Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | Мобильная версия сайта |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
Популярные спортивные игры » Психология спорта » Cекундирование - воздействие тренера на спортсмена на соревнованиях
 

 
 

Cекундирование - воздействие тренера на спортсмена на соревнованиях

22 декабря 2006 | Автор: def  | Просмотров: 17 077 |

      » 


Обсудить на форуме

Юрий Яковлевич КИСЕЛЕВ


Cекундирование - воздействие тренера на спортсмена на соревнованиях

Особое значение имеет воздействие тренера на спортсмена на соревнованиях — секундирование. Оно обычно проводится в двух формах: советов-наставлений, даваемых перед началом соревнования или в перерывах, и советов-посказок, даваемых во время действий спортсмена.

Советы-наставления чаще всего имеют цель сформировать у спортсмена положительное отношение к предстоящему соревнованию, вызвать желание участвовать в нем, укрепить уверенность в своих силах, повысить активность. Однако тренеру надо иметь в виду, что его слова могут очень сильно повлиять на соревновательное психическое состояние спортсмена и поэтому пользоваться ими следует весьма и весьма продуманно. В противном случае наставления, "накладываясь" на предстартовое состояние, могут вызвать возбуждение, уровень которого превысит оптимальный, или, наоборот, торможение как реакцию на чересчур сильный раздражитель, то есть могут стать причиной либо стартовой лихорадки, либо апатии.

Хороший тренер — обязательно психолог, если не по образованию, то — по интуиции. Это не только мое мнение. Американский тренер Джеймс Каунсилмен, воспитатель многих пловцов экстра-класса, в числе которых обладатель одиннадцати (!) золотых олимпийских медалей Марк Спиц, писал:
"Я уверен, что хороший тренер — это хороший физиолог, хороший специалист в области механики движений, хороший педагог, а значит, хороший психолог... Я лично считаю наиболее важной для нас — тренеров — наукой психологию".
Так вот, хороший тренер чувствует что, когда и как надо сказать спортсмену.
Обладатель кубка мира по вольной борьбе Анатолий Албул рассказывал мне, как в самом начале финальной схватки крупного международного турнира выиграл у сильного болгарского борца два балла. Потом болгарин нападал без остановки. Баллы он не отыграл, но вымотал Анатолия совершенно. По правилам тех лет (а в борьбе правила почему-то меняются гораздо чаще, чем в других видах спорта. Я сам начинал бороться, когда поединок длился 20 минут, потом боролся 15, потом 12, потом 10. Сейчас борются 6 минут — две трехминутен) между шестиминутными периодами борьбы был 30-секундный перерыв, во время которого тренер имел право подойти к борцу. Албул на ватных ногах пришел в свой угол, с тоской думая, что сил на окончание схватки может у него не хватить.
— Ой, боюсь, не хватит у меня сил, не хватит, — вспоминал Толя, — Вижу идет ко мне тренер Преображенский. Ну, подумал, сейчас скажет: "Анатолий, соберись. Надо. Все отдай!". Я злюсь: ведь и без него знаю — надо. А он подошел, взглянул на меня, сказал: "А ты живой. Глаза-то у тебя веселые", — и пошел дальше. Я удивился. Откуда взяться веселым глазам? Но вроде легче стало. А вдруг и правда смогу?... Схватку выиграл.
Иногда в критические моменты соревновательных баталий тренеру приходится искать и находить экстраординарные приемы воздействия на спортсмена, даже если они и противоречат общепринятым педагогическим канонам.

Вот что рассказывал мне Валентин Иванович Фёдоров — заслуженный тренер, подготовивший первого нашего олимпийского чемпиона по фехтованию на рапире Виктора Ждановича. Один из учеников Фёдорова очень успешно провел предварительную часть крупного международного турнира, не проиграв в ней ни одного поединка. Это было для него большой и неожиданной радостью. На первый из одиннадцати боев финальной части соревнований (к ней допускаются 12 фехтовальщиков) он вышел абсолютно уверенный в себе, в своем превосходстве над соперником и проиграл. Однако проигрыш этот никак не повлиял на его настроение. Он счёл поражение досадной случайностью, не поколебавшей его веры в свою сегодняшнюю непобедимость. Фёдоров поговорил со своим учеником о необходимости разумной осторожности и концентрации внимания, но тот слушал тренера вполуха. Второй бой он тоже проиграл. Но глаза его по-прежнему горели весело и задорно. Наставления Валентина Ивановича он прервал: "Да, ладно, всё будет здорово — остальные девять боев выиграю. Не о чем говорить!" И тут Фёдоров звонко хлопнул его ладонью по щеке. Спортсмен оторопел: "Вы что?!" Его кураж как ветром сдуло. "Теперь слушай меня", — и тренер сказал притихшему фехтовальщику всё, что было нужно.
Другой случай. Известный тренер по волейболу, отличавшийся очень корректным поведением, всегда обращавшийся к спортсменкам только на вы, никогда не позволявший себе кричать на них, следил за игрой своей команды в чемпионате Европы. Игра не шла. Команда проиграла первую партию. Тренер брал дозволенные минутные перерывы, говорил девушкам, что и как надо делать, производил замены, но... игра не шла. Какие-то несобранные, вялые, без такой нужной в игре спортивной злости были сегодня волейболистки. Они проигрывали 6: 10 во второй партии, когда тренер снова взял перерыв. Он молча подождал, пока спортсменки встали перед ним полукольцом, и ровным голосом сказал:
— Бляди, вы будете играть?
Ошарашенные волейболистки молчали. Только капитан команды воскликнула:
— Что вы сказали?!
— Я сказал: бляди, вы будете играть, — тренер повернулся к команде
спиной и пошел к своему месту.
Это была "шоковая психотерапия". Но она была необходима. Волейболистки выиграли вторую партию и потом всю игру.

Очень непросто тренеру найти единственно нужные слова, которые необходимо сказать спортсмену во время короткого перерыва. В марте 2001 года я смотрел бой боксеров-профессионалов в весовой категории до 55 килограммов: чемпиона Европы Вячеслава Антонова из России и претендента на этот титул Локалмадора Салима из Франции. Бой у Вячеслава не сложился — он явно пропускал больше ударов, чем наносил сам. В перерыве между четвертым и пятым раундами тренер говорил ему (цитирую дословно):
— Без головы работаешь! Программу не выполняешь.
Совершенно бесполезные слова. Не нужны они сейчас боксеру в перерыве между тяжелыми раундами. Тренер должен был бы сказать ему либо что-нибудь самое важное и конкретное, либо как-то ободрить его, а не накладывать свое разочарование и недовольство на его и без того тягостное состояние. В шестом раунде Антонов был снят врачом из-за рассеченной, обильно кровоточащей брови.

Иногда тренер совершает ошибки при секундировании не потому, что не может правильно оценить соревновательную ситуацию, действия своего ученика и его противника, а потому, что не умеет справиться со своими эмоциями. Ереванский профессор Александр Арцрумович Лалаян, изучавший эмоциональное состояние тренеров во время соревнований, убедился что волнуются, беспокоятся, злятся, радуются они не меньше, чем их подопечные, что переживают и предстартовую лихорадку и предстартовую апатию. Тренер тоже обязательно должен уметь регулировать собственную эмоциональную напряженность, понимая, что его эмоции не только могут помешать рационально сформулировать совет спортсмену, но и оказать на него влияние, даже когда тренер ничего не говорит, спортсмен и без слов легко перехватывает чувства своего тренера.

Советы, призывающие спортсмена к осторожности ("Внимательнее!", "Смотри, не попадись", "Не торопись, не зарывайся!" и т.п.), могут способствовать более продуманному, сдержанному ведению соревновательной борьбы, но могут и стать причиной, порождающей сомнения и снижение субъективной оценки вероятности достижения успеха, замены соревновательной установки "одержать победу" установкой "не проиграть".

Иногда тренеры, желая "мобилизовать" спортсмена, повысить его внимательность и бдительность, подчеркивают силу соперника. Они дают советы типа: "Следи — он очень хитрый", "С ним надо бороться особенно внимательно", "Он очень техничный" и т.д. Такие советы вряд ли способствуют успеху ученика, ибо тренер, говоря так неконкретно о силе противника, ставит перед спортсменом новую задачу — разобраться, чем именно этот противник силен, почему во встрече с ним надо быть особенно осторожным. А перед стартом спортсмен может не располагать информацией, позволяющей ему ответить на эти вопросы. Следовательно, возникает дефицит информации, который влечет за собой опять-таки снижение оценки вероятности достижения победы и появление тех эмоций, которые не усиливают, а ослабляют человека.
(Наукой давно установлено, что одни эмоции действительно, реально могут делать наши действия более мощными, а другие — наоборот. Это связано с тем, что при переживании первых вырабатываются и мгновенно выбрасываются в кровь гормоны, активизирующие деятельность многих систем организма. А при переживании вторых вырабатываются гормоны тормозящие активность. Усиливающие нас эмоции так и называют активными, или (от греческого слова "стенос" — сила), стеническими, ослабляющие — пассивными или астеническими.)

Но бывает, что тренер, стремясь ободрить своего подопечного, говорит ему о слабости противника, о легкости победы над ним. Это может привести к тактическим промахам и ставит спортсмена в затруднительное положение, если он вдруг, вопреки ожиданиям, вопреки словам тренера, наталкивается на решительное сопротивление соперника.
Реально помочь могут лишь конкретные указания. Тренер должен быть, во-первых, твердо уверен в точности сведений, которые он непосредственно перед стартом сообщает своему ученику, во-вторых, кратко информировать спортсмена лишь о самом главном, основном. Лучшие тренеры говорят: "В ближнем бою бьет справа по туловищу" (боксеру); "Проходит к ноге", или "Накатывает влево" (борцу); "Сильно финиширует" (бегуну). Но и такие сведения надо сообщать осторожно, учитывая особенности и опыт ученика. Может случиться, что информация о коронных приемах соперника побудит спортсмена только на них сосредоточить свое внимание и ожидать все время те действия, о которых его предупреждал тренер. Это нередко приводит к проигрышу в случае применения противником другого приема, который в этих условиях становится более неожиданным, в силу чего спортсмен реагирует на него не только неадекватно, но и медленнее, чем на другие ожидаемые приемы.

Еще с большей осторожностью тренер должен пользоваться советами-подсказками уже действующему в соревнованиях спортсмену, так как они могут не только помочь, но и помешать.
Отрицательный эффект подсказок связан чаще всего с тем, что они не дают спортсмену сосредоточиться, отвлекают его от мгновенно меняющейся соревновательной ситуации, мешают самостоятельно решать вдруг возникающие и задачи. Систематическое применение подсказок притупляет личную инициативу спортсмена, он становится беспомощным, когда приходится выступать в соревнованиях без тренера или когда условия проведения соревнований не позволяют тренеру "суфлировать".

У спортсменов, которые привыкли самостоятельно решать, что им делать в данный момент, совет-подсказка может вступить в противоречие с собственными замыслами. Такое противоречие становится причиной конфликтной ситуации: предпринять то, что сам решил, или то, что подсказывает тренер. Выбраться из нее в микроинтервалы времени трудно, и на это требуются дополнительные усилия. Применяя подсказку, тренер должен знать, что она не вступит в противоречие с тем решением, к которому спортсмен пришел самостоятельно, если, конечно, это решение не такое, что сразу приведет к поражению.
Как правило, активно действующему спортсмену подсказки могут быть полезны лишь в определенных критических ситуациях соревнования. Опытные тренеры в таких случаях дают команды с целью мгновенно исправить какую-нибудь ошибку или экстренно мобилизовать силы спортсмена: заступившему за планку прыгуну в длину — "Отнеси стопу!", уставшему бегуну — "Терпи!" или "Руками" (то есть энергичней работай руками); сделавшему соскок и пошатнувшемуся гимнасту — "Стоять!"; начавшему переворот в партере и преодолевающему сопротивление противника борцу — "Пойдет!".

Но и такие подсказки можно применять лишь при условии тонкого понимания соревновательной ситуации, отличного знания состояния и возможностей спортсмена, при абсолютной уверенности в том, что в данном случае управление извне не вступит в конфликт с саморегуляцией.
Таким образом, тренеру надо стремиться к тому, чтобы его советы помогали спортсмену получить необходимую и достаточную для принятия решений и организации своих действий информацию, и при этом знать, что количество и содержание ее определяется не только условиями соревнований, но и субъективной потребностью в ней спортсмена, его индивидуальными возможностями восприятия и переработки информации, его психическим состоянием.


 

Рейтинг новости:7



Другие новости по теме

Комментарии (0)

 

Добавление комментария

 
  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис 2011 настольный теннис 2012 настольный теннис 2013 настольный теннис 2020 настольный теннис 2021 настольный теннис 2022 настольный теннис 2023 настольный теннис Алексей Ливенцов Анатолий Амелин Анатолий Строкатов Андрей Мазунов Большой теннис Валентин Иванов Валентина Попова Владимир Воробьев Владимир Мирский Геннадий Аверин Зоя Руднова Настольный теннис РЕВЮ ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ Роман Аваев СССР настольный теннис Саркис Сархаян Сборная СССР по настольному теннису Светлана Гринберг Станислав Гомозков ФНТР Флюра Булатова Чемпионат Европы по настольному теннису Шпрах Эдуард Фримерман журнал настольный теннис кинограмма настольный теннис сборная России по настольному теннису чемпионат Москвы по настольному теннису чемпионат России по настольному теннису чемпионат СССР по настольному теннису юмор настольный теннис