Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | Мобильная версия сайта |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
Популярные спортивные игры » Психология спорта » Загайнов Рудольф Максимович. Психологическое мастерство тренера и спортсмена
 

 
 

Загайнов Рудольф Максимович. Психологическое мастерство тренера и спортсмена

12 апреля 2007 | Автор: def  | Просмотров: 27 616 |

      » 




ИЗ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК


О странной профессии - тренер*


* См. в кн.: Загайнов Р.М. «Ради чего?» - М.: «Совершенно секретно», 2005. -С. 219-231.


... Московский «Спартак» играл в Тбилиси, и я не мог не воспользоваться возможностью поговорить с мэтром советского футбола.
- Константин Иванович, в нашем футболе игру может про
дать любая команда.
- Но не моя, - парировал великий Бесков. Чуть позже уточнил: - При условии, если я здесь и смотрю игру.
- И что? - спросил я.
- А то! - повысив тон, ответил он. - Потому что меня в фуnболе никто не способен обмануть. Поэтому я всегда говорю: в своем деле надо знать все - «от» и «до»! И тогда, если тот же Гаврилов завтра позволит себе это, я сразу все увижу, и он ответит: во-первых, перед семьей, во-вторых, перед коллективом и,в-третьих, - перед общественностью. Но они должны знать, что
ответять! Потому что им было доказано, что в футболе я знаю все - «от» и «до»!
- В футболе Вы, Константин Иванович, прожили жизнь и как игрок, и как тренер. Пройденным путем Вы абсолютно довольны?
Он задумался, сосредоточился на ответах, отпечаток нерешенной проблемы появился на его лице. И, тщательно подбирая слова, глядя куда-то вдаль, он ответил:
- Нет, не все устраивает меня в моем прошлом. И тренеры у нас не глупее, и игроки не менее способные, а когда играем с бразильцами... Есть какой-то секрет, какая-то тайна. Скорее всего - это футбольный интеллект, который выражается в количестве и качестве технико-тактических действий.

... И еще один человек - Манучар Мачандзе, в течение семи лет бывший капитаном тбилисского «Динамо», сказал мне однажды:
- Доктор, не верьте никому - в футбол играют только бразильцы!
Сотни тренеров на моих глазах демонстрировали сотни своих авторских тренировочных систем, различающихся порой друг от друга и принципами, и духом, и содержанием. И тем не менее их ученики, воспитанные совершенно по-разному, добивались примерно одинаковых результатов и даже побеждали на чемпионатах мира и Олимпийских играх.
Со многими тренерами, воспитавшими чемпионов, я хорошо знаком и с полной ответственностью заявляю: большинство из них не прочитали ни одной статьи по проблемам спортивной тренировки, а многие не прочли за всю жизнь ни одной серьезной книги.
И также знаю великолепных личностей, интеллектуалов и профессионалов в своей работе, которые за долгие годы тренерской деятельности так и не увидели больших побед своих учеников.
Странная профессия «тренер». Действительно, не профессия, а судьба, фарт или нефарт - чего больше?..
Всего я в спорте 51 год, из них 36 - в качестве психолога в так называемом спорте высших достижений. И все увиденное мной в тренировочных залах, все услышанное от самых великих тренеров и спортсменов дает мне право заявить: никто не знает, как надо тренироваться.
И расписание тренировочных нагрузок на год вперед, культивируемое велосипедным тренером Александром Кузнецовым, не что иное, как бред. Да, это рождает у спортсмена реакцию порядка, воспитывает и дисциплинирует его, но в конечном итоге не это решает. И проигрывают ученики Кузнецова значительно чаще, чем побеждают. И за сорок лет тренировочной работы воспитать всего двух выдающихся спортсменов - Галину Цареву и Вячеслава Екимова - успех ли это?
И три спортсмена (Урманов, Ягудин и Плющенко) - успех ли это тренерской биографии Алексея Мишина, если учесть, что Леша пришел к нему от тренера Майорова, научившего Лешу уже в десять лет тройным прыжкам, а Евгений Плющенко приехал из Волгограда уже готовым фигуристом? И нельзя не учесть, что в отличие от большинства тренеров эти двое имели все - и лед, и велотрек, и возглавляемые ими кафедры в физкультурном вузе.
Знаю, и немало, тренеров, воспитавших десятки выдающихся чемпионов, но не получивших официального признания, не считая документа и значка «Заслуженный тренер».
В чем все-таки дело? Почему профессия «тренер» называется «странной» многими, не только мной? Может быть, удар по этой великой в прошлом профессии нанесен перестройкой и теми изменениями, которые произошли в нашей стране практически во всех областях человеческой деятельности? В спорте настоящее революционное изменение произошло в статусе спортсмена и тренера. Деньги зарабатывает спортсмен, и тренер попал в полную зависимость от него. Тренер потерял власть над спортсменом, и это, по мнению многих авторитетных специалистов, прежде всего нанесло удар по учебно-тренировочному процессу. Убедить, а тем более принудить спортсмена выполнять нагрузку и сверхиагрузку тренировочной работы стало практически невозможно.
Согласен, этот аргумент серьезен, и я сам многократно был свидетелем того, как спортсмен, тот же Ягудин, категорически возражал против «еще одного проката», и нередко Татьяна Анатольевна обращалась за помощью ко мне. Фразу: «Вы должны сказать ему, что уедете!» - я слышал от нее не раз.
Но есть и другие причины снижения ценности тренерского труда. Сегодняшняя ситуация в спорте, его голая профессионализация и погоня за гонорарами, стремление прорваться в первые ряды зарабатывающих большие деньги - все это потребовало ответа на вопрос, ставший наиболее актуальным: а что же решает? На что и на кого молиться тем же небогатым родителям, днем и ночью мечтающим о гонорарах Агасси и Кафельни-кова?
К великому сожалению для спорта, молиться сегодня надо не на тренеров и не на методику тренировок.
На первое место среди решающих факторов достижения высших результатов я ставлю селекцию и талант.
Как можно раньше нужно отобрать мальчика или девочку именно в тот вид спорта (и не дай Бог ошибиться!), к которому он или она «расположены», то есть угадать, в чем они талантливы. А талант, это не только мое мнение, все равно пробьется!
- Талантливый спортсмен и талантливого тренера найдет! -сказал мне известный тренер по фигурному катанию.
На второе место по своему практическому значению я ставлю здоровье и безопасность жизнедеятельности спортсмена. Это то, что может исключительно способствовать достижению высших результатов и также может, причем решающим образом, этому помешать. Питание и фармакологию, приобретающие в последнее время все большее практическое значение, особенно с учетом проблемы восстановления после нагрузок, я включаю сюда же.

На третьем месте - группа психологической поддержки, то есть люди, окружающие спортсмена в его жизни и в основной деятельности и от которых зависит очень многое, практически все, помимо тренировочной работы.
И только на четвертом месте оказывается сегодня тренер и методика подготовки спортсмена. Эти четыре фактора я считаю главенствующими, и ни один из них не должен быть недооценен. А такие исключительные личности, как Николай Кар-поль, Владимир Юрзинов (хоккей), Ирина Винер (художественная гимнастика), Владимир Максимов (мужской гандбол), - и назвать-то больше некого! - только подтверждают общее правило.
Баскетболист Валерий Тихоненко, вернувшись после стажировки из США, сказал: «Я понял, что в России тренеров нет». Я, всю жизнь мечтающий о том, чтобы встретить настоящего тренера (к счастью, иногда это удавалось и из вышеперечисленной легендарной четверки я работал с тремя), хочу о типичном тренере сказать следующее. Он, сегодняшний тренер, во-первых, не научен, у него нет, как это раньше называлось, «школы». Многие великие тренеры советского спорта ушли, унеся с собой свой индивидуальный и неповторимый победный опыт, никем не систематизированный и забытый.
Спрашивается: а что делали и делают десятки институтов физкультуры - учебные и научно-исследовательские?

Во-вторых (и с этим я сталкиваюсь на каждом шагу), сегодняшний тренер занимается чем угодно, но только не сугубо тренерской работой. Они у нас - и менеджеры, и бизнесмены,
и психологи. Только на каждодневный и кропотливый тренерский труд у них нет времени, а главное - умения и желания. И в результате от девяноста процентов наших футболистов мяч отскакивает как от кирпичной стены.
Проблема тренера - проблема номер один нашего спорта сегодня! Не только тренер виноват в том, что он потерял лидирующее положение в иерархии самых значимых факторов, обеспечивающих победный результат в спорте. Хотелось бы ему помочь. Я, например, готов!
Пишу сразу после возвращения с Олимпийских игр. «Тренеров не стало», - не раз слышал я в дни Олимпиады этот приговор некогда очень модной и уважаемой профессии. Не согласиться с этим, к сожалению, нельзя. Я пристально вглядывался в лица известных и тех, кого давно мы относим к рангу великих, и многих не узнавал. Люди - настоящие мастера своего дела, знающие, что такое победа, тем не менее на победителей совсем не были похожи. В их лицах и глазах я находил практически у всех идентичное: застывшую маску без признаков эмоций, взгляд только вперед - будто их не интересует окружающее, не интересует ничто, не касающееся той локальной задачи, которую они в данный момент решают. А в поведении - нескрываемое нежелание с кем-либо общаться, а тем более сотрудничать, что-либо, даже касающееся их спортсменов, обсуждать.

Почему? Что так изменило личность тренера в последние десять лет? Ведь раньше, во времена великого советского спорта практически все тренеры, с кем сводила меня судьба на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях, в самолетах и поездах, в раздевалках и на трибунах, были совсем другими, радующимися нашим встречам и дискуссиям, любой возможности поговорить, показать своего мальчика, который обязательно будет олимпийским чемпионом. Да, пожалуй, вот это было главным-их отношение к спортсмену, вера в него и мечта о его победах. Именно это и отличает сегодня от вчера - характер отношений в системе «тренер - спортсмен». Спортсмен, не стесняясь посторонних, может, не выбирая выражений, вымещать на тренере свой негатив настроения, и происходит это (я видел и слышал это) на каждой тяжелой тренировке. А у тренера в ответ формируется соответствующее отношение к спортсмену, выражающееся в безразличии к нему, к его делам, к его судьбе. Именно поэтому, теперь я понял это, тренеры не интересовались у меня моим мнением о своих спортсменах, не обращались с просьбами и заданиями, касающимися их спортсменов, их состояния и всего другого.
И тренера можно понять. Он - тренер - поставлен сегодня в положение второстепенного, даже третьестепенного человека в мире людей спорта. Он попал в полную зависимость от своего ученика, зарабатывающего сегодня деньги и командующего парадом. Тренер, не защищенный контрактом, всегда «живет» на пороховой бочке, а взорваться она может в любой момент - чаще всего после поражения спортсмена или накопленного недовольства тренером у руководства или у хозяина клуба, команды, спорткомитета, федерации. Тренера сегодня унизили и оскорбили, и у него опустились руки - вот что произошло с российским тренером. Все при нем - и его знания, и опыт, и умение работать с полной отдачей, и все другое. Но нет духа, нет жизненного настроения, а есть опущенные руки, вернуть которые в боевое положение не помогает никто. И выбрал тренер свой новый имидж - образ гордого человека, в котором при всем желании слабости, готовности идти на поклон, что-то просить для себя вы не найдете!

И еще одно, и очень важное. Он, человек с психологией победителя, внутренне готовится к прощанию со своей профессией, некогда уважаемой и любимой. Он вышел в своей профессиональной деятельности на последнюю прямую. И хочет пройти ее достойно, в одиночестве, в независимости. Ему не нужны награды и слова, он не ждет их. Ему ничего не нужно. Только не трогайте его. И не дай Бог, не жалейте. Вот таким увидел я нашего тренера сегодня.

Очередной шаг в моем личностном развитии без преувеличения потряс меня. Как будто открылись мои глаза и не только на тренера, а я сам был тренером в свое время, но и на самого себя сегодняшнего. Я, в процессе своей работы со спортсменом, не раз и не два столкнувшись с нежеланием тренера сблизиться и работать вместе, прекратил эти попытки и сосредоточился на проблемах спортсмена, сказав себе: «Мне для моей работы тренер не нужен». И ситуация выстроилась интересная и абсолютно новая для меня, да и в спорте нечто подобное если и встречалось, то, уверен, крайне редко. С одной стороны, работать мне стало значительно легче. Я сам решал, что, как и когда делать. Не было необходимости согласовывать мои действия с тренером, а также, что практически немаловажно, я не тратил время на общение с тренером, а оно, время, имело для меня особую ценность. Мой стиль работы, как я его называю, тотальный, и все время от заката до рассвета я отдаю спортсмену: я укладываю его спать и я бужу его утром. Я контролирую все его тренировки, оценивая прежде всего концентрацию, а также другие параметры его психофизиологического состояния - свежесть, желание, удовлетворенность, профессионализм. Делаю после тренировок свои восстановительные сеансы, а перед сном мы вместе оцениваем прошедший день. Свободное время - после ужина - у нас есть, но мы обычно гуляем, и в ход идут мои записные книжки, воспринимаемые спортсменом всегда с большим интересом.

Один из немногих, кто относился к такому стилю моей работы без ревности, был тренер Сергея Бубки Виталий Афанасьевич Петров. И то однажды, увидев, что после дневного сна мы с Сережей вместе спускались на лифте к автобусу, доставлявшему спортсменов к месту тренировки, тренер, отозвав меня в сторону, сказал: «Давайте как-то передавать его друг другу». - «Но Сережа предупредил меня, чтобы я обязательно был на тренировке», - ответил я ему.
Да, работать одному в такой ситуации, когда тренер отошел в своей работе от всех проблем спортсмена, помимо чисто тренировочных, значительно легче еще и потому, что психолого-педагогическая ниша, за право занять которую ранее мне приходилось бороться (в хорошем, творческом смысле) с личным тренером спортсмена, ныне свободна, и спортсмен благодарен мне за то, что я сразу занимаю ее, и он не страдает от одиночества, медленно тянущегося времени и ненужных мыслей на длительных учебно-тренировочных сборах и соревнованиях. Но, с другой стороны, тренер не может равнодушно относиться к самому факту близкой творческой дружбы спортсмена и психолога, на то, что он стал самым слабым звеном в системе «тренер - спортсмен - психолог», а в отдельных ситуациях - в то же свободное время - необязательным и даже ненужным.

Анатолий Иванович Колесов (кстати, сам олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта и заслуженный тренер СССР) - руководитель Штаба по подготовке к Олимпийским играм, который курировал мою работу, даже сказал мне в одной из наших бесед (а с ним мы обсуждали профессиональные вопросы подготовки к Играм значительно чаще, чем с кем-либо из тренеров), чтобы я включал тренера в свою систему работы.
После первых публикаций из уст ревностных специалистов пера звучал вопрос: а где рассказано о работе тренера?
Отвечаю. Я представил страницы своего личного дневника, дневника психолога, а в нем, естественно, отражена работа, которую выполнял автор.
И если я и раскрыл конкретные «секретные» технологии, чем почему-то оказалась чрезвычайно озабоченной яркая представительница одной из древнейших профессий Вайцеховская из «Спорт-Экспресса», то это мои авторские технологии, и раскрывать их читателям или не раскрывать, решаю я, а не тренер, с которым я вместе работал, ни, тем более, ее личный пресс-атташе.

О работе выдающегося человека и тренера Татьяны Анатольевны Тарасовой сказано главное - без ее программ вообще бы ничего не было, ни победы Алексея Ягудина, ни этих заметок. Об остальном и о своих личных технологиях сама Татьяна Анатольевна пусть и напишет.
Да и имею ли я право описывать саму работу такого тренера? Не уверен. Да и смогу ли?
Признаюсь в одном. Не раз, стоя у борта, я ловил себя на том, что завидую и Алексею Ягудину, и ее танцевальным парам - у меня такого тренера не было, да и у большинства опекаемых мною спортсменов тоже. И я был бы счастлив выдержать постоянный пресс ее властной личности, ее сильнейшее давление на мою личность. С удовольствием заплатил бы эту цену за ту победу, которую за мою жизнь спортсмена я не одержал.
В одном своем интервью Алексей Мишин обронил такую фразу: «А скольких людей мы, тренеры, загубили!»
И раздел о тренерской профессии я хотел бы завершить следующим обращением к тренерам, причем к тренерам с самыми громкими именами, написать честно о своих поражениях и о всех тех, кого они загубили. Как это случилось и почему? Такие учебники очень и очень нужны именно сейчас, когда ряды тренеров редеют не по дням, а по часам. Может быть, такие исповеди сыграют не негативную, а наоборот - позитивную роль? И молодые талантливые люди не сникнут, не потеряют веру в себя, а главное - в великую профессию!
Не ради денег, поймут они, надо работать и жить! А ради признания и любви всех, с кем вместе работаешь и живешь, с кем вместе бьешься за победу! Лично у меня такие чувства и мысли всегда оставляют встреча, книга, совместная работа и дружба с большими тренерами. И с такими, как Татьяна Анатольевна Тарасова!..




Жизненное кредо спортсмена*


* См. в кн.: Загайнов Р.М. «Ради чего?» - М.: «Совершенно секретно», 2005. -. С. 237-241.


Итак, пора сформулировать все, мною продуманное и выстраданное в моем любимом спорте.
Уже в первой беседе со своим новым подопечным, когда в процессе общения я «прощупываю» его личность и радуюсь всему тому, что открываю в ней, все ее сильные стороны. Но вместе с тем, и тоже всегда, обнаруживается слабое звено, и касается оно сферы профессионального мышления.
Все есть в мышлении профессионального спортсмена - знание предмета, то есть сути тренировки и отношения к ней и к режиму. Но нет «философии», то есть «профессиональной концепции», которая будет способна обезопасить столь тяжкий путь человека к большой победе.
После последних Олимпийских игр, где я был свидетелем сверхпереживаиий Алексея Ягудина и многих других, я предложил «защитную философию» даже и своим детям, которые тоже выбрали не самый легкий путь в жизни.
... Итак, мы обязаны передать выстраданное «жизненное кредо» опекаемому и любимому человеку в целях безопасности его жизнедеятельности. Здесь, можно сказать, имеют место две программы - «обязательная» (безопасность, психологическая защита) и «произвольная» (победа, путь к победе). Менять программы местами ни в коем случае нельзя.


ПЕРВОЕ


Человек не создан для счастья. Отрицая это, неизбежно переживаешь разочарования. Не забывай сказаное в Библии: «...В поте лица будешь есть хлеб». И печаль, как и страдания, естественны, так как жизнь не награда, не праздник, а испытание.
Поэтому должно быть прочно и навсегда усвоено, что:
- проблемы - это нормально;
- разочарования (в людях, профессии, жизни в целом) - нормально;
- страх, например в предстартовой ситуации, - нормально, на то ты и личность, чтобы преодолевать его. Помни: первое, что сказал Бог человеку в ответ на его слова «Я боюсь»: «Небойся! Я с тобой»;
- потери (любимых людей, молодости, а также - несбывшиеся надежды) - нормально;
- одиночество - нормально, а одиночество чемпиона - более чем закономерно;
- переживания (неудовлетворенности собой и своей жизнью, грехами и ошибками) - нормально;
- человек живет во враждебном мире, и думать надо об одном - о cпасении!

ВТОРОЕ


Секрет спасения - твои победы, которые наполняют (в идеале - доверху) «твою» чашу весов (в другой «чаше» - все враждебное мира). В «твоей» чаше все, что ты любишь, что делаешь с любовью. А значит - надо научиться любить то, что у тебя есть! И как можно раньше понять:
- без любви не бывает побед;
- без любви человек обречен на поражение.

ТРЕТЬЕ


Скорбное состояние есть состояние спасительное. Скорбеть (тем больше, чем становишься взрослее) - это твой долг, естественное, итоговое состояние твоей души, пережившей и осмыслившей так много. Скорбеть - это твой путь - через покаяние - к спасению. Готовься скорбеть!
И заключение. На этот раз оно совсем короткое: мы объединились не ради побед, медалей и денег. Но ты сформируешь сверхличность, станешь суперменом, психороботом в лучшем смысле этого слова, ты проживешь в спорте очень красивую жизнь. Она навсегда украсит все прекрасными воспоминаниями. Ты приобретешь друзей во всех частях мира.
...Уже несколько лет, как я предлагаю спортсменам эту концепцию. И интересно следующее. Мгновенно, часто уже на ближайшей тренировке я видел людей другими, более серьезными, абсолютно сконцентрированными, более жесткими в поведении и в разговорах. Меня удивляло - никто ни разу не задал мне ни одного вопроса. И никто не оспаривал ни одно из выдвинутых мною положений. Создавалось впечатление, что получен сей документ вовремя, его ждали и получили ответы на давно волновавшие вопросы, которые, как ни печально, некому было задать. Они приняли концепцию психолога и включили ее в свою индивидуальную жизнь и профессиональную деятельность.
Родители спортсменов признавались мне, что не всегда были довольны тем, что их дети резко взрослели, когда начинали работать со мной. На вопрос журналиста: «Кому Вы посвятили свою победу?» - Алексей Ягудин ответил: - «Маме и моему тренеру Татьяне Тарасовой, Рудольфу Загайнову - моему психологу, который очень помог мне в самый трудный момент жизни, когда я абсолютно не верил в себя и даже подумывал расстаться со спортом. С его помощью я абсолютно изменился».
Думаю, что ему тоже помогла моя концепция. Вообще концепция как сформированное жизненное кредо, как личностная философия совершенно необходима человеку. Есть «люди с концепцией» и «люди без концепции», отличить их не составляет труда.
Я отдаю себе отчет в том, что концепции, изложенной на бумаге, абсолютно недостаточно, чтобы вызвать серьезные личностные изменения, тем более у нерядового человека. Успех такого конкретного методического приема основывается на обязательном решении важнейшей практической задачи - завоевания абсолютного человеческого и профессионального доверия человека! Он поверил, верит в тебя, именно поэтому готов идти за тобой и принять твою концепцию и сделать ее своей!
Мой долг - воспитать, взрастить в человеке своего рода хороший (доброкачественный) цинизм (и не раз меня упрекали в этом). Но он, этот цинизм, как можно быстрее освободит личность спортсмена от иллюзий и как следствие - от будущих разочарований, защитит спортсмена, его личность, а иногда и здоровье от разрушения.
Ведь призываю я его жертвовать ради победы очень многим, а значит, я отвечаю за все возможные последствия, за всё!
И я обязан защитить его от всяких бед!

Научно-популярное издание
Загайнов Рудольф Максимович Психологическое мастерство тренера и спортсмена
Книга издана в авторской редакции


 
Страницы: 1 2 3 4

Рейтинг новости:8



Другие новости по теме

Комментарии (0)

 

Добавление комментария

 
  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис 2011 настольный теннис 2012 настольный теннис 2013 настольный теннис 2021 настольный теннис 2022 настольный теннис 2023 настольный теннис Алексей Ливенцов Анатолий Амелин Анатолий Строкатов Андрей Мазунов Большой теннис Валентин Иванов Валентина Попова Владимир Воробьев Владимир Мирский Геннадий Аверин Зоя Руднова Настольный теннис РЕВЮ ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ Роман Аваев СССР настольный теннис Саркис Сархаян Сборная СССР по настольному теннису Светлана Гринберг Станислав Гомозков ФНТР Флюра Булатова Чемпионат Европы по настольному теннису Шпрах Эдуард Фримерман Юлия Прохорова журнал настольный теннис кинограмма настольный теннис сборная России по настольному теннису чемпионат Москвы по настольному теннису чемпионат России по настольному теннису чемпионат СССР по настольному теннису юмор настольный теннис