Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | Мобильная версия сайта |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
Популярные спортивные игры » Философия спорта » Закон свертывания функций за ненадобностью
 

 
 

Закон свертывания функций за ненадобностью

6 марта 2008 | Автор: geokond  | Просмотров: 5 053 |

      » 


А.И. Каменев

НЕУДАЧНИКОМ НЕ РОЖДАЮТСЯ...

Закон свертывания функций за ненадобностью

отрывок из мемуаров



Как я уже писал, в новосибирскую дивизию в 1966 году прибыло много молодых лейтенантов.
Все мы были полны планов и надежд.
И не было среди нас ни одного, кто бы не мечтал достичь чего-либо значимого в жизни и по службе.

* Увы, не каждому суждено было стать военачальником и не всегда потому, что система чинопроизводства может "наложить оковы на даровитые личности и дать возможность бездарности не только утвердиться в армии, но изгнать отовсюду способных людей.

Причина, зачастую была в другом: молодой офицер переставал развиваться и совершенствоваться.
Это вело к просчетам и неудачам в жизни и службе.
Личные промахи и неудачи, к сожалению, воспринимались как козни со стороны и как неблагоприятное стечение обстоятельств и не вели к адекватной самооценке.
Чреда неприятных происшествий приводила в мрачное расположение духа.
Водка превращалась в "лекарство" от депрессии и в скорое время становилась единственным средством забвения неприятностей и сложностей жизни.
Неприятностей становилось все больше и больше, следовательно и поводов обращения к успокоительному средству было предостаточно.
Радужные перспективы улетучивались и небо становилось грозовым.

* В артполку мне пришлось увидеть немало молодых офицеров, которые сами пустили, как говорится, под откос свою судьбу и похоронили благие надежды.
Сожалея о них, мне хочется предостеречь тех, кто может повторить судьбу этих несчастных людей, поддавшись минутной слабости или соблазну саможаления.

* Прежде всего, надо отрешиться от некоторых пагубных заблуждений.

* Говорят так: "Мечтать не вредно".
Опасное заблуждение, если учесть то, что большинство из нас свои мечты на будущее связывают со счастливой случайностью, везением, помощью родителей и родственников, а также покровительством влиятельных особ.
В мечтах такой личности все упования восходят к другим, обстоятельствам и случайностям, которые непременно должны ему сопутствовать.
Самому себе этот человек отводить всего лишь роль потребителя преподнесенных ему благ, но никак не роль их добытчика.

* Ища содействия на стороне, а, не опираясь на собственные силы, такой человек может до поры до времени находиться в блаженстве.
Но стоит исчезнуть чудотворцу со стороны, и наш "герой" оказывается в положении той старухи, которая явно перебрала в запросах с золотой рыбки и оказалась, в конечном итоге, у разбитого корыта.


* Есть и просто любители лихой удачи.
Этому человеку никто не помогает, а он сам пытается ухватить куш пожирнее, вырвав его из рук обладателя.
Это - проходимец или преступник, который, как правило, заканчивает плохо. Минуты блаженства он разменивает на годы заключения и тоски.

* Итак, сделаем, важный вывод: бесплодное, ни на чем не основанное мечтание - это яд духовный, который побуждает надеяться на других, в то время, как надо надеяться только на себя.
Надежда на собственные силы - это основа жизнестойкости личности.

* Второе опасное заблуждение заключается в том, что не следует жить, работать, творить в полную силу.
"Надо жить, не напрягаясь, работать так, чтобы не потеть, а творить так, чтобы не гореть, а тлеть", - такова философия человека, который все делает кое-как: вроде бы работает, да пользы приносит мало, службу исполняет, да больше спит ("ведь служба идет даже тогда, когда солдат спит"), чем блюдет порядок.
Полузнание, полуумение, полуспособности - это квалификационные черты такого человека.
Лучше уж сделать одно дело хорошо, чем десять посредственно или плохо.
Уж лучше в одном малом деле быть профессором, чем в десяти негодным исполнителем.

* Третье пагубное заблуждение.
Оно состоит в том, что бездельник и лентяй хочет равноправия, когда дело касается денежного содержания, наград, званий, почестей, признания и т.п.
Во время моей офицерской юности денежное содержание складывалось из двух составляющих: оклада по должности и оклада по воинскому званию.
В этой связи, кое-кто говаривал: "Мне за работу не платят. Я получаю денежное содержание за звание и за должность".
И в этом была правда. Результативность работы офицера никак не сказывалась на его денежном содержании: бездельник и трудолюбивый офицер получили одно и то же денежное содержание.
Так было, к примеру, в нашем артполку, когда "двухгодюшники", неделями отсутствующие на службе, получали те же деньги, что и Ванька-взводный, который безвылазно дневал и ночевал в казарме.

* Самое опасное в этом заблуждении то, что создается иллюзия, что можно добиться благополучия и успеха, не вкалывая в поте лица.

* Отчасти тому были довольно веские наглядные основания.
Много позже, будучи слушателем военной академии, я проходил стажировку в Железной дивизии, тогда размещенной на Украине, во Львове и ряде населенных пунктов западной Украины.
В одном из полков этой дивизии служил ротным старший лейтенант В., сын командующего войсками округа.
Офицер этот быстро продвигался по службе и, не благодаря своей одаренности, а в силу родственной поддержки отца-командующего.
Но дело обставляли так, что сам офицер вроде бы добивался каких-то выдающихся результатов. К примеру, дали из округа команду подготовиться к смотру ленинских комнат и тут же на помощь старшему лейтенанту из политуправления округа отрядили маститого полковника с грузовиком всякой всячины для ленинской комнаты.
Вместе с ним прибыл художник из окружного дома офицеров и несколько мастеровых людей для ремонта и монтажа наглядной агитации.
Не прошло и недели, как старший лейтенант В. бодро отрапортовал: "Задание выполнено".
Командование полка тут же организовало показательное занятие в новой ленинской комнате и без устали хвалило старшего лейтенанта за примерное исполнение поручения.

* Не знаю, как себя чувствовали другие ротные на фоне звездного старшего лейтенанта, но тому было на это наплевать. Ведь впереди его ждало не только присвоение досрочного воинского звания "капитан", назначение на должность зам. комбата, но и путевка в академию им. М.В. Фрунзе.

* Действительно, можно было, имея влиятельных покровителей, добиться карьерного роста.
Это видели другие офицеры.
И самые незрелые среди них попадали в капкан иллюзии: можно работать в полсилы, но, раз "вспотев, покажись начальству".
Таким "мудрецам" иногда удавалось обмануть недалеких командиров и начальников.
Но, в конечном счете, они дурили самого себя.
Это себя обкрадывали они, когда прекращали работать над собой.
Это они, делая что-то кое-как, не учились ничему, кроме обмана, плутовства и очковтирательства.
Эти люди день за днем растрачивали тот капитал, которым располагали.

* Есть важнейший закон, о котором почему-то мало говорят.
Это - закон свертывания функций за ненадобностью.
Не занимается человек умственной работой - его умственные способности начинают ослабевать, а способности анализировать, классифицировать, обобщать и т.п. атрофируются. В результате человек тупеет, глупеет.
Не тренирует человек свое тело, мышцы дрябнут, слабеют и перестают повиноваться тому, кто забросил тренировки и предался покою.

* Мало кто отдает себе отчет в том, что постоянной тренировке подлежат многочисленные группы умений.
Выдающийся английский философ и социолог Г. Спенсер еще в ХIХ веке установил, что для благополучной жизни человеку необходимо:

1) то, что способствует самосохранению;
2) то, что обеспечивает жизненные потребности;
3) то, что помогает воспитывать и обучать потомство;
4) то, что помогает поддержанию надлежащих социальных и политических отношений;
5) то, что позволяет плодотворно проводить свободное время.

В рамках первой группы знаний, к примеру, надо ясно знать, какие опасности (физические и духовные) подстерегают человека и постоянно тренировать умения, связанные с наблюдательностью, внимательностью, любознательностью, волей, эмоциями и чувствами.

Выдающийся французский мыслитель эпо­хи Возрождения Мишель Монтень в ХVI веке высказал немало интереснейших поучений на сей счет. Одно из них гласит:

"Пусть наставник расскажет своему питомцу, что означает: знать и не знать; какова цель познания; что такое храбрость, воздержанность и справедливость; в чем различие между жадностью и честолюбием, рабством и подчинением, распущенностью и свободою; ка­кие признаки позволяют распознавать истинное и устойчивое довольство: до каких пределов допустимо страшиться смерти, боли или бесчестия, какие пружины приводят нас в действие и каким образом в нас возникают столь разнообразные побуждения, ибо я полагаю, что рассуждениями, долженствующими в первую очередь напитать его ум, должны быть те, которые предназначены внести порядок в его нравы и чувства, научить его познавать самого себя, а также жить и умереть подобающим образом".

* Как показала и моя личная практика, мы не умеем правильно относиться к допущенным промахам и неудачам.

Наблюдаются три характерные ошибки:

1. Мы непомерно долго зацикливаемся на факте свершившегося, пытаясь умозрительно представить себе другой исход в том случае, если бы ход дела пошел по другому руслу.
2. В свершившимся мы часто обвиняем других и сложившиеся неблагоприятные обстоятельства.
3. Саможалением мы пытаемся убаюкать себя и вместо действия предпочитаем бездействие и сокрушение.

Прав был А. Шопенгауэр, известный немецкий философ ХIХ века, который советовал тем, кто многократно пытается в сознании проиграть иные сценарии произошедшего: пустое это дело.
То, что свершилось, ушло в прошлое и никакими нашими стараниями случившегося не изменить. Лучше сказать себе: "Хорошо, хоть так, ведь могло быть и хуже".
Такая установка, отнюдь, не освобождает нас от анализа причин и поиска личной вины в случившемся, но здоровый оптимизм ("могло быть и хуже"), закрывает поле возврата в случившееся с никому не нужной задачей просчета варианта, "если бы"...

* Тем же, кто от одной или нескольких неудач впал в меланхолическое состояние, не грех прочитать слова того же Шопенгауэра:
"Если каждому из нас воочию показать те ужасные страдания и муки, которым во всякое время подвержена вся наша жизнь, то нас объял бы трепет; и если провести самого закоренелого оптимиста по больницам, лазаретам и камерам хирургических истязаний, по тюрьмам, застенкам, логовищам невольников, через поля битвы и места казни; если открыть перед ним все темные обители нищеты, в которых она прячется от взоров холодного любопытства, то, в конце концов, он, наверное, понял бы, что это наилучший из возможных миров".
Пожалуй, нет такой ситуации, из которой нельзя найти достойного выхода. И плох тотЈ кто теряет надежду поправить положение дел даже в случае серьезной жизненной или служебной неудачи.
Бесконечно оптимистично звучит ответ на вопрос, обращенный к обанкротившемуся человеку: "что вы намерены теперь делать?" и потерявшего все в конкурентной борьбе: "Начну все с начала. У меня пропали средства, но осталась голова и опыт. А с ними я не пропаду".

* Хуже обстоит дело, когда человек необъективен по отношению к самому себе.
Адекватная самооценка - это великое благо и величайшая добродетель личности.
Тот, кто умеет правильно оценить достигнутое, верно определить свои достоинства и недостатки, тот не станет винить других в том, что ему не повезло.
Он, этот человек, умеет найти в самом себе тот источник зла, который провоцирует дурные мысли и портит настроение.
Во взаимоотношениях с людьми он всегда верно определит личный промах, если ошибся в выборе друзей или, если дал возможность кому-либо себя провести.
Такой человек не станет кичиться достигнутым, понимая, что даже в личном успехе человека имеется известная для везения, труд и помощь других лиц, благоприятное стечение обстоятельств. И уж, конечно, такой человек понимает, что задатки и способности, которыми он располагает - это дары Судьбы, которые он, человек, лишь умело взращивает и лелеет.

* Неадекватная самооценка - это удел людей недалеких и тщеславных. Первые умаляют свои возможности и способности и пасуют перед любым препятствием. Вторые - упиваются собой и домогаются почтения от окружающих.
У одних амбиции сведены к нулю, а у вторых - возведены в высшую степень.
Первые делают меньше того, что могли бы сделать, а вторые стремятся взяться за то, к чему не имеют ни задатков, ни способностей.

* Нам надо научиться правильно оценивать себя.
Это - ключ для роста и развития нашего.
Для этого следует внимательно анализировать достигнутое и делаемое.
А потому не грех прислушаться к словам И. Златоуста:
"Во время, следующее за ужином, когда ты отходишь ко сну, когда готовишься лечь на постель, когда в отсутствии всех наступает великое спокойствие, когда никто не беспокоит и бывает глубокая тишина; ты начинай суд совести, требуй от нее отчета, и какие имел в течение дня порочные помыслы, состав­ляя обманы, или строя козни ближнему, или допуская развратные пожелания, все это во время такого спокойствия выстави на вид, поставь совесть судьею этих порочных помыслов, истребляй их, суди, наказывай согрешающую душу".

* Много лет назад мне пришла на ум формула, которую я назвал: "90 + 10".
По ней я с тех пор оцениваю собственные успехи и недостатки.
Если чего-то удалось достичь, то себе я "присваиваю" 10 процентов успеха, а 90% отношу к тем людям, которым я обязан воспитанием, учебой, добрым советом, наставлением и т.д.
Такой подход не дает мне возможности возгордиться достигнутым и забыть о том, что без помощи и поддержки других у меня ничего не вышло бы.
Но, если случается промах, постигает неудача, то уж тут 90 процентов моей вины и всего лишь 10% приходится на других людей и обстоятельства.
Делая так все время, я не пытаюсь умалить собственную вину и переложить ответственность за содеянное (прежде всего в собственном сознании) на козни, нерасторопность и прочие огрехи тех людей, с которыми мне приходится общаться и делать одно дело.
И такая практика самооценки помогает обнаружить либо пробел в знании людей, либо невнимательность в оценке фактов, либо поспешность в принятии решений, либо непоследовательность в собственных действиях и т.п.

* Удалось мне избежать и разлагающего влияния саможаления.
Опасно жалеть себя и на этой почве прибегать к универсальному "лекарству" от тоски.
Если что-то неприятное случается в моей жизни, то хандра живет в моей душе всего лишь до вечера.
Утром хандра и чувство обиды на других пропадают.
Но вот горячее желание доказать делами (а не словами) себе и другим, что ты чего-то стоишь и не намерен сдаваться, с этой минуты только крепнет.
Так было не один раз в мой жизни.
Но об этом немного позже.

* Итак, каждый человек полон задатков и способностей.
Потенциал каждого уникален, а запас физических, духовных и интеллектуальных сил огромен.
Человек рождается для действия и свершения, а не для покоя и безделья.
Как бы ни были мощны подпорки со стороны, в конечном счете, внутри человека рождается сила, способная преодолеть все преграды и препятствия, которые встречаются на жизненном пути.
В течение всей сознательной жизни требуется развивать и совершенствовать себя. В противном случае человек лишь растрачивает тот капитал, который накопил.
Неудачниками не рождаются.
Ими становятся те, кто перестает над собой работать.



* Так было со многими моими коллегами по новосибирской дивизии в те далекие 70-80-е годы прошлого столетия.
Аналогично положение дел и сегодня...

* Позволю в заключение привести слова мудрого Иоанна Златоуста:

"Людям неблагоразумным свойственно подвергать себя опасностям; а людям мужественным и любомудрым свойственно - стоять твердо, подвергшись опасностям.
Посему не будем подвергать себя опасностям без нужды; ибо это - знак дерзости; а когда нас вынуждают и когда требуют того обстоятельства, не будем уклоняться; ибо это знак робости; если нас призывает к тому евангельская проповедь, то не будем отказываться; просто, без причины, без нужды и без пользы для благочестия, не будем стремиться к ним; ибо это - хва­стовство и пустое тщеславие; а если случится что-нибудь вред­ное для благочестия, то не будешь никогда отказываться, хотя бы надлежало претерпеть тысячу смертей.
Не вызывайся на искушения, когда дела благочестия идут по твоему желанию; ибо для чего навлекать на себя излишние опасности, не приносящая никакой пользы.
Итак, будь в таком расположении духа, в каком бывает храбрый воин, будь всегда с оружием, бодрствуй, трезвись, постоянно ожидай врага; впрочем, сам не производи браней; ибо это свойственно не воину, а возмутителю.
Когда призывает труба благочестия, то немедленно выходи, не жалей души своей, выступай с великою готовностию на подвиги, ни­спровергай полки противников, сокрушай лицо диавола, воздвигай трофеи победы; а когда благочестие не терпит никакого вреда, когда никто не искажает наших догматов, касающихся души, и когда ничто не принуждает тебя делать неугодное, Богу, то не будь слишком ревностен".



_http://artofwar.ru/k/kamenew_anatolij_iwanowich/neudachnikomnerozhdajutsja.shtml


 

Рейтинг новости:4



Другие новости по теме

Комментарии (11)

  1.   #1 написал: Avaev (6 марта 2008 17:51)  
     
    Человек ни в чем не виноват, даже если он себя чувствует виноватым. Ницше.
    Просто у него нет выбора...


    --------------------
     
       
  2.   #2 написал: Sever8 (6 марта 2008 22:30)  
     
    Адекватная самооценка так же невозможна, как и адекватная оценка тебя другими. Нет абсолютных критериев. А вообще философия( вернее - жизнемудрие) прет из многих, особенно по прочтении парочки умных книг в зрелом возрасте. Но не все настолько неадекватно себе ценят, чтобы проповедовать.
     
       
  3.   #3 написал: Су-27 (6 марта 2008 23:59)  
     
    То что всегда нужно выкладываться по полной, иначе ничего не получится - факт.
    Бывает в жизни фарт... но если подумать, то он отплачивался пахотой.


    --------------------
     
       
  4.   #4 написал: Sever8 (7 марта 2008 01:09)  
     
    Задатки и армейская служба - несовместимо. "Постоянно ожидай врага" - вот это уже ближе к Воинскому уставу. "Опасно жалеть себя"? - Других жалеть бывает опаснее.
    Всё проще - каждому открываются какие-то блики на кожуре Яблока познания мира, те, которые, вероятно, как-то связаны с их жизненым опытом, определенным образом преломленным в сознании.

    На любое утверждение всегда найдется контрутверждение, ничем не хуже. И эта игра в жизнемудрие продолжается уже много веков. То же абстрактно- схоластическое мудозвонство. А жизнь остается статистически вероятностным процессом, той же лотереей или рулеткой. Событиям глубоко наплевать на те умственные конструкции и те "вымаливания удачи", которыми засоряют свои мозги (и при этом обязательно хочется засрать и мозги ближнего) доморощенные психологи и философы.
     
       
  5.   #5 написал: Новый (7 марта 2008 14:42)  
     

    Цитата: Sever8
    А жизнь остается статистически вероятностным процессом, той же лотереей или рулеткой.


    Совершенно правильно! Но следуя мудрым советам можно существенно увеличить вероятность успеха.
    Умный учится на чужих ошибках, а дурак на своих.
     
       
  6.   #6 написал: Sever8 (7 марта 2008 23:00)  
     
    Остается немного: отделить мудрый совет от глупого. А по каким критериям отделять будем?
     
       
  7.   #7 написал: Avaev (8 марта 2008 00:14)  
     
    Классовым чутьем? Выбора все равно нет - человек - существо предельно несвободное. Я это долго не понимал)))


    --------------------
     
       
  8.   #8 написал: Новый (11 марта 2008 09:36)  
     
    Любой запаздалый совет можно назвать мудрым.
     
       
  9.   #9 написал: geokond (11 марта 2008 11:20)  
     
    Касательно данной статьи совет нельзя считать запоздалым...
    Пока мы живы, есть время сделать выводы и исправить ситуацию.
     
       
  10.   #10 написал: Avaev (11 марта 2008 12:23)  
     
    Выводы сделать несложно. Исправить ситуацию - малореально... Для этого надо менять СВОЙ жизненный сценарий - переставать быть таким, как есть, собой...


    --------------------
     
       
  11.   #11 написал: Новый (13 марта 2008 09:38)  
     
    Надо сказать, закон свертывания функций не всегда работает.
    1. Если в детстве научился плавать (или кататься на велосипеде),
    то и через 20 лет эти навыки не забудутся. Если в детстве приобрел хорошую технику игры в НТ, то и через 20 лет техника останется (мастерство не пропьешь)
    2. В тоже время умственные способности, как их не тренеруй, с возрастом атрофируются безвозвратно (по себе вижу).
     
       
 

Добавление комментария

 
  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис 1982 настольный теннис 2011 настольный теннис 2012 настольный теннис 2013 настольный теннис 2021 настольный теннис 2022 настольный теннис 2023 настольный теннис Алексей Ливенцов Анатолий Амелин Анатолий Строкатов Андрей Мазунов Большой теннис Валентин Иванов Валентина Попова Владимир Воробьев Владимир Мирский Геннадий Аверин Зоя Руднова Настольный теннис РЕВЮ ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ Роман Аваев СССР настольный теннис Саркис Сархаян Сборная СССР по настольному теннису Светлана Гринберг Станислав Гомозков ФНТР Флюра Булатова Чемпионат Европы по настольному теннису Шпрах Эдуард Фримерман журнал настольный теннис кинограмма настольный теннис сборная России по настольному теннису чемпионат Москвы по настольному теннису чемпионат России по настольному теннису чемпионат СССР по настольному теннису юмор настольный теннис