18 апреля 2011 | Автор:
Су-27 | Просмотров: 15 771 |
БИОРИТМЫ - ТРЕНИРОВКА И СОРЕВНОВАНИЯ
Сегодня уже невозможно установить (да и стоит ли это делать?), как все началось. Но уж, конечно, не спорт был целью исследования.
Давно подмечено, что люди, занимающиеся и физическим, и умственным трудом, работают неравномерно: в одни дни (или периоды) — более продуктивно, более аккуратно, точно, в другие — менее эффективно. Чаще всего это относили к зависимости от настроения, считалось, что многое зависит от среды - семьи, коллектива, коллег и т.п.
Ученые, «состоявшие на службе у капитализма», много лет бились в поисках нового, радикального повышения эффективности всех видов деятельности.
И вдруг, независимо друг от друга, на разных континентах они пришли к выводу, что все люди, начиная от рождения, подвержены воздействию жизненных ритмов, определяющих их работоспособность, комфортность, физическое состояние (цикличность подобных изменений и состояний постоянна на протяжении всей жизни — 23 дня), настроение, реактивность, наличие положительных и отрицательных эмоций (цикличность подобных изменений и состояний также постоянна на протяжении всей жизни и повторяется каждые 28 дней), способность к творчеству, действиям высокого интеллектуального содержания (цикличность -33 дня). Было показано, что в первой половине такого 23-28-33-дневного цикла все «идет в гору», во второй половине, наоборот, — вниз, причем в физическом, 23-дневном цикле после одиннадцати дней подъема наступает двенадцатый, характеризующийся полным физическим развалом, полной раскоординацией, резким снижением работоспособности и физической комфортности.
«Акулы империализма» (да простит мне читатель подобные выражения — столько лет нашему поколению вдалбливали эти, кажущиеся сегодня смешными штампы) тут же стали активно использовать новое открытие ученых: индивидуальные графики работы с учетом того или иного цикла в зависимости от специальности работника; отпуска стали предоставлять не тогда, когда солнышко сильнее греет, а когда соответствующий график находится "внизу" 23-дневного цикла - тем, кто занят на физической работе, 28-дневного — тем, кто связан по работе с точностью действий, например вождением транспорта, 33-дневного цикла - ученым, артистам, писателям, представителям творческих профессий.
Расчет графиков цикличности состояний очень прост, его несложно задать в качестве программы для компьютера. Легко рассчитать графики биоритмов и «вручную». Для этого нужно посчитать количество дней, прожитых человеком от рождения (количество лет х 365 дней + прибавки по одному дню за прожитые високосные годы + количество дней, прожитых от дня рождения до дня, на который производится расчет). За тем общее количество дней разделить на 23, 28, 33. Полученное число (правда, оно не очень-то важно для составления графиков) показывает, сколько соответствующих циклов вы «отмахали» за свою жизнь.
А вот цифры, получаемые в остатке, очень важны - они крайне необходимы для составления графиков цикличности, а также показывают, сколько дней из очередного цикла человек уже прожил, и какому дню того или иного цикла соответствует рассчитываемый день.
Первый цикл — физический (объем физической нагрузки, координационная сложность действий).
1-5 дни - физические нагрузки небольшие, мягко растут.
6-11 — физические нагрузки повышаются и достигают максимума к 11-му дню цикла.
12 день — день X, занятия в этот день не рекомендуются.
13-18 дни — физические нагрузки большие, но постепенно снижаются.
19-23 дни — нагрузки небольшие, мягко еще снижаются.
Второй цикл — эмоциональный (интенсивность, реактивность, внимание).
1-7 дни — интенсивность занятий невелика, но постепенно растет.
8-14 дни — интенсивность большая, достигает максимума к 14-му дню.
15-21 день — интенсивность большая, но постепенно снижается.
22-28 дни — интенсивность небольшая, мягко еще снижается.
Третий цикл — интеллектуальный (умственные, мыслительные нагрузки, игра на счет).
1-8 дни — умственная, мыслительная нагрузка небольшая, мягко растет.
9-17 дни - умственная, мыслительная нагрузка большая и достигает максимума к 1-му дню.
18-25 дни — умственная, мыслительная нагрузка большая, но постепенно снижается.
26-33 дни - умственная, мыслительная нагрузка небольшая, мягко еще снижается.
Как только открытие вышло из-под завесы секретности, как только стало широко известно, появились попытки использовать теорию биологических ритмов в спорте. И сразу же, не знаю как в других странах, но в нашей эта теория стала предметом жестких схваток «теоретиков» и «практиков». Сразу же летели к черту все теоретические обоснования недельных, месячных, трехмесячных и других циклов, недельных групповых расписаний. Стало понятно, что их составление обосновано не требованиями организма, а организационными удобствами, а ведь на этом теоретическом материале уже было сделано немало докторских и кандидатских диссертаций, написаны книги и учебники. Так что же, так, без боя, признать, что все мэтры теории физического воспитания — шарлатаны или жертвы устаревших, ошибочных взглядов и понятий?
Людей, отстаивавших обанкротившиеся принципы, оказалось больше среди тех, кто имел власть в спортивной науке. И все пошло по пути, вообще характерному для советской действительности тех лет: в книгах, учебниках, институтских лекциях все осталось по-прежнему, а тренеры-практики стали использовать теорию биологических ритмов в тренировочном процессе.
Лично я использовал эту теорию для практической работы с ведущими спортсменами на разных уровнях: в клубе, в детской спортивной школе, при работе со сборными командами Москвы и СССР с 1967 по 1992 гг., сначала относительно робко (не было еще подтверждений правильности такой теории), а затем, открывая в ней все новые и новые возможности.
Одни спортсмены (С. Гомозков, А. Амелин, Б. Анисимова) были в курсе всех деталей учебно-тренировочного процесса с применением теории биоритмов, проявляли к этому активный интерес, другие — просто честно выполняли требования тренера, полностью доверяя ему планирование и чередование нагрузок и отдыха. Так или иначе, но в течение 25 лет применения этого метода мне НИ РАЗУ не довелось столкнуться с более или менее серьезными явлениями перетренированности у своих подопечных, и это, несмотря на ОЧЕНЬ большие объемы нагрузок.
Когда все биоритмы «наверху», или в критический, 12-й, день физического цикла нетрудно бывает прогнозировать успех или неуспех выступления. В моей практике было немало случаев таких удачных прогнозов, но два из них были особенно эффективными, в немалой степени способствовали созданию психологического ореола незаурядного специалиста.
Однажды, на командном чемпионате СССР 1968 года в Кишиневе, подсчеты показали, что день финального матча команд Москвы и Украины приходится у Зои Рудновой (которую, конечно же, больше всего побаивались наши украинские коллеги) в графике физических биоритмов приходится на 12-й критический день. Ожидать от нее в этот день успешного выступления было трудно, но ведь противники-то этого не знали и сделали расстановку по номерам с учетом «великой» Рудновой. В то же время у второго номера московской команды Беллы Анисимовой все показатели — и физические возможности, и психоэмоциональные, и интеллектуальные - находились в «пике». И вот тренер в запечатанном конверте помещает свой нестандартный прогноз, основанный на знании биоритмов участниц. После окончания матча конверт вскрывают, и неожиданно для многих, прогноз совпадает с результатом. Конечно, этот факт имел очень большое психологическое воздействие и не только на игроков, но главное - он яр-
ко подчеркнул правильность теории биоритмов.
На чемпионате Европы 1972 года в Роттердаме у той же 3. Рудновой все показатели должны были обеспечить попадание в высшее состояние к заключительным дням состязаний. Чемпионат Зоя выиграла, и, когда она звонила мне из Роттердама в Москву (было такое времечко, когда тренер сильнейшего в Европе игрока не выезжал на чемпионаты) сообщить о результатах, я сказал ей по телефону: «Оторви накладку своей ракетки, посмотри, что написано на обороте!» А написано там было: «3. Руднова - чемпионка Европы 1972 года». Предсказать победу 3. Рудновой при ее классе тогда, когда все биоритмы физического и эмоционального состояний «работали на нее», было нетрудно. Но поскольку при разговоре с Москвой присутствовало немало подруг и товарищей по команде, то выглядело это весьма эффектно, хотя уверенность в подобном прогнозе базировалась на простом арифметическом подсчете.
По физическим (которые всегда являлись определяющими для 3. Рудновой) и эмоциональным показателям Зоя оказывалась во время чемпионата Европы на высоком уровне (4-11 дни физического цикла, 13-20 дни эмоционального цикла).
Что же касается негативных данных интеллектуального цикла (25-32 дни) то, во-первых, как показала соревновательная практика, они всегда мало влияли на игровое состояние Рудновой, во-вторых, именно в связи с этим, в соревнованиях (и соответственно, в подготовке) был твердо взят курс на острую, силовую игру с коротким розыгрышем очка.
Главным у противников теории биологических ритмов был такой довод: «Выходит, участь спортсменов, у которых на период главных соревнований приходятся плохие или неважные биоритмы-показатели, заранее предрешена? И их провал неизбежен, носит, так сказать, фатальный характер?» Довод очень серьезный. Только постановка такого вопроса не очень честная. Каждому известно, что волевые усилия людей способны преодолеть многие преграды, созданные природой. А выдающиеся спортсмены, как правило, - люди с выдающимися характерами. Кроме того, если задолго известны будущие ритмы-показатели на главном соревновании (а сроки чемпионатов мира, Европы, Олимпийских игр обычно известны за пару лет), то остается возможность еще 30-40 раз пройти состояние, подобное тому, которое будет испытывать спортсмен на подходе к своей главной цели, и, смоделировав в эти периоды те нагрузки, которые должны прийтись на самые важные соревнования, адаптироваться к ним.
Благодаря владению принципами биоритмологии можно не только прогнозировать и регулировать соревновательные выступления игроков своей группы или команды, но и, зная дату рождения противника, объективно прогнозировать его состояние и соответственно строить против него игру.
У меня в этом деле, правда, однажды приключился конфуз. Мне показалось, что мы точно рассчитали биоритмы противника, которые показывали, что сегодня у него должна быть ослабленная реакция, стремление избегать быстрой и острой игры. И вдруг, когда началась встреча, со стороны противника буквально обрушился шквал быстрых, острых и точных атак. Расстроился я не из-за игры, не из-за результата, а из-за того, что теория, в которую я так верил, не оправдывалась. Тогда эта история надолго поколебала мою уверенность в своей правоте. Только через несколько недель мне стало известно, что у смутившего меня противника... были подделаны возрастные документы. И такое бывает.
Влияние биоритмов спортсмена на качество его тренировки и выступлений в соревнованиях еще раз напоминает о том, что тренировочный процесс состоит не только из помахиваний ракеткой у стола, пусть даже и очень удачных.
Не здесь ли ключ к разгадке многих "тупиковых" ситуаций: "Что такое?", "Не идет!", "Не могу играть!", "Ничего не получается!", "На тренировке он все попадал, а сейчас что-то ничего не выходит!"?
С. ШПРАХ,
заслуженный тренер СССР и РФ
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.