Тренер и команда
19 апреля 2014 | Автор:
Су-27 | Просмотров: 5 472 |
Тренер и команда
Нами проведены исследования по выявлению специфики общения тренера с командами игроков I разряда (футбол, баскетбол, волейбол, ручной мяч) во время тренировок и соревнований. Полученные рекомендации, на наш взгляд, могут оказаться полезными.
В ходе тренировочного процесса характер общения между партнерами, тренером и игроками зависит от целей и задач, которые преследуют спортсмены, от характера и структуры личности тренера и спортсменов, от уровня их мастерства, от сложившихся отношений в команде между игроками и тренером и от ситуации, в которой они находятся.
На учебных занятиях большое значение имеет участие тренера в разучивании комбинаций. Его воздействие благоприятно, когда он побуждает к активности, координирует деятельность спортсменов, положительно оценивает их усилия — словами или жестами.
Игроки хотят видеть тренера на занятиях требовательным. они принимают его резкие замечания в случае необходимости. Спортсменам нравится тренер эмоциональный и в то же время сдержанный, умеющий побеседовать с ними на различные темы, даже не связанные со спортом. Последнее особенно актуально для женских команд. Тут игроки больше, чем в мужских коллективах, нуждаются в неформальных, теплых отношениях со стороны тренера, а также друг друга. Поддержка и одобрение товарищей, похвала тренера способствуют активизации игроков на тренировках и соревнованиях.
Для игроков характерна большая чувствительность к резким замечаниям тренера и партнеров. Однако ответные реакции бывают различными. Например, жесткие требования тренера на соревнованиях отрицательно влияют на эффективность действий у 73 процентов игроков мужских команд и лишь у 27 процентов игроков действия активизируются. В женских командах, наоборот, резкие замечания тренера помогают 90 процентам игроков и лишь 10 процентам мешают. Действие же резких замечаний партнеров иное — оно помогает собраться игрокам мужских коллективов. Из этих закономерностей выводы сделать нетрудно Целесообразнее партнеру, а не тренеру указать на промах товарища в игре. Тренерам женских команд, напротив, следует сдерживать спортсменок от резких замечаний в адрес друг друга.
Положительная оценка тренером действий спортсменов во время игры побуждает их играть еще успешнее. Однако такой эффект достигается не всегда: некоторые игроки склонны к зазнайству и их не следует перехваливать.
В общении тренера с игроками вне спорта на передний план выдвигаются особенности личности как тренера. так и спортсменов. Симпатии и антипатии между игроками команды чаще всего возникают в зависимости от их чувства такта, умения высказывать свои мысли и выслушивать собеседника, от общей эрудированности и т. п. Это особенно необходимо учитывать при совместном проживании игроков в одной комнате в период соревнований. Установившиеся в коллективе отношения между его членами влияют на их спортивную деятельность, на взаимодействия в игре. Знакомство тренера со спортсменами вне их спортивной деятельности поможет ему лучше узнать своих воспитанников и внести в их взаимоотношения положительные изменения.
Владимир ЛЯХ, кандидат педагогических наук, доцент,
Александр МАКСАКОВ
Другие новости по теме
Комментарии (0)
Добавление комментария
|
|
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. |
|