Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | Мобильная версия сайта |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
Популярные спортивные игры » Настольный теннис СССР » Размышления о настольном теннисе
 

 
 

Размышления о настольном теннисе

29 июня 2015 | Автор: def  | Просмотров: 3 634 |

      »  1957 настольный теннис, Арутюн Акопян, Римас Пашкявичус, Альгимантас Саунорис, Ниеле Раманаускайте, Она Жилевичюте, Лайма Балайшите, Эвелин Лесталь


Размышления о настольном теннисе


Прошло три года о тех пор, как советские спортсмены провели первые международные встречи по настольному теннису. За это время мы видели у нас сильнейших игроков многих стран мира. Спортивные результаты этих встреч известны. Наши мастера победили теннисистов ГДР, Польши и Болгарии и оказались слабее ведущих мастеров Румынии, Чехословакии, Югославии и Венгрии.

Игра советских мастеров стала стабильнее и намного активнее. У наших спортсменов выработался своеобразный стиль игры — точная перекидка и плассировка и отдельные сильные удары, в основном — справа. Некоторые спортсмены (Гринберг, Меекса и другие) успешно осваивают труднейший контрудар справа при отражении атакующего удара.

Улучшилась и защита. Если прежде серийные удары таких игроков, как Шнейдер (ГДР), Рослан (Польша) или Пеш (Румыния), легко пробивали защиту наших теннисистов, то теперь и Меекса, и Акопян, и Саунорис, и другие неплохо обороняются против труднейших атакующих ударов.

Точнее стало нападение и у сильнейших спортсменок, в первую очередь — у Лесталь и Захарян. Раньше наши спортсменки вовсе не умели сочетать нападение и защиту, теперь этот недостаток понемногу устраняется. Атакующий удар направляется уже не только по диагонали, но и по прямой. Некоторые спортсменки осваивают и удар слева.

И все же темпы роста мастерства наших спортсменов явно недостаточны. Слишком мало они переняли современных технических приемов, которые продемонстрировали нам гости.

Как известно, в современном настольном теннисе имеются два направления — европейское и азиатское. Первое характеризуется разнообразием приемов нападения и защиты. Азиатская школа характеризуется особой хваткой ракетки (пером) и применением, в основном, одного приема •— доведенного до совершенства атакующего удара справа.

В связи с этим перед нашими теннисистами встал важный вопрос: нужно ли работать над овладением и совершенствованием большого числа технических приемов, характерных для европейского стиля, если можно освоить один, который позволит одерживать одну победу за другой?

В ряде стран Европы, да и у нас, раздались голоса в пользу освоения японской манеры игры. Правильна ли такая точка зрения? Думается, нет. Один из лучших теннисистов современности, неоднократный чемпион мира Шидо (Венгрия) считает, что японцы достигали успеха благодаря губчатой ракетке, а также новой, непривычной для европейских игроков манере игры. Однако сейчас новое оружие притупилось. Если несколько лет назад японские спортсмены легко добивались победы, то в нынешнем году выигрыши давались им в тяжелой борьбе, а в турне после чемпионата мира сильнейшие японские игроки Танака, Огимура, Егучи и Ватанабе потерпели жестокие поражения от ряда европейских соперников.

Сами японцы, прекрасно понимают, что с помощью одного лишь наката и завершающего удара справа они не смогут вечно одерживать победы. И они заметно изменили манеру игры: больше внимания уделяют плассировке и подготовке мяча для завершающего удара, а также защите высокими кручеными свечами. Учитывая, что хватка ракетки пером сковывает возможности спортсмена, вынуждает его для выполнения удара справа забегать к левому углу стола, японцы начали изучать европейскую манеру игры. Чемпионка мира 1956 года Окава держит ракетку и играет в европейской манере. В свете того, что будущее настольного тенниса, по нашему мнению,— в совершенствовании европейского стиля, рассмотрим, чему же мы должны учиться у лучших европейских игроков.

Основной удар сильнейших европейских теннисистов-мужчин — это накат. Обладая точным накатом, спортсмен сразу лее захватывает инициативу и начинает готовить завершающую атаку. Точный, плассированиый накат

не позволяет противнику переходить в атаку и вынуждает его к обороне. Получив после нескольких накатов более или менее высокий мяч, теннисист выигрывает его сильным завершающим ударом. Точным накатом владеют Штипек и Тереба (Чехословакия), Харангозо и Вогринц (Югославия), Фельди (Венгрия) и другие. Наши спортсмены воочию убедились, что накат — важнейшее оружие современного настольного тенниса, но никто из ведущих советских мастеров им по-настоящему не владеет.

Встречи с зарубежными мастерами показали, что плассировка в сочетании с одиночными атакующими ударами имеет все права на жизнь. Сильные одиночные удары труднее принимать, чем серийные, так как они проводят-:я внезапно, когда противник не готов IX отражать. Но, совершенствуя эту мастеру игры, необходимо иметь разнообразный арсенал технических приемов, чтобы обеспечить подготовку одиночного атакующего удара. Этими приемами должны быть низкие резаные плассированные удары, крученые удары, укороченные и, конечно, накат. К сожалению, никто из наиболее ярких представителей этого стиля (например, Саунорис, Меекса) не умеет хорошо подготавливать мяч для завершающего удара, ограничиваясь довольно примитивной высокой откидкой мяча на центр стола. Поэтому они порой атакуют или резко, или неудачно.

Наблюдая игру зарубежных мастеров атакующего стиля (Шидо, Андреадиса, Коциан, Розяну), можно заметить, как резким кистевым движением (при ударах справа и слева) они мгновенно изменяют направление удара и посылают мяч в наименее защитимую часть стола. Движение кисти сообщает удару большую резкость и силу, способствует закручиванию мяча. У большинства же наших спортсменов атакующему удару предшествует большой замах, наблюдая который противники заранее определяют, куда будет направлен мяч. В случаях, когда первый атакующий удар отражен, наш' спортсмен стремится во чтобы то ни стало атаковать дальше, надеясь добить мяч. Но это редко приносит успех. Успевая занять удобную позицию, противник сравнительно легко принимает такие мячи, и на третьем-четвертом ударе атакующий ошибается и теряет очко.

Между тем, такой мастер атаки, как Шидо, редко атакует тремя ударами подряд. Если первый и второй удары отражены противником, далеко отбежавшим от стола, Шидо дает укороченный мяч, а затем несильно посылает мяч «в живот» и выигрывает очко.

Одним из наиболее эффективных средств борьбы против серийного нападения накатом справа является удар слева. Шидо, Андреадис и некоторые другие европейские игроки владеют этим ударом в совершенстве. У нас же только Пашкявичус хорошо бьет слева. Освоение удара слева — одна из серьезных задач, стоящих перед нашими мастерами и их тренерами.

Большие недочеты имеются у наших мастеров и в технике защиты. Меекса, Пашкявичус или Саунорис, например, затрачивая огромные усилия, достают труднейшие мячи, но тут же отдают их, посылая плоскими высокими ударами на центр стола. И выходит, что усилия пропадают впустую, так как такие мячи безошибочно выигрываются. Но никто из наших мастеров не делает попыток освоить активную защиту низкими резаными плассированными ударами в углы стола, применяемую зарубежными мастерами —- Попеску, Токаром, Харангозо, Ханшманом. А ведь такой способ защиты не только препятствует завершению атаки, но и вызывает ответные высокие мячи, что позволяет обороняющемуся переходить в контратаку.

У венгров Берцика и Бубони мы увидели новый для нас защитный прием — крученую высокую свечу на конец стола в ответ на сильный атакующий удар. При такой свече очень трудно выиграть мяч, нелегко и возвращать его низко.

Не раз отмечалось, что наши спортсмены защищаются слишком далеко от стола, обрекая себя на пассивную игру. Сейчас они защищаются несколько ближе. Однако Розяну, Шидо, Коциан, Андреадис наглядно показали, насколько эффективнее защита на расстоянии полутора-двух метров от стола, где легче при первой возможности перехватить инициативу и атаковать самому.

Если ведущая группа мастеров-муж-чин играет излишне пассивно и, как правило, уступает инициативу противнику, то в игре женщин недостатки иного рода. Лесталь, Захарян, Балайшене, Жилевичуте, Песур, Ушакова, Саар — представительницы атакующего стиля. Но никто из них не владеет основными защитными приемами. Поэтому наши спортсменки, как только у них вырывают инициативу, становятся беспомощными. Никто из женщин не умеет подрезать мяч, как не умеют они и атаковать с подрезанных мячей. За исключением, пожалуй, Захарян, никто не владеет накатом и стабильным ударом слева.

Подлинный бич игры наших женщин — обилие ошибок при приеме простых мячей. В ответственных встречах у Жилевичуте, Балайшене, Песур можно насчитать от 6 до 10 грубых ошибок в партии (ошибки в подаче, при перекидке, в приеме подачи). В несколько меньшей степени такой дефект характерен и для мужчин.

Этот недостаток, как впрочем и другие, можно ликвидировать только упорным совершенствованием отдельных технических приемов. Ведущие зарубежные мастера тренируются не менее пяти раз в неделю по два-три часа в день. Многие же из наших мастеров не тренируются иной раз месяцами.

Международные встречи обогащают спортсменов опытом, расширяют их игровой кругозор. Такие встречи необходимы. Но надо извлекать из них максимальную пользу. Творчески осваивая опыт лучших мировых игроков, надо к каждой новой встрече приходить более подготовленными, чем прежде. А так бывает далеко не всегда. Вот уже в течение трех лет наши спортсмены наблюдают весьма эффективную подачу Штипека, Долинара, Рейтера и других. Подача у них нередко является началом атаки, а иногда приводит и к выигрышу очка. Этим же славятся и японцы. А подавляющее большинство наших мастеров применяет одну-две простые подачи, не создающие противнику особых помех для мгновенной атаки.

Могут ли наши мастера достичь в ближайшие годы мирового класса в настольном теннисе? Безусловно могут. И должны! Для этого необходимо осваивать опыт сильнейших соперников, трудолюбиво устранять недостатки в технике, тренироваться не от случая к случаю, а систематически и упорно.

А. БАРАНОВ, судья республиканской категории


 

Рейтинг новости:2



Другие новости по теме

Комментарии (0)

 

Добавление комментария

 
  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис 2011 настольный теннис 2012 настольный теннис 2013 настольный теннис 2021 настольный теннис 2022 настольный теннис 2023 настольный теннис Алексей Ливенцов Анатолий Амелин Анатолий Строкатов Андрей Мазунов Большой теннис Валентин Иванов Валентина Попова Владимир Воробьев Владимир Мирский Геннадий Аверин Зоя Руднова Настольный теннис РЕВЮ ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ Роман Аваев СССР настольный теннис Саркис Сархаян Сборная СССР по настольному теннису Светлана Гринберг Станислав Гомозков ФНТР Флюра Булатова Чемпионат Европы по настольному теннису Шпрах Эдуард Фримерман Юлия Прохорова журнал настольный теннис кинограмма настольный теннис сборная России по настольному теннису чемпионат Москвы по настольному теннису чемпионат России по настольному теннису чемпионат СССР по настольному теннису юмор настольный теннис