Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | RSS | Рубрикатор |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
        » Юлия Прохорова
Популярные спортивные игры » Психология спорта
 

 
 

Как завоевать авторитет?

7 февраля 2011 | Автор: Су-27  | Просмотров: 4761 |

      » 


Как завоевать авторитет?

часть первая


Как завоевать авторитет?


Тренер, будь он детский или работающий со взрослыми высококвалифицированными спортсменами в игровых видах спорта, несет ответственность перед обществом за воспитание из них настоящих граждан социалистического отечества. На этом и основывается его педагогическая власть и его авторитет в глазах воспитанников.

Закономерен вопрос: как создается и формируется тренерский авторитет? Начнем с того, что еще встречаются в игровых видах спорта тренеры, которых воспитанники просто не уважают и не любят. Как правило, эти педагоги обычно склонны считать, что тренерский авторитет дается многим их коллегам по работе от «бога», что это какой-то особый талант. Иными словами, если природного тренерского таланта нет, то и поделать в этом случае ничего нельзя, остается только завидовать тем людям, у которых такой талант есть. Такие тренеры ошибаются. Авторитет может создать каждый тренер в игровых видах спорта, и это даже не такое уж сверхтрудное дело. К большому сожалению, некоторые тренеры создают такой авторитет на ложных представлениях о нем. Они прежде всего стремятся к тому, чтобы ученики их уважали и любили. Это составляет их главную цель. А на самом деле это ошибка. Авторитет и уважение не могут быть целью. Цель может быть только одна — правильное воспитание. Только к этой цели и нужно стремиться. Уважение и любовь учеников может быть только одним из путей к этой цели. Те же тренеры, которые о настоящих целях воспитания не думают, добиваются уважения лишь для самого «факта уважения». Если команда дисциплинирована, то она, как правило, и управляема, а следовательно, тренеру работается и живется с таким коллективом хорошо и спокойно. Вот это самое спокойствие и является для некоторых из них настоящей целью. А как показывает жизнь, ни спокойствие, ни уважение не сохраняются долго. Авторитет, созданный на ложных основаниях, только на короткое время помогает, а потом все быстро разрушается, не остается ни авторитета, ни управления. Бывает и так, что тренер добивается уважения команды, но зато все остальные цели воспитания остаются вне контроля: так и «получаются» управляемые, но слабо подготовленные к жизни воспитанники.

Встречается много видов ложного авторитета. В данной статье рассматриваются только некоторые из них. Делается это для того, чтобы специалистам и любителям спорта было легче понять, каким должен быть настоящий тренерский авторитет. Итак, что же собой представляют ложные авторитеты?

Авторитет уступчивости. Это самый неумный вид авторитета. В этом случае тренер добивается подчинения игроков команды через свою доброту и сердечность. Как правило, такие тренеры не являются эгоистичными людьми, они, наоборот, почти все разрешают делать своим воспитанникам, даже если это отрицательно сказывается на игровой подготовке команды. Так, например, распорядок дня на учебно-тренировочном сборе или в спортивном лагере тренер составляет таким образом, чтобы он устраивал личные интересы ведущих игроков, а не такой, который бы в первую очередь способствовал росту игровой подготовки всей команды. Или вместо запланированных кроссов по пересеченной местности он, по просьбе игроков, постоянно разрешает им заниматься другой деятельностью — плаванием, — хотя такая частая замена упражнений, как правило, не способствует совершенствованию спортивного мастерства. Тренер старается всеми средствами и методами добиться того, чтобы в команде не было конфликтных ситуаций как между игроками и руководством, так и между учениками. Он, как правило, пытается избегать конфликтных ситуаций между коллегами по работе, а также старается уходить от конфликтов с администрацией спортклуба или спортивной школы ит. д.
Нельзя не отметить, что такими тренерами игроки очень скоро начинают командовать. Иногда, правда, тренер начинает оказывать сопротивление, но уже поздно, так как в команде уже образовался «нарыв» и его не так просто удалить.

Авторитет отчужденности. Встречаются еще такие тренеры, которые серьезно убеждены, что, для того чтобы игроки их уважали, надо поменьше с ними общаться, держать их на дистанции и только изредка входить с ними в контакт. Ученики этих тренеров в спортивном лагере или на учебно-тренировочном сборе, где имеется достаточно времени, чтобы войти в контакт с игроками, как правило, чувствуют себя неуютно. Иными словами, игроки предоставлены сами себе после тренировочных занятий. Даже те указания или распоряжения, которые поступают от начальников лагеря или сбора, тренеры стараются довести до своих игроков через других лиц. Надо прямо сказать, что такой авторитет не приносит никакой пользы.

Педантичный авторитет. Эти тренеры много работают, проявляют рвение к созданию сплоченной и хорошей команды, но делают это бюрократическими методами. Бюрократизм проявляется в том, что они уверены, что игроки должны каждое тренерское слово выслушивать затаив дыхание, их слово — это святыня. Как правило, свои указания они отдают официальным тоном, и раз оно отдано, то немедленно должно стать законом. Такие тренеры больше всего беспокоятся о том, как бы их ученики не подумали, что они профессионально не подготовлены к своей деятельности. Если такой тренер сказал: «Чтобы выиграть первое место в районе, всем игрокам надо тренироваться ежедневно», — хотя, как свидетельствует практика, это бывает далеко не так, — то считается, что тренироваться надо ежедневно. Тренеру не понравилась какая-нибудь книга о жизни выдающихся спортсменов — он вообще запрещает их читать, в том числе и книги тех спортсменов, которые являются примерами для молодежи. Тренер наказал ученика, а потом выясняется, что игрок не виноват, — никогда не отменит своего наказания: раз сказал, так должно и быть. Почти в каждом поступке ученика он видит нарушение правил поведения и постоянно пристает к нему с новыми придирками и указаниями. Жизнь команды, интересы игроков, их духовный рост проходят мимо такого тренера незаметно: он ничего не видит, кроме своего бюрократического упоения властью над командой.

Авторитет унижения. Это самый нехороший вид авторитета, хотя и не самый вредный. Такие тренеры не терпят никаких справедливых возражений со стороны игроков и при удобном случае стараются избавиться от таких воспитанников, если к тому же они иногда допускают ошибки в игре. Часто сердиты, на лице появляется улыбка только тогда, когда игрок унижен ими за то, что тот попытался не согласиться с замечаниями тренера во время игры. Тренер всегда категорически против рационализаторских предложений игроков, которые придумывают различные игровые ситуации или тренажеры, методы тренировки. Не надо доказывать, как вреден такой авторитет. Он ничего не воспитывает, он только приучает учеников держаться от такого тренера подальше. Он вызывает у детей и подростков ложь и человеческую трусость, и в то же время таким своим поведением тренер воспитывает в человеке черствость. Из запутанных и безвольных игроков выходят потом плохие спортсмены и люди.

Авторитет поучительности. Подобные тренеры в буквальном смысле изматывают жизнь игроков команды бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того чтобы сказать игроку пару-тройку слов в шутливом тоне, тренер усаживает его против себя и начинает скучную и надоедливую беседу, которая, кроме вреда, ничего не дает. Эти тренеры уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. Как известно, в команде, с которой работает такой тренер, мало радости и улыбок. Такой тренер изо всех сил старается быть добродетельным, так как хочет в глазах учеников быть честным и справедливым. Как правило, такие тренеры забывают, что игроки в большинстве случаев не совсем взрослые люди и даже дети, что у них своя
жизнь и что нужно стремиться уважать эту жизнь. Ученики живут более эмоционально, более открыто, чем взрослые люди, они меньше всего желают заниматься рассуждениями, они стремятся к конкретному делу, а их может быть немало, не считая спортивных. В поучительности тренера ученики, как правило, не видят никакого авторитета.

Непререкаемый авторитет. Этот тип, пожалуй, более вредный по сравнению с предыдущим. Для таких тренеров — собственное мнение превыше всего. Они, как правило, высокомерно относятся к своим коллегам по работе. В том коллективе, где работают такие люди, обстановка напряжена. Они нередко натаскивают своих воспитанников на выигрыш любого соревнования, выжимая все соки, чтобы самим скорее выбиться в люди, лишая тем самым мальчишек и девчонок детства. Подчас высокомерие, уверенность в своей непогрешимости, знаниях создают искусственную преграду между тренером и командой. Конфликт возникает неожиданно, приводит тренера в недоумение, негодование, своего рода «стресс», не вызывает желания выяснить причины: отчего так? Не подавлять своим «авторитетом положения» (я тренер — ты игрок, и поэтому обязан меня слушать), не устрашать и не бояться, не льстить, а понять, подобрать особый ключ — в этом существо тренерского мастерства.
Случается часто, что ученики «высокомерных» тренеров начинают хвастаться перед игроками других тренеров, что их педагог самый знающий и все умеющий. Создав такую атмосферу высокомерия в команде, этот тренер уже не понимает, куда идут его ученики и кого он воспитывает.

Авторитет материальной заинтересованности. Самый безнравственный вид авторитета, так как подчинения игроков тренер достигает за счет своего служебного положения. Иными словами, имея доступ к материальным стимулам, эти тренеры не стесняясь прямо так и говорят игрокам других педагогов (которые не могут материально помочь игрокам): будешь играть в моей команде — получишь спортивную стипендию, гарантирую зарубежные поездки, «пробью» квартиру или машину и т. д.
Разумеется, игрокам нравятся такие предложения, но далеко не всегда они благоприятно влияют на их личность. Такие сомнительные приемы дают результаты, но это исключение, а не правило. На наш взгляд, материальные стимулы с улучшением условий жизни вряд ли будут способны подвигнуть человека на повседневный титанический, мучительный труд, на самопожертвование ради достижения высшей цели в спорте.

Авторитет учености. Такие тренеры стараются показать игрокам не только профессиональные спортивные знания, но и то, что они разбираются в таких вопросах, как медицина, математика, физика, биомеханика, биохимия и т.д. В процессе обучения спортсменов технике и тактике игры или основам
спортивной тренировки эти тренер даже не пытаются сделать этот процесс простым и доступным для учеников, а наоборот, стараются усложнить его зг счет использования научных терминов (мышечные синергии, локомоторный аппарат, кинетика лактата, динамика аэробного и анаэробного порога и т. д.), которые не всегда достаточно четко понимаются и самими специалистами, не говоря уже о спортсменах. В наукообразности тренера ученики в основном не видят никакого авторитета.

Сомнительный авторитет. Это наиболее распространенный вид ложного авторитета. Многие тренеры убеждены: чтобы игроки уважали, необходимо расположить их к себе. Исходя из этого, они как из рога изобилия сыплют интересными обещаниями типа: занятия спортивными играми укрепят ваше здоровье, сделают вашу фигуру еще более красивой и т. д. Как правило, такой тренер погружает игроков в мир сентиментальных и добрых чувств и ничего другого не замечает. Мимо внимания тренера проходят многие важные мелочи коллективного воспитания. В таком подходе много опасных издержек. Здесь вырастает коллективный эгоизм. Игроки начинают понимать, что тренера можно и обмануть, используя для этого особый подход. Иными словами, игрок начинает понимать, что к людям можно подлизываться. Иногда бывает, уважение и любовь к тренеру сохраняется надолго, но все остальные люди рассматриваются как посторонние и чуждые, к ним нет симпатии, нет чувства товарищества. Встречаются случаи, когда игроки даже запугивают тренера тем, что у них нет никакого желания выступать в данном турнире, хотя они прекрасно понимают, что для тренера их выступление просто необходимо. Это очень опасный вид авторитета. Он воспитывает неискренних и лживых людей, эгоистов. И очень часто первой жертвой такого эгоизма становится сам тренер.


Итак, мы рассмотрели ряд ложных авторитетов. Но на этом круг их не очерчивается, поскольку можно встретить еще много разных ложных авторитетов. Так, например, есть еще авторитет скромности, авторитет положения и т. д. Следует сказать, что многие ложные авторитеты взаимно связаны друг с другом.
Как показывает практика, встречаются еще тренеры, которые вообще не задумываются ни о каком авторитете, работают абы как, а главное, спустя рукава занимаются воспитанием своих учеников. Такие тренеры находятся, как правило, в полном непонимании того, что они делают. Наконец, встречаются тренеры, которые не обращают внимания на своих воспитанников, а думают только о своем собственном благополучии.


автор: А. М. ЯКИМОВ,
кандидат педагогических наук, доцент МОГИФК


 

Рейтинг новости:
 (голосов: 4)


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме

Комментарии (2)

  #2 написал: Avaev (22 апреля 2011 23:24)  
 
Правильный - видимо во второй части. Надо быть внимательнее при изучении матчасти)))


--------------------
 
   
  #1 написал: vsevolod (22 апреля 2011 21:24)  
 
А ПРАВИЛЬНЫЙ авторитет где?? Насмешили.. Если тренер не копенкгаген - то это "пятая точка" в команде.. Авторитет может быть построен только на компетенции и взаимоуважении тех и других (спортсменов и тренера), при этом, должны быть и рычаги управления - "в семье не без уродов.."!, и материальные и дисциплинарные.
 
   
 

Добавление комментария

 

Информация

  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис, 1966 настольный теннис, 2011 настольный теннис, 2012 настольный теннис, 2013 настольный теннис, Table Tennis, Table tennis world, Алексей Ливенцов, Альгимантас Саунорис, Анатолий Амелин, Анатолий Строкатов, Андрей Мазунов, Большой теннис, Валентин Иванов, Валентин Команов, Валентина Попова, Виктор Шергин, Владимир Воробьев, Владимир Мирский, Геннадий Аверин, Зоя Руднова, Ксения Туленкова, Лайма Балайшите, Максим Шмырев, Настольный теннис РЕВЮ, ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ, Римас Пашкявичус, Роман Аваев, СССР настольный теннис, Саркис Сархаян, Сборная СССР по настольному теннису, Светлана Гринберг, Станислав Гомозков, ФНТР, Флюра Булатова, Шпрах, Эвелин Лесталь, Эдуард Фримерман, Юлия Прохорова, Яна Носкова, журнал настольный теннис, кинограмма, книга настольный теннис, настольный теннис, подачи в настольном теннисе, психология спорта, сборная России по настольному теннису, техника настольного тенниса, чемпионат СССР по настольному теннису, юмор настольный теннис

Показать все теги

^вверх^