Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | Мобильная версия сайта |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
Популярные спортивные игры » Психология спорта » СТРЕСС – МОЙ СОЮЗНИК
 

 
 

СТРЕСС – МОЙ СОЮЗНИК

23 мая 2011 | Автор: Су-27  | Просмотров: 6 268 |

      » 


СТРЕСС – МОЙ СОЮЗНИК



Стресс – «Мой союзник»! В этом должен быть уверен каждый спортсмен, стремящийся к успешной теннисной карьере, — считает Джим Лоэр, один из ведущих американских психологов-практиков, постоянно сотрудничающий с академией Ника Боллеттьери. Теннисисты элиты потому и выделяются на фоне остальных спортсменов, что владеют искусством успешно противостоять прессингу и добиваться победы в самых, казалось бы, невозможных условиях.

Каждый матч — это поединок личностей, позиций, характеров, свой отпечаток накладывает и приобретенный опыт, и целый комплекс психофизических особенностей, но тип реакции на возрастающее в матче напряжение различен.

Можно выделить три основные категории спортсменов: стоик, эмоциональная личность, смешанный тип реакций. Стоическое поведение на корте отличало, к примеру, Бьёрна Борга, Артура Эша, да и Крис Эверт. (Подобная манера стала традиционной для большинства шведских игроков и сейчас: возможно, сдержанность — это свойство национального характера...)
Думается, что тот, кто хоть раз видел в игре Джона Макинроя, без труда определит: американский спортсмен — образец эмоциональной реакции на прессинг, любитель побеседовать на повышенных тонах. Не отстают от него и 38-летний ветеран Джими Коннорс, и известный в прошлом своими препирательствами с судьями Илие Настасе, и темпераментный Яник Ноа, и некоторые другие.

К третьей категории относятся игроки, реакция которых на ту или иную неожиданность на корте может оказаться непредсказуемой. Скажем, Иван Лендл. Всегда спокойный, выдержанный, истинный джентльмен, но бывает, что сорвется, выплеснет эмоции. Только удивляешься: и откуда вдруг темперамент? Или Борис Беккер, Пэм Шрайвер... Пожалуй, этот тип игроков наиболее распространен в теннисе.

Игровые ситуации, как и поведение спортсмена, только на первый взгляд так уж непредсказуемы. Чаще всего матчевые коллизии возникают тогда, когда та или иная грань мастерства недостаточно отшлифована, а значит, возможны срывы. Например, в технико-тактической, физической, эмоциональной сферах. Как овладеть собой во время подобного спада? Пусть это прозвучит достаточно непривычно, но в первую очередь помощи надо ждать не от тренера или психолога, а от самого себя! Основа овладения ситуацией в критических моментах матча базируется на вдумчивом анализе самонаблюдений.

Неудачный розыгрыш очка может привести к эмоциональному срыву: теннисист нервничает, злится на все и вся, испытывает страх возможных неудач. Лоэр напоминает, что играть под страхом ошибки невозможно, подобный прессинг не даст проявиться творческому началу теннисиста. Как выводить себя из состояния скованности? — Уметь отвлекаться от временной неудачи, расслабляясь в перерывах между розыгрышами очка, а затем и мобилизуя себя на дальнейшие «подвиги». Играть всегда до «последнего мяча», направляя возникающие отрицательные эмоции в конструктивное русло. Каким образом? — Научиться испытывать радость от противоборства! Это поможет меньше уставать и лучше себя чувствовать. Ведь физическое состояние
человека тесно связано с психическим: негативные эмоции ослабляют организм, уменьшая столь необходимые для борьбы силы. Итак, научиться играть под прессингом, не испытывая неудобства, трудно, но возможно! — утверждает Лоэр.
Сложности психического плана, возникающие на протяжении матча, связаны, как правило, с особенностями мышления теннисиста и его воображением. Бывает, что спортсмен продолжает играть, «прокручивая» в сознании предыдущие ошибки, ругая себя. Однако самообвинения только усугубляют неудачу.

Богатый опыт Лоэра позволяет поделиться с теннисистами некоторыми рекомендациями:
— следить за тем, чтобы не перетренироваться, особенно во время турнира;
— если возникает чувство, что стресс на соревнованиях усугубляется, срочно отвлечься от всех связанных с теннисом вопросов;
— иметь четкое представление об индивидуальных стресс-сигналах организма;
— менять мотивацию перед наиболее ответственными матчами (например, «я играю потому, что мне интересно, а не потому, что должен»);
— так планировать свой турнирный распорядок дня, чтобы все действия доставляли удовольствие, а в особенности сама игра («я играю потому, что это доставляет мне радость»), не думать, что испытывать положительные эмоции от тенниса можно лишь только тогда, когда будут достигнуты вершины мастерства;
— овладеть искусством введения себя в состояние оптимальной готовности к борьбе;
— уметь оценивать индивидуальную стресс-реакцию.

Перетренированность ведет к пресыщению теннисом. О том, что такое состояние приближается или уже наступило, свидетельствуют индивидуальные для каждого теннисиста стресс-сигналы, например, ухудшение настроения, концентрации внимания, потеря интереса к игре, снижение тонуса и другие проявления депрессивно-тормозных процессов. Отметим, что положительные эмоции, которые обеспечиваются разумным, продуманным, индивидуализированным распорядком дня, надежно предохраняют от переутомления во время длительных турниров и интенсивных тренировок и позволяют «безболезненно» переносить значительные, а подчас и максимальные, психологические и физические нагрузки.
Изменение мотивации перед особенно важными матчами может в значительной степени снизить избыточное возбуждение, а умение самонастраиваться и вводить себя в состояние оптимальной готовности к борьбе позволяет теннисисту быть не зависимым от внешних обстоятельств. И все же, можно ли
самому, без сложной аппаратуры и исследований, разобраться в «анатомии» предстартового волнения? Оказывается, да. В этом нас убеждает совет опытного психолога.

С чего начать? — Стоит попробовать составить психологический прогноз предстоящей встречи, а для этого «разложить по полочкам» ожидаемый стресс, советует Лоэр.
Разберемся, насколько «волнующим» будет предстоящий матч? В нашем случае «волнение» равно сумме различных слагаемых. Перечислим их. Это мотивация (чем она выше, тем сильнее стресс), уверенность в своих силах (чем она меньше, тем выше напряжение), значимость, или важность, матча (чем важнее результат, тем больше волнение), степень огорчения в случае поражения (чем больше переживается проигрыш, тем значительнее затраты нервной энергии), оценка своего психического состояния на протяжении турнира (чем больше раздражительность, тем выше риск нервного срыва). Каждое слагаемое оценивается в баллах от 1 до 5, его «вес» определяется в зависимости от стрессирующего влияния: чем оно больше, тем большее количество баллов начисляется. (Например, низкая мотивация может быть определена 1 баллом, а высокая — от 2 до 5 и т. д.). Разобравшись с каждым конкретным слагаемым, несложно подвести итог. При результате, превышающем 18 баллов, на предматчевую психологическую подготовку стоит обратить особое внимание. Может быть, снизить нагрузку, обратиться к активному отдыху или, наоборот, усилить тренировочную работу, устраняя выявленные недостатки. А может, обратиться за помощью к психологу, физиотерапевту или другим специалистам. Правда, порой бывает достаточно специальной предматчевой разминки или простого переключения на в не теннисную жизнь, например, поездки домой, встречи с друзьями и т. п.

Разыгран последний мяч. Победитель, подпрыгнув от радости, улыбается зрителям и фоторепортерам, а побежденный нехотя собирает ракетки, избегая взгляда в объектив. Думается, что и настроение, и самочувствие двух недавних соперников неоднозначно, но неверно предполагать, что теннисист высокого класса, проигравший матч, углубится в детальный анализ неудачи, а победитель и думать забудет о ходе поединка. Нет, и тот, и другой просто обязан разобраться в себе! Так каким же был матч? Ответ на этот вопрос опять-таки представляет собой сумму слагаемых, предполагающих выяснение состояния нервозности перед игрой и во время матча, определение силы отрицательных и положительных эмоций (раздельная оценка), возникающих во время борьбы, оценку сложности поединка, настроения, возникающего после него. (Напомним, чем большее удовольствие от игры получает теннисист, чем лучше его настроение, тем меньше он подвержен стрессу.)

Как и при составлении психологического прогноза игры, послематчевая оценка стрессирующих факторов проводится по пятибалльной системе (от 1 до 5) с аналогичным начислением очков. (Например, после игры возникало желание тренироваться, оттачивать то, что не получалось — начисляем 1 балл. Если же налицо утомление, депрессия, то в зависимости от выраженности ее проявления оценка может быть дана от 2 до 5 баллов.)
Проанализировав итоги матча, подведем черту. Если сумма набранных баллов превышает или равна 24, можно констатировать, что встреча вызвала значительную стресс-реакцию, поэтому успешное восстановление требует специальных мер.

Желательно, чтобы практика подобного самоконтроля вошла в теннисный обиход. Многолетние наблюдения могут оказаться чрезвычайно полезными в процессе подготовки к длительным турнирам или отдельным матчам, поскольку они позволяют управлять психологическим состоянием спортсмена. Готовясь к каждому конкретному матчу, можно придерживаться следующего плана:
  1. Проанализировать в первую очередь записи последних 6 месяцев: что было удачного, где отмечались срывы, какие моменты требуют доработки и т. д.
  2. Выявить стрессирующие факторы предстоящего матча. При необходимости снизить излишнюю нервозность, неуверенность, тревожность.
  3. Определить линию поведения во время матча (как тактическую, так и эмоциональную).
  4. Попытаться представить все возможные неожиданности (в том числе и связанные с поведением соперника) и смоделировать пути их решения.


По окончании матча (вне зависимости от его исхода) Лоэр советует разобраться во всех нюансах борьбы. Многие спортсмены, да и тренеры, ставят на первое место технико-тактический анализ, но этого явно недостаточно. Не менее, а иногда и более важным может оказаться разбор встречи с точки зрения психологии. Почему? Да хотя бы потому, что теннисисты высочайшего класса оказываются приблизительно равными по своему физическому и техническому потенциалу, и предрешает исход поединка подчас то самое «чуть-чуть», скрытое в психической сфере, которое кажется столь таинственным и неуправляемым до тех пор, пока сам игрок не начнет кропотливую, постоянную и терпеливую работу над собой. А если в тесном союзе будет действовать трио из тренера, психолога и спортсмена, что ж, тогда успех обеспечен!

Елена ЕРМИШКИНА-ЗИГМУНД

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.


 

Рейтинг новости:4



Другие новости по теме

Комментарии (1)

  1.   #1 написал: Михаил (23 мая 2011 20:38)  
     
    Умные мысли всегда приятно читать. А, если, нашел для себя что-то полезное - еще приятней. smile


    --------------------
     
       
 

Добавление комментария

 
  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис 2011 настольный теннис 2012 настольный теннис 2013 настольный теннис 2021 настольный теннис 2022 настольный теннис 2023 настольный теннис Алексей Ливенцов Анатолий Амелин Анатолий Строкатов Андрей Мазунов Большой теннис Валентин Иванов Валентина Попова Владимир Воробьев Владимир Мирский Геннадий Аверин Зоя Руднова Настольный теннис РЕВЮ ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ Роман Аваев СССР настольный теннис Саркис Сархаян Сборная СССР по настольному теннису Светлана Гринберг Станислав Гомозков ФНТР Флюра Булатова Чемпионат Европы по настольному теннису Шпрах Эдуард Фримерман Юлия Прохорова журнал настольный теннис кинограмма настольный теннис сборная России по настольному теннису чемпионат Москвы по настольному теннису чемпионат России по настольному теннису чемпионат СССР по настольному теннису юмор настольный теннис