Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | RSS | Рубрикатор |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
        » TSP Reflex 50 Award Defensive Blade
Популярные спортивные игры
 

 
 
Овладение техникой «ката-гурума», относящегося к группе бросков, исполняемых в основном за счет движения плеч
КАНОНЫ ДЗЮ ДО

Есть такая средневековая персидская притча. Некий опытный борец, в совершенстве овладевший двумя сотнями надежных приемов, обучал молодого атлета. Он открыл своему воспитаннику секреты исполнения ста девяноста девяти из них. Ученик возгордился, решив, что теперь он сильнее своего наставника, и даже высокомерно вызвал того на единоборство. И вот тогда-то старый борец последним, двухсотым приемом из своего арсенала поверг на землю неблагодарного ученика. Притча, конечно, имеет не спортивную, а чисто житейскую направленность. Ведь в Персии борьба существовала с древних времен, и едва ли в схватке пехлеваны жгутов.рф/тайцзицюань опасались «подмочить» авторитет даже наиболее почтенного соперника. Интересным для нас является то, что сохранилась живописная иллюстрация к притче, показывающая тот самый неотразимый двухсотый прием. На этой иллюстрации без труда можно узнать один из вариантов «ката-гурума» — броска, который явится темой нынешнего нашего занятия. «В чем же дело,— спросите вы.— Японцы заимствовали технику броска у персов или наоборот?»

Приемы нередко кочуют из одного вида борьбы в другой, но в данном случае ни о каком заимствовании не может быть и речи. Просто в борцовской практике самых различных народов совершенно независимо друг от друга рождались одни и те же приемы, являвшиеся наиболее рациональными техническими действиями в определенной ситуации. Тот же самый бросок типа «ката-гурума» можно встретить еще в
древнегреческой борьбе, в азербайджанском гюлеше и современной борьбе вольного стиля. А в самбо он носит название «мельницы».


Овладение техникой «ката-гурума», относящегося к группе бросков, исполняемых в основном за счет движения плеч («ката-ваза»), следует начать с подготовительных упражнений, которые выполняются в паре с партнером. Большинство из них можно делать и без партнера (упражнения 2—9). В этом случае роль отягощений будут исполнять штанга, мешок с песком и т. п. Однако такие отягощения полностью заменить упражнения с партнером не могут, так как последние дают совершенно необходимое дзюдоисту умение работать с «живым весом», способность тонко чувствовать его в схватке. Каждое из упражнений должно быть оттренировано как в левостороннем, так и в правостороннем варианте. По мере усвоения и с учетом своих индивидуальных возможностей количество повторений увеличивается. Если есть возможность, на первом этапе обучения следует пользоваться помощью партнера, уступающего вам в весе, но впоследствии работать с более тяжелыми партнерами.



Упражнение 1. Ваш партнер принимает положение правосторонней «естественной» стойки. (Описание стоек дано в нашем третьем занятии, № 9 за 1972 г.) Вы становитесь рядом с ним, повернувшись к нему правым боком. Ваш корпус выпрямлен, ноги на ширине плеч. Захватите левой рукой за правый рукав партнера около локтя и потяните на себя и немного вверх. В результате такой тяги, он должен слегка наклониться вперед. Затем, сгибая ноги в коленях и приседая, поднырните головой под правый бок партнера так, чтобы ваше правое плечо уперлось в нижнюю часть правой стороны его живота. Правую руку пронесите между ног партнера и обхватите его правую ногу изнутри, взявшись пальцами за ткань пантолон около подколенного сгиба (рис. 1). Выпрямляясь и слегка прогибаясь, оторвите партнера от ковра и проверьте, насколько правильно он размещен у вас на плечах (нужное положение изображено на рис. 2), а затем снова опустите его на пол. Наиболее частой ошибкой при разучивании данного элемента приема является недостаточно глубокое и низкое подведение правого плеча под партнера. В результате этого ваша шея оказывается смещенной под плечо напарника и, если вы вообще сможете оторвать его от татами в таком неудобном положении, то будете вынуждены затратить слишком много усилий и времени. (Речь идет, разумеется, только о долях секунды, но ведь именно они и решают исход схватки.) Помните, что целью упражнения является именно отработка умения правильно распределить вес партнера на своих плечах, то есть приводить его в положение, необходимое для правильного завершения броска. У тех, кто не уделит достаточного внимания данному упражнению, соперник будет без труда «срываться» с плеч в реальной схватке. В процессе отработки упражнения партнер не должен оказывать вам сопротивления, но при этом ему не следует и самому «укладываться» на ваши плечи, помогая вам. «Натянуть» партнера на себя и правильно разместить его на плечах для будущего броска — ваша непременная задача. При тренировке приема партнер должен пользоваться борцовским бандажем с металлической раковиной или при отсутствии такового хотя бы плотными плавками, как это делается и при тренировочных схватках.
Упражнение 2. Взяв партнера на плечи так, как это описано в предыдущем упражнении, выполнить с ним 5—6 глубоких приседаний.
Упражнение 3. То же самое, что и предыдущее, но чередуя темп: одно приседание медленное, а следующее быстрое.
Упражнение 4. То же, что и упражнение 2, но при каждом приседании как и при каждом выпрямлении ног, на полсекунды задерживаться в положении, изображенном на рис. 2.
Упражнение 5. Поднять партнера на плечи способом, описанным в упражнении 1, встать прямо и сделать 3—4 легких наклона вправо и влево. Количество, амплитуду и темп наклонов следует увеличивать, но очень постепенно. Помня, что потеря вами равновесия угрожает напарнику травмой. Упражнение 6. То же, что и упражнение 5, но наклоны делать вперед, а затем возвращаться в исходное положение. Упражнение 7. Ходьба с партнером на плечах с постепенным ускорением движения.
Упражнение 8. Бег с партнером на плечах. Начинать с небыстрой пробежки в 10—15 метров.
Упражнение 9. Взяв партнера на плечи усвоенным способом, выполнить 2—3 поворота вокруг своей оси вправо и столько же влево.
Упражнение 10. (Исполняется на татами или ковре.) После того как вы подняли партнера на плечи, он старается вырваться и снова встать на ноги, вы же, удерживая его, не позволяйте этого сделать. Начинать следует с несильного сопротивления партнера и только постепенно все более увеличивать его. Не увлекаться, постоянно помнить о возможности падения вместе с партнером и быть готовым в крайнем случае всегда подстраховать его.
Упражнение 11. Держа партнера на плечах, сделайте корпусом поворот вправо, поднимая при этом правое плечо и опуская левое, как бы собираясь сбросить партнера с себя влево и вперед. «Ката-гурума» по сравнению с некоторыми иными бросками не очень сложен в исполнении, но, для того чтобы прием оказался действенным при любых условиях, требуются отличные физические кондиции.
Достигнуть их вам поможет комплекс подготовительных упражнений, с которыми вы познакомились. Эти же упражнения дадут вам, кроме того, возможность хорошо освоить ключевые элементы приема. Постепенно втягиваясь, делайте их на каждой тренировке в течение двух-трех недель, все время увеличивая количество повторений. Только тогда можно переходить к следующему — завершающему упражнению, которое дает бросок в окончательной форме.
Упражнение 12. Исходным положением как для вас, так и для вашего партнера является правосторонняя«естествен-ная» стойка. Правая нога немного выступает вперед. Корпус выпрямлен, мышцы его расслаблены, и вы держитесь свободно, совершенно не напряженно. Захват вы делаете обычный для правосторонней позиции: левой рукой за правый рукав партнера выше локтя, а правой за левый отворот кимоно на его груди. Партнер отвечает таким же точно захватом. В качестве «кузуши» (подготовки к проведению броска) вам послужит тот самый рывок левой рукой на себя и вверх, который вы освоили в упражнении 1. Однако теперь проводить его следует более резко и быстро. Сделав сбивание, шагните правой ногой вперед и поставьте ее ступню между ступнями партнера, развернув носок немного внутрь. Одновременно с этим начинайте наклон корпуса и сгибание ног в коленях для того, чтобы поднырнуть под партнера. Правая рука, отпустив захват на груди партнера, обхватывает изнутри его правую ногу (см. рис. 1). Ваша левая рука в течение всего этого времени продолжает тянуть партнера в прежнем направлении, и только тогда, когда вы подныриваете под партнера, она по дуговой траектории изменяет направление тяги и тянет теперь влево-вниз. Это ее движение не только помогает вам правильно «разместить» партнера на своих плечах, но и является первой фазой слитного перехода к завершению броска. Немного разогните ноги в коленях, слегка выпрямитесь и оторвите партнера от ковра, направляя движение его тела справа налево через себя. Это движение следует усилить рывком ваших плеч: правым вверх, а левым вниз-вперед и тягой левой руки вниз и к себе (см. рис. 2). Партнер должен быть сброшен влево-вперед по направлению к носку вашей левой ноги.

Когда партнер начнет падать на татами, приставьте свою левую ногу к правой и левой рукой сделайте энергичный рывок вверх так, чтобы партнер мог правильно выполнить самостраховку в форме падения на левый бок. Он амортизирует свое падение соответствующей группировкой тела, мягким перекатом и энергичным хлопком выпрямленной левой рукой о татами. Вы, со своей стороны, смягчаете его удар о татами, сильно потянув левой рукой вверх. (Техника страховки и самостраховки описана во втором, занятии, № 8 за 1972 г.)
Наиболее благоприятным для проведения «ката-гурума» в схватке являются моменты, когда противник, находящийся в любой из разновидностей «естественной» стойки, наклоняется вперед и отталкивает вас. Движение же соперника назад и тяга на себя не только крайне затрудняют исполнение броска, но могут даже при достаточной быстроте служить защитой от «ката-гурума».
Точно так же, как и при исполнении изученного на предыдущем занятии броска «томое-наге», вы можете и специально спровоцировать противника, заставив его сделать движение вперед, необходимое вам для проведения «ката-гурума». Неожиданно сильно толкните его левой рукой назад и немного вниз, и он, инстинктивно оказывая сопротивление, сейчас же сделает обратное движение — на вас. Такое движение будет, конечно, очень недолгим, но, уловив его и усилив рывком той же левой руки на себя и вверх, вы получите нужное вам исходное положение

Михаил ЛУКАШЕВ


 
1959 настольный теннис, 1966 настольный теннис, 1982 настольный теннис, 2011 настольный теннис, 2012 настольный теннис, 2013 настольный теннис, 2019 настольный теннис, Table Tennis, Table tennis world, Алексей Ливенцов, Альгимантас Саунорис, Анатолий Амелин, Анатолий Строкатов, Андрей Мазунов, Большой теннис, Валентин Иванов, Валентин Команов, Валентина Попова, Виктор Шергин, Владимир Воробьев, Владимир Мирский, Геннадий Аверин, Зоя Руднова, Ксения Туленкова, Лайма Балайшите, Настольный теннис РЕВЮ, ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ, Роман Аваев, СССР настольный теннис, Саркис Сархаян, Сборная СССР по настольному теннису, Светлана Гринберг, Станислав Гомозков, ФНТР, Флюра Булатова, Шпрах, Эвелин Лесталь, Эдуард Фримерман, Юлия Прохорова, Яна Носкова, журнал настольный теннис, кинограмма, книга настольный теннис, настольный теннис, подачи в настольном теннисе, психология спорта, сборная России по настольному теннису, чемпионат Москвы по настольному теннису, чемпионат СССР по настольному теннису, юмор настольный теннис

Показать все теги

^вверх^