Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | Мобильная версия сайта |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
Популярные спортивные игры » Психология спорта » Рудольф ЗАГАЙНОВ : интервью
 

 
 

Рудольф ЗАГАЙНОВ : интервью

2 марта 2011 | Автор: Су-27  | Просмотров: 7 297 |

      » 


Рудольф ЗАГАЙНОВ : интервью


Он постоянно в ореоле славы. Правда, чужой. Хотя, если быть точным до конца, в моменты успеха спортсмены не всегда вспоминают даже своих тренеров. Он же - психолог. Профессор. И, как говорит сам, бывает нужен спортсмену лишь тогда, когда тому плохо. Работа такая.

Рудольф ЗАГАЙНОВ : интервью


Несколько месяцев назад мы встретились в Москве. Но интервью не получилось - Рудольф Максимович улетал в Германию, где его ждала работа с одним из теннисных клубов. На вопрос "Когда вернетесь?" ответил: "Не знаю. Приеду - сообщу обязательно".
Позвонил неожиданно: "Я в Москве. Через три часа - поезд, хочу съездить в Санкт-Петербург, повидать близких. Но до этого готов заехать к вам, в редакцию".

- Рудольф Максимович, знаю, в вашем контракте было оговорено, что никаких контактов с журналистами у вас быть не должно. Сейчас запрет снят?
- Смотря что вас интересует.

- Ну, например, ваша работа с Борисом Беккером, Штеффи Граф. Поговаривают, что и с Моникой Селеш...
- Официальных контрактов у меня с ними не было. Был - сРохус-клубом" из Дюссельдорфа, за который выступают такие теннисисты, как Хора-сио Де Ла Пэна, Эдуарде Бен-коэччеа. Что касается названных вами спортсменов, некоторых я консультировал накануне Уимблдонского турнира, но говорить об этом подробно считаю не совсем этичным без их на то разрешения. К тому же это нельзя назвать совместной работой. Просто были длительные беседы, особенно во время дождей, когда все участники турнира сутками находились в помещении под охраной полиции.

- А это зачем?
- Как вы думаете, если, к примеру, украдут Граф или Селеш, сколько за них можно потребовать выкупа?

- Думаю, много. Но вы вернулись из Германии досрочно. С чем это связано?
- Собираюсь открыть свою фирму. Необходимо уладить разного рода организационные вопросы, вот и решил расторгнуть контракт за месяц до его истечения. Учитывая политическую обстановку у нас в стране, руководство клуба пошло мне навстречу.

- Значит ли это, что вы порываете со спортом?
- Как вам сказать... Я все чаще прихожу к мнению, что профессии спортивного психолога как таковой не существует. Она искусственна. Я -практик, но чем больше знаю, тем более кощунственным мне кажется то, что написано в многочисленных учебниках.

- Выходит, то, чем вы занимались всю жизнь, никому не нужно?
-Дело не только в этом. Спасский когда-то сказал мне: «Вы должны постоянно быть душевной проституткой". Приходится признать, что он был прав. Ведь задача психолога - дополнять спортсмена, подстраиваться под него, часто жертвуя своим самолюбием и настроением. Психолог должен быть полезен в любой ситуации. А это, знаете ли, довольно непросто.- сочетать в себе функции священника -уметь выслушать исповедь, жалобу, нытье - и в то же время звать к победе.

- Непременно к победе?
- А как же? Моим кредо всегда было считать поражение трагедией. Именно так воспринимали их Бубка, Гаприндашвили, Иоселиани, с которыми мне приходилось работать. Боязнь поражения сама по себе может быть сильнейшей мотивацией. Я не раз наблюдал, как жуткое глубинное страдание спортсмена после проигрыша буквально за ночь трансформируется в неодолимое желание идти к реваншу. Но спорт стал другим. Я все больше вижу в нем стремление заработать. Люди стали равнодушны к поражениям.

- Вы имеете в виду советских спортсменов?
- Это общее явление. Не так давно я консультировал одного из великих теннисистов современности - простите, не могу назвать вам имя - это оговорено в нашем с ним соглашении. Как я готовил его к матчу! Хотел, чтобы он победил, поверьте, больше него самого. Первый сет он вел в счете, а потом, вместо того чтобы сосредоточиться на игре, стал работать на публику -кричать, жестикулировать... Я увидел этот цирк и просто ушел с трибуны. Был раздавлен. А он даже не закончил игру - бросил ракетку. Потом подошел, извинился как ни в чем не бывало. Я почувствовал, что в этом мире свои идеалы, свои законы. Там относятся к спорту, как к аттракциону. При всей его популярности существует он на подачки спонсоров, которым абсолютно нет дела до того, что кто-то проигрывает, кто-то побеждает. Я живу в других измерениях. Для меня главное - победа, неважно, будет она оплачена или нет.

- Стоп, стоп! Простите, что я цепляюсь к словам, но знаю, что еще год назад вам предлагал работу в нашей волейбольной сборной Вячеслав Платонов и вы отказались, а через некоторое время подписали контракт с одним из испанских шахматных клубов.
- Вопрос был не в деньгах. Я хорошо знал, на что обречен, "ныряя" в команду. Это очень трудно. Ведь каждая личность всегда сопротивляется влиянию со стороны. К тому же, работая в команде, которая постоянно на сборах, я должен все двадцать четыре часа быть в хорошем настроении, жить, по существу, двойной жизнью. А я устал.

- Как тогда расценивать то, что вы продолжаете работать в команде экс-чемпиона мира Анатолия Карпова? Ведь психологическая нагрузка в шахматах неизмеримо выше, нежели в любом другом виде спорта.
- Личность Карпова не может не притягивать. В нем я вижу качества, которые огромным трудом пытаюсь воспитывать у тех, с кем работал. К тому же, меня не может не увлечь цель выиграть у Каспарова. Это, если хотите, вызов общественному мнению, которое склоняется к тому, что победить Каспарова невозможно.

- Если мне не изменяет память, то ваша спортивная карьера начиналась с работы против Карпова - с Виктором Корчным.
- Да. Я был его личным психологом в 74-м году. И, сказать правду, к Карпову тогда относился неважно. Во-первых, за ним стояла огромная государственная машина, КПСС, Корчной же был совершенно один. К тому же во многом наши взгляды были похожи. Но, к сожалению, особенность моей работы заключается в том, что я нужен спортсмену лишь в определенный трудный период жизни. Когда все хорошо - я вне игры
.
- А в каких отношениях с Корчным вы сейчас?
- Увы, в неважных. В июле прошлого года мы вместе провели четыре дня в Испании, много разговаривали, и я решил, что могу написать о его жизни так, как никто еще не писал. Виктор Львович дал "добро" на публикацию интервью, даже не читая. Оно появилось в югославской "Политика-Экспресс", было признано лучшим материалом года, затем перепечатано многими тзарубежными изданиями. Но что-то Корчному не понравилось, и отношения между нами стали гораздо суше.

- Когда вы приехали в Лион, где шла борьба за шахматную корону между Каспаровым и Карповым, то первый весьма болезненно отнесся к вашему появлению в качестве помощника экс-чемпиона. Сказал даже в одном из интервью, что это - "факт вашей биографии". За этими словами стояло что-то большее?
- Был момент, когда мы с Каспаровым работали вместе. Правда, недолго. Он - человек тяжелый, весьма специфически относится к окружающим. Что же касается "факта биографии", то я сам выбираю, с кем работать.

- Кто в вашей практике оказывался самым трудным "пациентом"?
- Пожалуй, Сергей Бубка. Со многими его взглядами я не согласен до сих пор. Но это не мешает нам сохранять самые добрые отношения, хотя мы давно не работаем вместе.

- А с чем не согласны?
- Например, с отношением к тренеру. Правда, это касается не только Бубки. К сожалению, становится системой, когда свою волю диктует спортсмен. Тренер же перестает быть главной фигурой.

- Вы считаете, что главным всегда должен быть тренер?
- Непременно. И отношение к нему должно быть соответственное. Так было, и, на мой взгляд, именно поэтому у нас появлялось столько великих- тренеров: братья Степановы, Градополов - в боксе, Назаров - в тяжелой атлетике, Алексеев - в легкой, Якушин, Маслов - в футболе, Чайковская, Жук - в фигурном катании. Я не могу представить, чтобы, например, у Жука главной фигурой был спортсмен. Но ведь все его воспитанники достигали необыкновенных высот. Рядом с такими тренерами я чувствовал себя на своем месте.

- А бывали ситуации, в которых вы чувствовали себя совершенно беспомощным?
- Вы меня обижаете...

ЕЛЕНА ВОЙЦЕХОВСКАЯ


Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.


 

Рейтинг новости:3



Другие новости по теме

Комментарии (2)

  1.   #1 написал: Avaev (3 марта 2011 00:01)  
     
    Давно это было...


    --------------------
     
       
  2.   #2 написал: vsevolod (22 апреля 2011 21:39)  
     
    "Я все чаще прихожу к мнению, что профессии спортивного психолога как таковой не существует. Она искусственна. Я -практик, но чем больше знаю, тем более кощунственным мне кажется то, что написано в многочисленных учебниках." Хорошие слова! Респект! И напоминают чем-то:"Чем больше знаю я людей - тем больше нравятся собаки..!"
     
       
 

Добавление комментария

 
  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис 2011 настольный теннис 2012 настольный теннис 2013 настольный теннис 2021 настольный теннис 2022 настольный теннис 2023 настольный теннис Алексей Ливенцов Анатолий Амелин Анатолий Строкатов Андрей Мазунов Большой теннис Валентин Иванов Валентина Попова Владимир Воробьев Владимир Мирский Геннадий Аверин Зоя Руднова Настольный теннис РЕВЮ ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ Роман Аваев СССР настольный теннис Саркис Сархаян Сборная СССР по настольному теннису Светлана Гринберг Станислав Гомозков ФНТР Флюра Булатова Чемпионат Европы по настольному теннису Шпрах Эдуард Фримерман Юлия Прохорова журнал настольный теннис кинограмма настольный теннис сборная России по настольному теннису чемпионат Москвы по настольному теннису чемпионат России по настольному теннису чемпионат СССР по настольному теннису юмор настольный теннис