочками соответственно 6:1.
Отработка технических приемов начинается с ударов справа и слева, а также различных видов подач. Затем акцент делается на работе ног, всего корпуса и совершенствовании таких основных физических качеств, как скорость, сила, выносливость. Специальная физическая подготовка занимает приблизительно 25% от общего времени тренировки. А ведь именно высокоскоростная игра помогла китайским спортсменам обойти японцев.
Много часов тренировки отводится упражнениям с помощью маленьких пластиковых корзинок и ведер. Для совершенствования техники широко применяется ментальная тренировка. Все большее значение приобретает имитационная тренировка. Удары с вращением начинают отрабатывать довольно поздно.
Подводя итог сказанному выше, становится совершенно очевидно, что для повышения уровня европейского настольного тенниса европейцы в первую очередь нуждаются в более квалифицированных тренерских кадрах. Необходимо наладить тесное сотрудничество между школьными учителями, тренерами детских спортивных школ и секций, а также тренерами команд высшей лиги. Основной отбор рациональнее проводить среди детей 8—9-летнего возраста, не раньше. И последнее: в Европе следует энергичнее работать в плане пропаганды настольного тенниса как массового вида спорта. От этого выиграет не только массовый, но и профессиональный спорт.
Галина СВЕРКУНОВА(По материалам западногерманской печати)
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.