Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | Мобильная версия сайта |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
Популярные спортивные игры » Оздоровительные системы » Как тушить пожар? Кинезофилия
 

 
 

Как тушить пожар? Кинезофилия

20 февраля 2011 | Автор: Су-27  | Просмотров: 4 401 |

      » 


Как тушить пожар? Кинезофилия


Научные исследования свидетельствуют о том, что целый ряд болезней, в том числе сердечно-сосудистой системы — этого бича современной жизни, можно предупредить здоровым образом жизни, одной из составляющих которого является физкультура. В призывах заниматься физическими упражнениями сегодня, пожалуй, недостатка уже нет. Не хватает основного: конкретных знаний о том, что же такое грамотная физкультура, как ею следует заниматься, что мы должны, обязаны сделать уже сейчас, чтобы стала она действительно потребностью каждого?


КАК ТУШИТЬ ПОЖАР?


— Сергей Васильевич, без короткого вступления все-таки не обойтись. Ведь «пожар», как называют медики состояние здоровья детей и подростков, заполыхал отнюдь не сегодня — когда-то же он только занимался. Где были наши медики? Что успели сделать, несмотря на то, что иные тревожные голоса не удостаивались внимания, а конкретные предложения упорно не замечались? На какую научную базу можем мы опереться сегодня при тушении этого «пожара»?
— Конечно, все началось не вдруг. В отдельных выступлениях, на конференциях специалисты заговорили о снижении уровня здоровья детей еще в середине шестидесятых годов. Уже тогда медики утверждали, что наши дети, как и в большинстве цивилизованных стран, подверглись акселерации, т. е. быстрее росли и развивались, стали заметно выше ростом. Однако при этом обратили внимание на то, что функциональные параметры (максимальное потребление кислорода, емкость легких в пересчете на килограммы веса) у них снизились. А по физическим показателям они, оказывается, заметно отстали от тех, кто рос после войны, т. е. был голоден, а нередко и бос и гол. Заметно снижалась выносливость детей. И вот уже раздались голоса, что нормы ГТО, оказывается, явно завышены. Когда же в начале семидесятых годов вышел новый комплекс ГТО, его встретил буквально шквал негодования. Учителя физкультуры в первую очередь утверждали, что нынешние дети выполнить его просто не в состоянии. Конечно, проще снизить требования, чем подтягивать физические кондиции ребенка.

— Насколько помнится, всегда находились очень веские причины, не позволявшие организовать грамотные занятия физкультурой среди детей и подростков. Главная из них — отсутствие материальной базы. Всего не хватало: залов, бассейнов, оборудования, инвентаря... Десятилетия прошли — аргументы те же. Неужели положение столь безвыходное?
— Еще тогда, в семидесятые годы, мы решили проверить обоснованность претензий учителей-практиков, критиковавших новый комплекс ГТО за завышенные якобы требования, и их ссылок на слабую материальную базу. Моя аспирантка из Ярославля Любовь Фатеева взялась за очень непростую работу, которая должна была ответить на вопрос: можно ли заниматься с детьми и без комфортабельных залов? И на второй, не менее важный: а нужно ли это? Не помню точно, год или два занималась она с детьми младших классов только на открытом воздухе. И результаты оказались поразительными: по функциональным показателям, иммунным свойствам, физической подготовленности, общей работоспособности ее воспитанники резко обошли своих ровесников, занимавшихся по обычной программе в школьных залах. А «недоступные» нормативы комплекса ГТО они выполняли даже с опережением.
Правда, реакция на результаты этой работы была неоднозначной. Довелось и такое услышать: «Кого вы привели? В то время как мы бьемся за новые залы, что предлагает она?» Но диссертация все-таки была защищена.

А в начале восьмидесятых годов еще один мой ученик, Георгий Рябченко, провел подобную же работу, но уже в детском саду. Да к тому же в Мурманске, в условиях полярной ночи. Он тоже максимальное количество занятий проводил на свежем воздухе, но предварительно досконально изучил, в какие месяцы в городе чаще всего болеют, связался с метеорологами, определил связи с погодными условиями и в зависимости от всех собранных данных вносил конкретные коррективы в нагрузку. Выводы однозначны: если от детей не просто требовать выполнения тех или иных нормативов, а работать планомерно, с душой, учитывая функциональные возможности каждого, климатические условия, сиюминутную погоду, психологию и обращать главное внимание на эмоциональную насыщенность занятий, — результатов можно достичь поразительных.

А теперь вернемся к проблеме баз. Если я завтра вдруг стану волшебником и по мановению палочки построю у каждого дома зал, корт, бассейн, думаете, все сразу побегут заниматься? Болтовня! Возьмите Сочи, где и с базами положение благополучное, и погода позволяет заниматься круглый год, — в санаториях, домах отдыха пустуют и корты, и бассейны. А люди, что за здоровьем сюда приехали, в карты в основном играют. Ну самые энергичные на флирт отваживаются. Это уже предел активности. И ничего в этом удивительного. Если человека в раннем возрасте не научили чистить зубы, взрослого обучать этому бесполезно. То же и с физкультурой. Нужна привычка. Потребность, которую, конечно, необходимо вырабатывать с детства.

Кинезофилия (потребность в движении) у каждого человека во многом заложена генетически. Однако ее можно повысить или понизить воспитанием. Илюша родился живым, подвижным ребенком. Но воспитали из него Обломова. А что мы делаем со своими детьми? Первый год он проводит в коляске. В яслях его засаживают в манеж. В детском саду уже обществоведение ввели в программу, а физкультура по-прежнему в пасынках — хлопотно это. Дома ребенок только и слышит: «Не шуми, не скачи, не прыгай!» — о мяче и не закинуться, ведь мебель полированную попортить можно. Так мы начинаем совершать непоправимое — искусственно снижаем уровень кинезофилии, когда долг взрослых всемерно повышать его. И вот уже дошкольник, встречая на улице ровесника, не бежит с ним и не скачет, а степенно беседует, как пенсионер.

Когда-то в наших школах вместе со звонком на перемену распахивались входные двери, и высыпали на улицу ребята с мячом и девочки со скакалкой. Сегодня двери на замке. И бдительные дежурные на посту, как часовые, — с улицы грязь занести можно. Этой показушной борьбой за чистоту и порядок мы продолжаем совершать непоправимое. И растут одно за другим поколения Обломовых.

— Но сейчас мы уже стали призывать родителей к совместным занятиям с детьми, даже регулярные передачи по телевидению организовали. Значит, в разъяснительной работе есть определенные сдвиги?
— Одними призывами здесь не обойтись. Систему менять надо. Возможно, не все со мной согласятся, но убежден, что необходим социально-политический стимул к движению, к укреплению здоровья. В Японии, например, государство не обременяет себя подобными хлопотами, — люди привыкли заботиться о своем здоровье сами, ибо болеть там невыгодно. Ни в одну фирму вас не примут, если вы не показываете определенных физических кондиций. А в такие отрасли, как текстильная или электронная промышленность, не принимают курящих. Это вредит оборудованию, а следовательно, производству. Вот и весь стимул. Без призывов и лозунгов!

Убежден, что и у нас необходимо разработать нормативы на каждый год жизни человека, которые должны влиять на его продвижение вверх. Если, например, ребенок не выполняет норматив для 7 лет, его не имеют права принять в престижную школу, как бы он ни был одарен. Зачем государству больной математик?! А пока 30—40% выпускников наших вузов относятся к так называемой спецгруппе, короче говоря — больны. Это брак! Потому что не надо объяснять, что такое для всех нас больной инженер, врач, учитель... Только никто за это не несет ответственности. А вот если я буду знать, что мой внук никогда не попадет ни в вуз, ни на хорошую работу, я не буду ждать ни залов, ни модных кроссовок, по которым сегодня буквально с ума посходили, а займусь с ним физкультурой сам.

Ребенок с малых лет должен вполне сознательно относиться к своему здоровью. А что знает о нем современный школьник? Как относится он сам и окружающие его взрослые к принципам здорового образа жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, мы опросили и обследовали выпускников школ ряда городов (около 3 тысяч учащихся) и группу восьмиклассников. Вот некоторые из полученных данных. Почти 92% опрошенных не знают, к какой медицинской группе или группе здоровья они относятся. И не имеют ли малейшего представления об этих группах. Почти 86% не знают частоты своего пульса и не умеют определять ее, а между тем у трети из них частота пульса в покое превышает 80 ударов в минуту. 18% уже жалуются на боли в области сердца.

Обратите особое внимание на следующие данные: 90% ребят проводят в будни более 3 часов у телевизоров, а в выходные дни — до 5—6 часов. Всеядные «телеобжоры»! Три четверти выпускников не выполнили за время учебы норматива ни по одному виду спорта, а 87% не знают, какие виды контрольных упражнений входят в нормативные требования ГТО. И лишь у трех из ста выпускников за время учебы педагоги и администрация школы интересовались самочувствием, состоянием здоровья и физической подготовленностью.
Особое огорчение доставили восьмиклассники. На предложение мальчикам вступить в «Клуб настоящих мужчин», программа которого рассчитана на три года с целью развить в основном выносливость и силу. 93% отказались сразу, не раздумывая!

На мой взгляд, именно для детей и подростков особенно важен стимул, конкретный пример. Когда бегает президент Буш, его по телевидению показывают. В американских школах принято сдавать так называемые президентские тесты. И тот, кто их сдал, получает грамоту, подписанную президентом. Это ли не стимул для десятилетнего подростка! В Норвегии и Швеции, если кто-то не выходит в выходной день на лыжную прогулку, обретает репутацию ненормального. Если же у нас секретарь райкома побежит в трусах по селу, к сожалению, его сегодня пока еще сочтут ненормальным. Так что говорить о каких-либо кардинальных сдвигах в отношении к массовой физкультуре, на мой взгляд, преждевременно.

— Не кажется ли вам, что наши призывы к физкультуре пока еще слишком примитивны: выбегай на улицу, бегай регулярно и будешь здоров! Обещания безусловных и быстрых результатов не всегда оправдываются, что нередко дискредитирует саму идею.
— Это считалось неоспоримой истиной, мы воспитаны на том (научных работ написана бездна), что рациональные физические упражнения повышают сопротивляемость организма к любым внешним воздействиям, вплоть до радиации. Но вот (отнюдь не сегодня) пришлось столкнуться с таким явлением: спортсмен высочайшего класса, т. е. великолепно тренированный человек, готовый к результатам мирового уровня, вдруг в какой-то момент срывается — его начинают преследовать частые и на первый взгляд необъяснимые болезни: простуды, фурункулез и т. д. Явление это — «иммунологический срыв» — признано сегодня проблемой проблем большого спорта. Следовательно, предельные физические и психоэмоциональные нагрузки могут привести и к снижению иммунных свойств организма. Появилась и такая мысль: а только ли они причина подобных срывов? Не оказывает ли своего влияния и среда? Ведь не секрет, что в больших городах и воздух, и вода, и продукты питания не соответствуют установленным нормам. В частности, сейчас мы столько говорим и пишем о нитратах, которыми отравлены овощи и фрукты, что возникает логичный вопрос: тренированный организм переносит эти яды легче? Если да. то мы получим еще один аргумент в пользу физкультуры. Но вопросы на этом не кончаются, возникают следующие: до каких пределов (т. е. до какого уровня концентрации вредных веществ) способен сопротивляться тренированный организм? К сожалению, не сразу нашлись энтузиасты, которых увлекла эта проблема. Они отыскались лишь в нынешнем году, и мы приступили к исследованиям. Изучаем, при каких нагрузках больше потребляется вредных веществ? Какие из них наиболее опасны при нагрузках? Какие нагрузки больше повышают сопротивляемость? Жизнь заставила заняться этими вопросами. Сегодня исследования в стадии эксперимента на животных. О каких-либо выводах говорить преждевременно. И я пока не берусь ответить на вопрос: а полезно ли бегать в Москве?

— Было время, когда мы самоуверенно утверждали, что достигли подлинной массовости в физкультурном движении. И именно ею объясняли победы наших атлетов на мировой арене. Сегодня этот миф развеян. Больше того, в адрес спорта высших достижений сейчас раздается столько нападок, вплоть до призывов полностью отказаться от него как вредного для здоровья человека. Ваша позиция по этой проблеме?
— Много лет назад в стенах Спорткомитета я позволил себе выступление, прозвучавшее крамолой. Оно было действительно резким: «Разогнать вас всех надо, ибо не здоровьем нации вы занимаетесь, а собственным благополучием!» Досталось мне, конечно. Но позиции своей не изменил по сей день: должна быть четкая граница между массовой физкультурой и большим спортом. И заниматься их проблемами должны разные ведомства, ибо и цели у них разные, и средства. Никакой связи между массовой физкультурой и мировыми рекордами никогда не было и нет. Откуда же этот град медалей в Калгари и Сеуле при нашем глобальном неблагополучии? Ответ, на мой взгляд, однозначен: наша страна слишком богата талантами. Мы — многонациональное государство и естественно, у нас много смешанных браков. А именно в таких браках рождаются особо талантливые люди. Словом, обилие талантов (и не только среди спортсменов, но и в рядах тренеров) позволяют нам, вопреки низкому уровню массовой физкультуры и слабой материальной базе большого спорта, побеждать на мировой арене. А если бы мы отработали грамотную систему поиска и научную систему отбора этих талантов, проблема медалей просто перестала бы для нас существовать. Говорить же об отказе от спорта высших достижений — абсурд! Как можем мы, например, закрыть цирк или профессиональный балет? Там тоже колоссальные нагрузки. И они тоже не для всех. Однако, как и эти сферы деятельности человека, спорт должен стать подлинно профессиональным. И он нужен нам. Причем не только как зрелище, заменить которое в современном мире не может ничто. Но и для того, чтобы иметь представление о возможностях человека. При всех негативных явлениях, поразивших сегодня большой спорт, его воспитательную роль мы тоже отрицать не можем. Вспомним недавний праздник Льва Яшина. Это ли не пример того, какого' поистине всенародного признания может достичь человек, много и честно потрудившийся в спорте!

Что же касается массовой физкультуры, добавить могу немного: начинать надо с самых маленьких — с детских садов. Именно здесь физкультуру должны вести специалисты самого высокого класса. И зарабатывать они должны больше, чем тренеры или школьные педагоги. Экономить здесь недопустимо, ибо что заложишь, то и получишь.

Ну а мы, взрослые, должны делать максимум, каждый на своем месте. Коли отвечаем мы за здоровье наших детей, будем продолжать свои научные исследования. И вместе с педагогами искать новые методики для внедрения физической культуры в жизнь каждого человека.

руководитель отделения лечебной физкультуры и спортивной медицины НИИ педиатрии Академии медицинских наук СССР
С. В. ХРУЩЕВ.
Беседу вела Татьяна БЕЛЯЦКАЯ

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.


 

Рейтинг новости:5



Другие новости по теме

Комментарии (8)

  1.   #1 написал: mick (20 февраля 2011 15:23)  
     
    Да, помню, купил меня Горбачев этими своими заявами...Точнее, сам, дурак, купился. Всякое вранье типа "социальное государство" давно пора из конституции исключить. Да кому это выгодно... В конституции России всего две строчки.
    1. Каждый за себя.
    2 Как хочешь, так и живи.
     
       
  2.   #2 написал: Avaev (20 февраля 2011 20:38)  
     
    3. Можем Олимпиаду в субтропиках. blum


    --------------------
     
       
  3.   #3 написал: vmg (21 февраля 2011 14:58)  
     
    Причем зимнюю wacko
     
       
  4.   #4 написал: Avaev (21 февраля 2011 16:08)  
     
    Летнюю и Пиндостан любой сможет! cool


    --------------------
     
       
  5.   #5 написал: fedx (27 февраля 2011 11:48)  
     
    Я вот передачу полгода назад смотрел, там год 88-89 показывали, несколько выступлений Горбачёва. Да уж, какие заявления были: "Перестройка!", "Гласность", "Социализм с человеческим лицом"...
     
       
  6.   #6 написал: geokond (27 февраля 2011 12:10)  
     
    В школе неск лет литературу на экзаменах не сдают... сочинения дети не пишут... спасибо перестройке.

    Горбачев был просто ДУРАК... и никто этого не понял
     
       
  7.   #7 написал: Fraer (5 марта 2011 17:54)  
     
    Горбачев был сознательным предателем, который лез во власть исключительно с целью "отомстить", разрушить "проклятый режим" и обрести геростратову славу.

    >>В конституции России всего две строчки.
    1. Каждый за себя.
    2 Как хочешь, так и живи.
    - Прямо "Мародер" беркемовский какой-то :)
     
       
  8.   #8 написал: Avaev (5 марта 2011 22:17)  
     
    Получается что он был завербован?


    --------------------
     
       
 

Добавление комментария

 
  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис 1982 настольный теннис 2011 настольный теннис 2012 настольный теннис 2020 настольный теннис 2021 настольный теннис 2022 настольный теннис 2023 настольный теннис Алексей Ливенцов Анатолий Амелин Анатолий Строкатов Андрей Мазунов Большой теннис Валентин Иванов Валентина Попова Владимир Воробьев Владимир Мирский Геннадий Аверин Зоя Руднова Настольный теннис РЕВЮ ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ Роман Аваев СССР настольный теннис Саркис Сархаян Сборная СССР по настольному теннису Светлана Гринберг Станислав Гомозков ФНТР Флюра Булатова Чемпионат Европы по настольному теннису Шпрах Эдуард Фримерман журнал настольный теннис кинограмма настольный теннис сборная России по настольному теннису чемпионат Москвы по настольному теннису чемпионат России по настольному теннису чемпионат СССР по настольному теннису юмор настольный теннис