Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | Мобильная версия сайта |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
Популярные спортивные игры » Психология спорта » КАК ГОТОВИТЬ КОМАНДУ К УСПЕХУ И ПЕРЕЖИВАТЬ ПОРАЖЕНИЯ?
 

 
 

КАК ГОТОВИТЬ КОМАНДУ К УСПЕХУ И ПЕРЕЖИВАТЬ ПОРАЖЕНИЯ?

26 сентября 2009 | Автор: Су-27  | Просмотров: 8 424 |

      » 



Воздействия на противника.
Тренер должен не только предусмотреть возможность определенных действий со стороны команды противника и построить собственный тактический план с учетом слабостей или преимуществ противника, но и своими действиями непосредственно или опосредованно влиять на характер психологической стабильности команды противника. При этом имеется в виду не такая «психологическая подготовка», которая предполагает злоупотребление определенной информацией о спортсменах команды противника, бесцеремонное и неэтичное использование ее с целью демобилизации противника или провокации у отдельных спортсменов неблагоприятных эмоциональных состояний. В некоторых западноевропейских спортивных кругах получил распространение почти организованный «научный» метод, который строится на подобных принципах психологического изматывания противника. Это наиболее отрицательный пример нарушения нравственно-этических принципов и норм, унижающий человеческое достоинство ради сомнительной победы любой ценой.
Нас интересует повседневная деятельность тренера от непосредственного контакта со спортивным соперником до опосредованного контакта с ним через средства информации, межличностные каналы влияний посредством дезинформации, мнений и слухов. Независимо от того, какое ей придается значение, такая деятельность приобретает ценность социального раздражителя, стимулирующего одни и подавляющего другие виды мотивов, действий и активности в лагере соперников. Иногда эти контакты поднимают, а иногда снижают мотивационный потенциал команды противника, что зависит от содержания и направленности деятельности тренера. Понятно, что такую или примерно такую силу имеют действия и ближайших помощников тренера.
Заявление тренера, что в предстоящей встрече у команды противника может быть больше шансов на успех, в рядах самого противника воспринимается по-разному. Чаще всего к такому заявлению относятся рационально, т. е. противник не принимает его на веру, однако эмоциональный компонент реакции на раздражитель может остаться. Одну команду такое заявление явно расслабит, в то время как у другой оно вызовет более действенную перегруппировку сил, большую готовность разоблачить эту и другие «хитрости», которые ей готовят соперники.
Когда говорят о наибольшей опасности, ожидаемой от такой-то линии пли звена команды противника, это не может не вызвать резонанса в настроении игроков. Если определенный спортсмен в команде противника представляется как «ключевой» игрок, то в зависимости от личностных особенностей спортсмен может воспринять это известие по-разному: либо это стимулирует его, либо, наоборот, дезорганизует. Намеренное выделение одного спортсмена в команде может вызвать у противника эмоциональную реакцию, которая будет способствовать усилению сплоченности команды, или же, наоборот, ослабит ее. Все это зависит от типа взаимоотношений, существующих в команде, от зрелости и опыта игроков. Совершенно неосознанно один из спортсменов может стремиться к тому, чтобы в этом матче принять на себя главную роль и показать, что именно он вносит основной вклад в победу, а не тот спортсмен, которого «переоценили»,
Имеет значение и непосредственный контакт с противником, особенно в эмоционально напряженных ситуациях. Если тренер перед важной встречей свободно и уверенно, подойдет к тренеру команды противника и сумеет в какой-либо символической форме показать, что «мы встречу выиграем», то это не может не произвести впечатления на его коллегу. В спортивных играх, когда тренер имеет право на перерыв (волейбол, баскетбол), психологическое влияние оказывает и то, что он иногда не сразу воспользуется своим правом прервать игру, даже при известном преимуществе противника.
При анализе сильных и слабых сторон подготовленности команды будущих соперников важно учитывать не только игровые показатели, но и ряд психологических факторов. В этом плане показательны действия одного зарубежного тренера, который в завершающей фазе международных соревнований заранее изучил игру югославской команды - своего будущего противника. Он был прекрасно знаком с возможностями югославской команды, так же хорошо знал многие индивидуальные и волевые характеристики отдельных игроков, особенно сильнейших, на игре которых была построена тактика всей команды. Слабость югославской команды он распознал в одном из лучших игроков, который прекрасно играл в защите против сильного противника, имеющего «громкое имя», но мог расслабиться в игре против «неизвестного» ему новичка.
В критической фазе матча, когда зарубежная команда находилась на грани катастрофы, ее тренер решился на замену игрока с «громким именем», который непосредственно опекал «звезду» югославской команды. С поля ушел спортсмен международного класса, а его место зайял никому не известный игрок, но тренер знал, что этот игрок весьма упорный, надежный и «свежий». Югославский именитый игрок, который до сих пор очень хорошо «держал» своего также именитого противника, при смене опекающего соперника потерял бдительность и резко расслабился, а соперник начал выигрывать единоборства с ним одно за другим. Превосходство югославской команды постепенно стало улетучиваться, но победа все еще не вызывала сомнений. Когда именитый югославский спортсмен понял, что дело «пахнет табаком» и попытался мобилизоваться, т. е. жестко «придержать» своего противника, было уже поздно, так как «новичок» уже в достаточной мере разыгрался, почувствовал «кураж», а югослав -расслабился и потерял необходимую уверенность в себе. Его игра стала менее эффективной и в атаке, и в защите. Он так и не смог мобилизоваться даже тогда, когда тренер противника произвел новую замену. Качество и результативность игры югославов значительно снизились, а ход встречи к концу игры полностью изменился, как и ее итог, - югославы проиграли уже практически выигранную встречу .

Широкие возможности для оказания целенаправленного психологического воздействия на противника получает тренер, принимая команду соперников на «своем поле» и оказывая им гостеприимство (действуя «в рамках правил»). При этом он может более точно выяснить психологическую ситуацию и атмосферу в команде соперников и создать у них «желательное» представление о положении дел в своей команде. Особую осторожность должны соблюдать тренеры и их ближайшие помощники при непосредственной связи с командой противника или в тех случаях, когда речь идет об опосредованно даваемых команде противника «сообщениях», касающихся оценки некоторых сильных или слабых сторон команды. Может быть, практическое значение этого положения станет яснее после ознакомления со следующим примером.
В соревнованиях югославской союзной лиги одна из команд, неудержимо финишируя, «теоретически» уже завоевала звание чемпиона страны. Тренер этой команды рассказывал, что наибольшим «стимулом» для него было высказывание одного из игроков другой команды, возглавлявшей до того таблицу соревнований с довольно большим преимуществом, о том, что их команда уже «практически» завоевала звание чемпиона страны. Упомянутый игрок сказал примерно следующее: «Все становится скучным и неинтересным, так как вопрос первенства уже решен». Тренер вспоминал, что это заявление стало для него провоцирую щим стимулом, заставило усомниться, что победа «уже в кармане», удвоить усилия и передать свое настроение подопечным, так как своим заявлением игрок отразил состояние благодушия в его команде, и одновременно, сам того не желая, дал противнику шанс критичнее взглянуть на себя и использовать слабости его команды.


 
Страницы: 1 2 3

Рейтинг новости:6



Другие новости по теме

Комментарии (3)

  1.   #1 написал: Avaev (26 сентября 2009 21:25)  
     
    На фотке представлена карта ввода танковой армии в прорыв с учетом возможных контрударов механизированных сил противника.:)


    --------------------
     
       
  2.   #2 написал: Су-27 (26 сентября 2009 21:29)  
     
    угу. на войне как на войне)
    Совместные действия подвижных групп и общевойсковых армий при развитии наступления

    Кстати, по поводу переживаний поражения - повторение мать учения:
    нужно переживать по полной. и команде тоже


    --------------------
     
       
  3.   #3 написал: Avaev (26 сентября 2009 23:36)  
     
    Это нормально - переживать и нервничать.


    --------------------
     
       
 

Добавление комментария

 
  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис 2011 настольный теннис 2012 настольный теннис 2013 настольный теннис 2021 настольный теннис 2022 настольный теннис 2023 настольный теннис Алексей Ливенцов Анатолий Амелин Анатолий Строкатов Андрей Мазунов Большой теннис Валентин Иванов Валентина Попова Владимир Воробьев Владимир Мирский Геннадий Аверин Зоя Руднова Настольный теннис РЕВЮ ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ Роман Аваев СССР настольный теннис Саркис Сархаян Сборная СССР по настольному теннису Светлана Гринберг Станислав Гомозков ФНТР Флюра Булатова Чемпионат Европы по настольному теннису Шпрах Эдуард Фримерман Юлия Прохорова журнал настольный теннис кинограмма настольный теннис сборная России по настольному теннису чемпионат Москвы по настольному теннису чемпионат России по настольному теннису чемпионат СССР по настольному теннису юмор настольный теннис