Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | Мобильная версия сайта |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
Популярные спортивные игры » Настольный теннис » техника настольного тенниса » НТ: Текстовые заметки форумчан » О любительской технике в настольном теннисе.
 

 
 

О любительской технике в настольном теннисе.

10 августа 2007 | Автор: geokond  | Просмотров: 8 747 |

      » 


Хороший тренер в спортшколе учит классической технике. Ноги шире плеч, корпус наклони, мяч принимай перед собой… Дети это усваивают, растут, играют все лучше. С годами нагрузки возрастают, появляются лидеры, чемпионы. Тренер – авторитет. «Делай, как я сказал!». Обычно диалога с учеником не получается.
Если ученик не справляется, он попадает в бесперспективные и вскоре уходит.


Представьте себе такой диалог:

-- При каждом ударе вес тела переноси с одной ноги на другую.

-- А зачем?

-- Если не будешь, удар будет неправильный, ты не станешь чемпионом!

-- А если буду переносить – стану?

-- Ну… Надо и другие элементы делать правильно, надо много и усердно тренироваться, тогда станешь.

Тренер сильно упрощает задачу. Правильная техника, как говорят математики, это необходимое условие, чтобы стать чемпионом. Необходимое, но далеко не достаточное. Кроме талантов и трудолюбия ученика, необходимы «внешние» условия – современный инвентарь, спарринг-партнеры, поездки на соревнования. Необходим
талант тренера, в конце концов! Если нет хотя бы одного из этих элементов, то не будет и чемпиона!

Другой диалог. Тот же тренер, но ученику уже за тридцать:

-- В основной стойке корпус должен быть наклонен.

-- Зачем? У меня от такой стойки спина болит!

-- Посмотрите, как играют мастера. Силу корпуса они вкладывают в удар, который невозможно принять!

-- Да, мастера здорово бьют! Но они – таланты, да еще столько лет тренируются. У меня тоже сильный удар – если в стол попадаю, друзья не берут! Мне же в основном с ними играть, а мастеру я и с правильным ударом проиграю…

Кто прав? Мне кажется, оба! Тренер хочет вложить в ученика основные Принципы современной техники. Нарушая Принципы, не станешь чемпионом, не сможешь обыгрывать мастеров. Ученик понимает, что, как ни старайся, мастеров не обыграешь. «Люди с ограниченными возможностями» -- так вежливо называют инвалидов.
Все мы немножечко «инвалиды»! Лишний вес, проблемы со здоровьем, заботы о семье и о семейном благополучии – да мало ли ограничений, мешающих нам играть столько, сколько хочется с тем, с кем хочется! Да и задачи у нас совсем другие. Мастер на тренировке работает, готовится к соревнованиям. Результат соревнований
для него – мерило проделанной работы и, в конце концов, материального благополучия. У нас, любителей, все не так. Тренировка – место и время отдыха от основных работ и домашних забот. Соревнования – праздник встречи с единомышленниками. Пусть не в призерах, но обыграл кого-то, кому в прошлый раз проиграл.
Даже если никого не обыграл, то удостоился похвалы уважаемого теннисиста – положительные эмоции. Даже проигрыши можно записать в плюс – отвлекают от домашних неприятностей…

Мой основной тезис: «Профессиональный и любительский настольный теннис – это разные виды деятельности, поэтому и учить «на любителя» надо по-другому». Это не значит, что Принципы (сформулированные С.Д.Шпрахом и другими тренерами – классиками) можно отбросить, просто трактовать их надо развернуто. Пример.

Принцип первый. Сначала займи позицию, затем ударь. Для будущего профессионала никаких вольностей не может быть. У любителя вопрос: «А если не успел занять, то не бить совсем?» Конечно, бить! Тогда – долой принцип? Нет. «Занять позицию» означает переместиться в нужное место, развернуться, сделать нужный
замах – подготовиться к удару, который много тысяч раз делал на тренировке. Опережающая работа ног – важнейшее условие современной техники! Хороши молодые китайцы! Как они всегда успевают занять нужную позицию? Очевидно, что к этому надо стремиться, и такое стремление желательно внушить всем. Любителю
надо больше – знать, что делать, если не успел. Например, можно вытянуть руку и сделать подставку коротко со стола. Не современно? Зато с очком! Не сделал шаг к мячу – выпрямил локоть. Это плохо потому, что удар получился не такой, как отрабатывал на тренировке, а значит, нестабильный. Может, надо на
тренировке отрабатывать не один накат справа, а – три? С выпрямленным локтем, с согнутым на 120 градусов и с согнутым на 90 градусов. Почему этому не учат в спортшколе? Чем меньше элементов, тем стабильнее каждый из них. Эффективнее выучить один накат c оптимальным
углом в локте и заставить ноги переносить тело. При азиатской хватке остался практически только накат справа, зато на ноги нагрузка больше. Может, поэтому на Чемпионатах мира борются молодые китайцы с немолодыми европейцами?

Пардон, увлекся. Вернусь к любителям. Принципы – то, что не следует нарушать, если стремишься в мастера. Если же не можешь не нарушать, то надо подумать, чем пожертвовать. Ответ будет зависеть не только от игрока, но и от его сегодняшнего состояния, от условий тренировки, от партнеров – соперников.

Разделю любителей на две категории. Игровики – «два удара по мячу, и – на счет!». Вторая категория – технари. Накат справа направо – их любимое занятие. Могут встать вдвоем к столу и два часа долбить упражнения. Среди профессионалов такое разделение не проходит – нужна и техника, и умение выигрывать.
Любители – игровики обычно вырастают из талантливых дворовых теннисистов, технари чаще – бывшие выходцы из детских секций. Есть, конечно, и смешанные типы. Можно сказать, что тип любителя определяет, чем он будет жертвовать, если не успевает.

Чемпионы – образцы современной техники. Среди любителей бытует мнение, что, копируя их движения, тоже станешь чемпионом – пусть маленьким, но будешь обыгрывать тех, кто начинал играть вместе с тобой. Мягко говоря, спорное мнение. Современная техника активной игры – эффективный, но узко специализированный
инструмент. Если у тебя есть талант, трудолюбие, хорошая физподготовка, эта техника поможет победить таких же талантливых, мощных, техничных, а заодно и всех остальных. Отсюда не следует, что то, что может перенять из этой техники любитель в возрасте, с ограниченными возможностями, будет эффективно в
игре с такими же любителями! Может, и будет эффективно, но менее некоторых других, «любительских», элементов. Примеров множество – на ветеранских соревнованиях. Каких только чемпионов там не увидишь! Можно возразить, что и там часто выигрывают бывшие мастера. Согласен, но, присмотревшись, вижу, что эти
мастера обычно – тренеры, играют с детства. Им не пришлось приобретать технику вечерами после работы. Потеряв в скорости, они повысили надежность элементов, добавили хитрости, самобытности. Кстати, многие и шипами не брезгуют.

Тренеру любителей, в отличие от тренера спортшколы, приходится работать с очень разнородной группой. Самая простая работа – пустить все на самотек. Хочешь играть на счет – есть стол для игры на вылет. Хочешь отрабатывать элементы – найди партнера и приступай. Нуждается игрок в советах – подсказал, не
нуждается – лучше не лезть. Важно создать доброжелательную обстановку, чтобы меньше шума и, по возможности, без мата. Спортивный рост нужен, в первую очередь, самому любителю, пусть он и проявляет инициативу. Часто приходят игроки дворового уровня и просят научить их играть. Можно ли научить их классической
технике? Они уже что-то умеют, и эти навыки очень мешают. Некоторые играют настолько нестандартно, что мне не удалось переучить их даже за год. Приходится фантазировать, немного меняя их стойку и удары, чтобы удары точнее соответствовали Принципам. Видя рост результатов, игроки обычно соглашаются и постепенно
переучиваются. Понимая ограниченность своих возможностей, они не стремятся играть намного сильнее. Хуже как раз с технарями. Тратя много времени на улучшение техники, они ожидают соответствующего роста результатов. Результаты же растут совсем не так быстро. Причин несколько. Часто перенимают не удар,
а его внешнюю часть. Например, я раньше не мог понять, зачем делать удар с ускорением. Максимальная скорость – это понятно, но разгонять ракетку после удара?... В результате – неуправляемость и нестабильность. Ракетка идет по правильной траектории, но мяч с нее уже давно улетел. Еще - разучивают удар
из стандартного положения. При недостаточной работе ног, играя на счет, приходится портить движение. Третья причина – не учитывают действия соперника. Свои ошибки объясняют техническим браком, не замечая хитростей соперника. Наконец, главная причина – не играют против соперника. Удар – обязательно в
неудобное для соперника место, маскируя свои подготовительные действия. Умение видеть соперника надо тренировать одновременно с техническими навыками, потом будет поздно.

Даже стандартные элементы у любителя и у мастера должны отличаться. Например, высота траектории полета мяча. Мастер наигран, у него меньше разброс мячей. Разброс также зависит от качества ракетки, стола, мяча, освещения. Поэтому любитель должен посылать мяч выше над сеткой и с меньшей скоростью. Чем выше уровень игры любителя, тем меньший запас над сеткой он может себе позволить.

Разные цели – разная техника. В спортшколе часто пытаются сразу ставить мастерскую технику – «на вырост». Вдруг ребенок заиграет, тогда некогда будет переучивать. Если не заиграет, то какая разница, какая у него техника? В школе не планируют, что ребенок потом всю жизнь будет играть. И ведь не будет!
Большинство спортшкольников, бросив спорт, к нему не возвращается – не интересно, не тому учили. Главное – не уважали не-чемпионов. Бесплатные занятия -- тренер не несет ответственности перед учеником. Ты должен тренеру, а он тебе – нет! Примеры мастерских элементов – укороченные движения при ударах.
От стандартной дуги, по которой должна пройти ракетка при классическом ударе, остается небольшой кусок. Экономится время, которое очень нужно при игре на сверхскоростях. Недостаток – нестабильность, которую пытаются компенсировать наигранностью и сверхскоростью. При переходе в любители такой игрок будет
чувствовать себя некомфортно – слишком много брака, проигрыш несильным защитникам, да и неудобно гонять партнера за мячами.

Принципиальные отличия любительской техники от мастерской, на мой взгляд:

-- Стабильность без наигранности. Не играл неделю или месяц, а мяч все равно держишь на столе. Другая ракетка, слабоватое освещение, плохой стол, кривой мяч – все равно, мяч должен лететь на стол. Болит рука, не ходят ноги – все равно, принял мяч и послал на половину соперника. С точки зрения Принципов
Шпраха, удару необходимы и скорость, и ускорение. Скорость – эффективность удара, ускорение – управляемость, надежность удара. Наверное, придется пожертвовать скоростью, взять более медленное основание.

-- Рассчитывать на сегодняшних соперников. Искать и отрабатывать те элементы, которые эффективны при игре с тем, с кем часто играешь. Эти элементы обычно медленнее, слабее мастерских. Со временем их можно усилить – у любителя в отличие от мастера много времени впереди.

--Технический арсенал любителя может быть даже больше арсенала мастера. Например, быстрые подачи редко увидишь на высоком уровне – «убиваются» сразу. На уровне второго разряда они вполне эффективны, грех этим не пользоваться. Недостаточная работа ног – среди любителей это скорее правило, чем исключение.
Приходится компенсировать ее разгибом локтя. Если на тренировке отрабатывал удар из стандартного положения, то в игре корявость движений неизбежна. Не лучше ли разрешить себе делать хотя бы подставку вытянутой рукой?

-- Промежуточная игра. Чем выше уровень игроков, тем меньше пустой перекидки. Да, надо стремиться каждым ударом выиграть очко или, хотя бы, создать побольше трудностей сопернику. Но первая задача – попасть в стол! Может, в детской секции и оправдана установка тренера бить сильно по любому мячу, но взрослому
любителю вряд ли понравится ходить за мячом после каждого удара партнера. Поэтому советую любителю вначале выучить простые, но надежные элементы. Может быть, он на этом и остановится.

-- Замещающая техника. Мастер должен вложить в удар все: стопа-колено-корпус-плечо-локоть-кисть, все мышцы работают слаженно. Заболел – лечись, не играй – все равно, не выиграешь. Или, если результат очень важен, сделай обезболивание, играй, скрепя зубами. Любитель, особенно старше 40, не может позволить
себе такую роскошь – не играть месяц из-за каких-то болячек. Можно играть без локтя, без корпуса. Играют же инвалиды – колясочники, и хорошо играют! Так зачем ждать, пока что-то заболит? Можно начать тренироваться раньше. Расширяйте арсенал элементов, пробуйте разные ракетки, меняйте стили игры. Растите
«вширь». Если разрешить себе играть медленнее, появляются резервы. Можно уменьшить нагрузку на корпус или, например, на локоть. Можно уменьшить замах, тогда легче будет выходить на мяч.

Отличия тренировки любителей от тренировки профессионалов:

-- «Завтра будет лучше, чем вчера». Профессионалу надо как можно скорее выйти на свой максимальный уровень. Любитель получает удовольствие от роста результатов. Крамольная мысль: «Чем быстрее растем, тем раньше начнется спад!» Поддерживать высокий уровень значительно труднее, чем низкий. Так стоит ли
форсировать? Жизнь – не стометровка, трусцой больше пробежим…

--Получение удовольствия от каждой тренировки. Профессионал даже в успешном выступлении должен искать минусы. Причины проигрышей – только в себе. У любителя – наоборот. Если проиграл, значит, были внешние причины – плохое освещение или, например, не выспался. Все равно, нужно найти какой-то позитив.

--Уважение к сопернику. Часто проигравший громко ругает себя: «Ракетка перестала «чавкать», топсы летят за стол, потому и проиграл!» Может, и вправду, дело в ракетке, но не принижайте роль соперника. Он же хотел выиграть и выиграл! От вас не убудет, если похвалите его, а ему приятно. Доставлять удовольствие
партнеру и сопернику – необходимая часть тренировки любителя!

-- Надо учиться разминке у стола. Хорошо в спортшколе! Под руководством тренера ученики пятнадцать минут разогреваются, растягиваются. Организм готов к нагрузкам, травм не будет. Я не видел любителя, который бы разминался без тренера больше пяти минут. Раз так, то надо первые 15 минут у стола посвятить
разминке. Начать с ног, потом корпус, плечо. Поприседайте, пока партнер ходит за мячом. Очень хорошо – разминаться, идя на тренировку. Пройтись быстрым пружинящим шагом, попутно покрутить кисти рук. В кармане куртки хорошо бы иметь кистевой эспандер.

Чем же заниматься любителю на тренировке? Да чем угодно, лишь бы с удовольствием! Нравится отрабатывать элементы – пожалуйста! Играть на счет – сколько угодно! Приятно поговорить с единомышленниками, обменяться информацией, посмотреть журналы, видео. К чемпионам относитесь как к полотнам мастеров в музее
– с благоговением, но не очень стремитесь подражать. Хотите расти, играть лучше – пытайтесь осмыслить то, что имеете и что вам больше по душе. Склонны к монотонной циклической работе – вы явный технарь. Найдите близкого вам по духу, и – вперед, овладевать современной техникой! Только не забывайте, что
практика – критерий истинности, играйте на счет хотя бы три встречи на каждой тренировке. Проверяйте, полезный ли инструмент вы пытаетесь приобрести. Мне не раз приходилось слышать: «Вот поставлю топс, тогда заиграю…» Не заиграете, если не будете играть на счет! Вообще, склонность к однообразным действиям
очень мешает росту результатов. Если заметили за собой такое, сознательно наполняйте тренировку сложными упражнениями. Напомню, что польза от тренировки только если на тренировке сложнее, чем на соревнованиях.


Если вы – игровик, то вам интересно придумывать собственные элементы. Это здорово, но советую поучиться классической технике, особенно перемещениям. Овладев даже некоторыми классическими элементами, вы заметно повысите класс своей игры. Тратьте на каждой тренировке хотя бы по 20 минут на отработку элементов.




Тест.

Признаки технарей.

-- Слабые подачи и прием подач.
-- Возгласы – причитания при ударах мимо, типа: «Ну почему я промазал?!» Удивленный взгляд на ракетку.
-- Основание Off+ и резины MAX.
-- Не любят «шиповиков».
-- Имеют неудобных соперников – равных по классу, которым почти всегда проигрывают.
-- Любят тренироваться с одним партнером.
-- Верят, что, сменив резину или основание, заметно прибавят в игре.
-- Надеются, что, отрабатывая элемент (топс справа, завершающий удар слева, подрезку и т.д.), через месяц заиграют заметно сильнее.
-- Всеми силами стремятся сыграть на счет с намного более сильным соперником.

Признаки игровиков.

-- Стремятся вернуть на стол любой мяч.
-- Часто играют «коряво» и не страдают от этого.
-- Слева и справа резины, сильно отличающиеся по свойствам.
-- Радуются, повесив «соплю».
-- Не отрабатывают накаты и топсы справа направо больше 5 минут.
-- Не играют долго с одним партнером.

Если обнаружили в себе признак технаря, вам +1, если – игровика - -1. Набрали +5, значит, вы – выраженный технарь, если -3, то явный игровик.

Кого я считаю профессионалом? Действующие мастера, конечно, сюда включаются. Кто еще? На мой взгляд, все те, кто тренируется в надежде стать мастером. Они на тренировке работают! Любители – все те, для кого тренировка – возможность получить удовольствие, приятно провести время. Есть и третья разновидность
– дворовые теннисисты. Они могут перейти в разряд спортсменов – любителей, если сознательно придут на официальные соревнования. Спорт, на мой взгляд, отличается от других видов состязаний наличием официально принятых Правил и заметной группы людей, подчиняющихся этим правилам. Поэтому приход на соревнования
означает готовность принять Правила и включиться в наше сообщество ТЕННИСИСТОВ - ЛЮБИТЕЛЕЙ.

Здесь я не затрагивал вопрос об отличиях Правил настольного тенниса, регулярно издающихся, и Правил настольного тенниса ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ, никогда не издававшихся. Отличия есть практически в каждом пункте! Вес мяча, освещенность и размеры площадки, форма игрока – кто за этим следит? Самое большое отличие
– отсутствие судей! Ну, не может такого быть у профессионалов! Как я могу неправильно подбросить мяч, если я же сужу?

Можно продолжать искать и находить отличия Любительского тенниса от Профессионального и от Дворового, но – хватит, и так утомил…



Д.А.Троценко (г. Новосибирск)

статья опубликована на сайте ttw[


 

Рейтинг новости:7



Другие новости по теме

Комментарии (1)

  1.   #1 написал: ingullar (8 августа 2011 13:36)  
     
    Повеселило место про любительские правила НТ. Мне лично до сих пор продолжают трепать нервы, навязывая т.н. правило одного отскока при подаче, мол, если я подаю, то шарик не может два раза отскачить от стола, иначе я проиграл очко... Либо наоборот - пытаются насильно втюхать проигранное очко, когда шарик отлетает от моего пальца, а не от ракетки. Правила НТ - есть правила НТ, они должны соблюдаться. Игра по каким-то другим правилам будет уже не НТ а какой-то другой игрой.
     
       
 

Добавление комментария

 
  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис 1982 настольный теннис 2011 настольный теннис 2012 настольный теннис 2020 настольный теннис 2021 настольный теннис 2022 настольный теннис 2023 настольный теннис Алексей Ливенцов Анатолий Амелин Анатолий Строкатов Андрей Мазунов Большой теннис Валентин Иванов Валентина Попова Владимир Воробьев Владимир Мирский Геннадий Аверин Зоя Руднова Настольный теннис РЕВЮ ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ Роман Аваев СССР настольный теннис Саркис Сархаян Сборная СССР по настольному теннису Светлана Гринберг Станислав Гомозков ФНТР Флюра Булатова Чемпионат Европы по настольному теннису Шпрах Эдуард Фримерман Юлия Прохорова журнал настольный теннис кинограмма настольный теннис сборная России по настольному теннису чемпионат Москвы по настольному теннису чемпионат России по настольному теннису юмор настольный теннис