Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | Мобильная версия сайта |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
Популярные спортивные игры » Волейбол » Волейбол. Учебник для институтов физической культуры.
 

 
 

Волейбол. Учебник для институтов физической культуры.

30 марта 2009 | Автор: geokond  | Просмотров: 80 853 |

      » 



Раздел 3. Cоревновательная деятельность и система соревновании по волейболу
Характеристика соревновательной деятельности в волейболе


Соревновательная деятельность - управляемая сознанием психическая и физическая активность, направленная посредством технико-тактических действий на достижение победы над соперником в условиях специфического противоборства и при соблюдении установленных правил на соревнованиях.

Для соревновательной деятельности волейболистов характерно постоянное изменение ситуации в связи с непрерывным желанием соперников разрушать планы друг друга и навязывать свою игру. Волейболист должен учитывать расположение всех игроков на площадке и положение мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел соперников, быстро реагировать на изменения в сложившейся обстановке и принимать решение о наиболее целесообразном действии, своевременно (как правило, очень быстро) и эффективно его выполнять. При скоростной игре степень срочности решения задач, которая зависит от быстроты действий игроков, значительно повышается.

Коллективный характер действий игроков команд определяет требования к их игровой организации.

Игровая организация определяется способами объединения игроков в целостный игровой коллектив. Здесь можно выделить разные по типу игровые структуры: а) ролевая (игровые амплуа игроков); б) функциональная (способы взаимодействия между игроками команды); в) руководства и управления (отношения руководителя команды и соподчиненности игроков); г) информационная (основные информационные каналы между игроками с учетом их соподчинения); д) коллективно-психологическая (межличностные отношения).

Характерная особенность соревновательной деятельности - многократное использование большого количества соревновательных упражнений - технико-тактических действий для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования). В видах спорта с единичными соревновательными упражнениями оптимальное сочетание двух факторов - двигательного потенциала и рациональной структуры движения в принципе даже при однократной попытке приводит к фиксации спортивного результата (высота прыжка, дальность метания). В волейболе, помимо этого, важнейшее значение имеют тактические действия как форма реализации технико-физического потенциала спортсменов в специфической соревновательной деятельности.

В одном соревновании, как правило, спортсменам приходится принимать участие в нескольких встречах, при этом отдельная встреча довольно продолжительна по времени. И на всем протяжении игры, находясь в непрерывном противоборстве с соперником, каждый игрок должен быть способным действовать, не снижая эффективности своих действий, оптимально исполняя свою игровую роль. В годичном цикле спортсмены команд высших разрядов проводят до 80-90 игр, при этом им приходится встречаться с разными по техническим, тактическим, физическим характеристикам и манере игры соперниками.

Спортивный результат в волейболе находит выражение в количестве побед над соперниками и месте в турнирной таблице. Оценивается только победа или поражение, в отличие от тех видов спорта, в которых спортивные упражнения оцениваются сами по себе или их метрические результаты. Как бы хорошо (или плохо) ни играл тот или иной игрок команды, его действия оцениваются по общекомандному результату. Спортивный результат в волейболе служит основным критерием оценки уровня спортивного мастерства волейболистов и качества работы тренеров. Это требует полного подчинения интересов каждого игрока целевой установке команды в целом.

Для соревновательной деятельности характерна высокая психическая напряженность, которая при равных силах соперников проявляется с особым драматизмом в кульминационные моменты спортивного противоборства. Решающее значение в этих условиях имеют волевые качества волейболистов и их психическая надежность'.

Соревновательная деятельность волейболистов осуществляется на площади 81 м2 (9X9 м) для одной команды в течение 50- 180 мин. в одной встрече. "Чистое" время игры составляет 20- 40 мин., одной партии - 5-15 мин. За время игры волейболист выполняет 120-220 приемов игры, примерно столько же перемещений различными способами. Соревновательная деятельность состоит из активных, рабочих фаз, продолжительность их в среднем 8,7 с у мужчин и 9,6 с у женщин. Активные фазы чередуются с пассивными, продолжительность которых в среднем 7,1 с у мужчин и 7,9 с у женщин. Максимальное число активных фаз в игре составляет 324 у мужчин и 316 у женщин.

Объем и интенсивность соревновательных нагрузок зависят от уровня мастерства игроков соперничающих команд, числа партий в одной встрече и числа встреч в одном соревновании. В напряженных встречах имеют место большие энерготраты волейболистов, игроки теряют за одну игру 1-2 кг массы тела. ЧСС у волейболистов высших разрядов во время соревнований составляет 160-180 уд/мин. Потребление кислорода составляет 4,4 л/мин, максимальная легочная вентиляция- 147,5 л/мин, средняя величина кислородного долга - 6,5 л.


Структурасоревновательной деятельности в волейболе и факторы, обусловливающие ее эффективность


Специфика соревновательной деятельности во многом определяет направление и содержание многолетней подготовки спортсменов (принципы, средства, методы, программирование процесса тренировки, отбор, оценка тренированности, оценка способностей спортсмена, контроль за его текущим состоянием и др.).

Соревновательная деятельность тесно связана со спортивным результатом. Это обусловливает необходимость тщательного изучения содержания соревновательной деятельности, выявления факторов, определяющих достижение высоких спортивных результатов.

Структура соревновательной деятельности и факторы, обусловливающие ее эффективность, служат основополагающими при построении процесса подготовки волейболистов и эффективного управления этим процессом.


СТРУКТУРА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные параметры соревновательной деятельности выделяются и фиксируются посредством специальных наблюдений в условиях крупнейших соревнований за действиями сильнейших волейболистов мира. Признаки, отражающие параметры соревновательной деятельности, называют целевыми, так как их выполнение обеспечивает достижение поставленной цели - победить в соревнованиях.

Победа представляет собой конечную цель соревновательной деятельности волейболистов, достижение ее складывается из последовательного решения спортсменами ряда возникающих перед ними частных задач. Элементы деятельности по выполнению частных задач называют действиями. Действия, в свою очередь, состоят из операций. Содержание действий операций и условия, в которых выполняет их волейболист в процессе соревнований, и определяют структуру соревновательной деятельности.

Только располагая показателями соревновательной деятельности каждого волейболиста, можно оценить эффективность его действия и определить пути совершенствования его мастерства в процессе тренировки.



Рис. 1. Структура соревновательной деятельности


Структуру соревновательной деятельности волейболистов составляют компоненты, которые иерархически расположены в несколько уровней по принципу матрешек (рис. 1).

Перрвый компонент (верхний уровень) составляет системно-целостное противоборство волейболистов двух команд, в котором представлены и результируют все компоненты структуры в их взаимосвязи.

Второй компонент составляют командные тактические действия в нападении и обороне: если в определенный момент для одной команды действия нападающие, то для другой команды в этот же момент действия будут защитные. Команды поочередно находятся в роли нападающих и защищающихся. Система игры в нападении или обороне - определяющий фактор выбора технико-тактических действий. Так, при приеме подачи команда, учитывая возможности своих игроков и особенности защиты соперников, выбирает ту или иную систему игры в нападении, а соперники противопоставляют этому свою систему обороны.

Третий компонент образуют групповые тактические действия в нападении (комбинации) и обороне - в них реализуются командные тактические действия. Как и командные тактические действия, групповые действия осуществляются одновременно: игроки одной команды выполняют тактическую комбинацию в нападении, игроки другой команды взаимодействуют между собой, организуя защитные действия против конкретной комбинации и ее исполнителей. Таким образом, групповые тактические действия зависят от принятой системы игры и являются ее продолжением.

Четвертый компонент структуры образуют индивидуальные тактические действия в нападении и защите. Индивидуальные действия напрямую связаны с групповыми. При нападении индивидуальные действия зависят от тактической комбинации, с одной стороны, и защитных действий конкретных игроков команды соперника - с другой; при защите - от системы защиты, от групповых действий, а также от конкретных исполнителей, завершающих тактическую комбинацию нападения в команде соперника.

Пятый компонент структуры составляют приемы (техника) игры, при помощи которых волейболисты непосредственно воздействуют на мяч (ударные действия). Приемы игры подразделяются на приемы игры в нападении и защите. Это заключительный шаг в развитии соревновательных действий: командные, групповые, индивидуальные (тактические) приемы игры (технические). Качество этого компонента непосредственно отражается на эффективности соревновательной деятельности (выигрыш очка, подачи или соответственно проигрыш).

Шестой компонент составляют физические способности, обеспечивающие эффективность и надежность технико-тактических действий в игровой соревновательной деятельности (скоростные, силовые, скоростно-силовые, выносливость, ловкость, гибкость). Первостепенное значение здесь имеет уровень развития физических способностей и умение реализовать их в процессе выполнения технико-тактических действий.

Седьмой компонент составляют психические качества и свойства личности волейболистов. Уровень развития этих качеств и степень проявления в условиях соревновательной деятельности существенно влияют на ее эффективность. Особенно это важно при равном уровне спортивного мастерства волейболистов.

Восьмой и девятый компоненты составляют функциональные возможности и морфологические признаки организма волейболистов, обеспечивающие им надежность и эффективность технико-тактических действий на протяжении всей соревновательной деятельности.


ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЛЕЙБОЛЕ

На основе анализа структуры соревновательной деятельности волейболистов, выявления значимости ее компонентов по отношению к спортивному результату определяют факторы, от которых зависит эффективность соревновательной деятельности и уровень спортивных достижений в волейболе. Наиболее существенными являются следующие факторы (рис. 2).



Рис. 2. Факторы, обусловливающие эффективность соревновательной деятельности


Первый фактор - оснащенность волейболистов приемами игры (арсенал техники). Значимость этого фактора определяется тем, что соревновательное противоборство в волейболе регламентируется правилами. Данный фактор имеет важнейшее значение: с одной стороны, без владения приемами игры невозможна соревновательная деятельность, с другой - чем шире арсенал техники игры и совершеннее навыки владения приемами игры, тем выше соревновательный потенциал волейболистов.

Второй фактор - оснащенность волейболистов тактическими действиями (арсенал тактики). Степень совершенства и арсенал тактических действий служат решающим условием реализации технического потенциала (арсенал техники) волейболистов в условиях соревнований.

Первый и второй факторы взаимосвязаны: тактические действия прямо зависят от технического мастерства волейболистов, а максимальная реализация арсенала технических приемов в полной зависимости от разнообразия и тактических действий. Поэтому правомерно говорить о технико-тактическом мастерстве волейболистов как основе спортивного мастерства волейболистов.

Третий фактор - применяемость технико-тактического арсенала. Решающее значение имеет умение в полном объеме применять технические приемы и тактические действия в условиях соревнований. Из практики известно, что большинство волейболистов знает и умеет гораздо больше того, что они применяют на соревнованиях, особенно в игре с равными по силам соперниками в экстремальных условиях.

Четвертый фактор - эффективность технико-тактических действий в условиях соревновательной деятельности. Эффективность определяется по двум показателям - выигрыш и проигрыш мяча. Ошибка игрока приводит к проигрышу мяча командой, членом которой он является, и одновременно к выигрышу мяча командой соперника. Выигрыш мяча приводит к выигрышу очка (если команда владеет подачей) или права на подачу (если подачей владела команда соперников), до решающей партии, где каждый выигранный мяч приносит очко. Выигрыш встречи и число побед в соревнованиях составляют спортивный результат в волейболе. Поэтому важно не только применять весь арсенал техники и тактики, но и добиваться выигрыша мяча.

Пятый фактор - мастерство выполнения игровой функции волейболистом, которая определяется ему с учетом индивидуальных особенностей, уровня подготовленности по компонентам игры и т. д. Это дает возможность комплектовать команду таким образом, чтобы она представляла слаженный ансамбль, эффективно действующий как в нападении, так и в обороне, давая возможность каждому спортсмену наилучшим образом проявить себя в условиях соревновательной деятельности.

Шестой фактор - активность (агрессивность), творчество (игровой интеллект), уровень волевых и моральных качеств, направленные на эффективное выполнение тактического плана игры и максимальную мобилизацию усилий спортсменов в экстремальных условиях соревнований.

Седьмой фактор - уровень развития физических и психических качеств и способностей, специфичных для соревновательной игровой деятельности в волейболе.

Шестой и седьмой факторы оказываются решающими при равновесии остальных факторов.

Восьмой и девятый факторы - уровень функциональных возможностей и морфологических показателей применительно к специфическим требованиям соревновательной деятельности волейболистов.

Десятый и одиннадцатый факторы - возраст и спортивный стаж волейболистов. При прочих равных условиях всегда более высокая эффективность соревновательной деятельности будет у спортсменов, имеющих преимущество в возрасте и стаже занятий волейболом.

Двенадцатый фактор - эффективное функционирование системы многолетней подготовки волейболистов, объединяющей всю совокупность мероприятий, направленных на подготовку волейболистов, способных показывать наивысшие спортивные результаты в крупнейших международных соревнованиях, подготовку квалифицированных спортивных резервов на использование волейбола в качестве средства массовой физкультурно-спортивной работы.


МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


На основе структуры соревновательной деятельности разрабатываются модельные характеристики, отражающие ее количественно-качественные показатели. Достижение к моменту основных соревнований модельных уровней обеспечивает во многом запланированный спортивный результат.

Модельные характеристики соревновательной деятельности служат основой при разработке модельных характеристик по уровню подготовленности волейболистов и моделей структурных образований процесса подготовки (например? тренировки).

Высший уровень модельных показателей соревновательной деятельности составляют показатели сильнейших волейболистов мира в крупнейших международных соревнованиях. На основании этих данных разрабатываются модельные характеристики для кандидатов в сборную команду СССР, которые, в свою очередь, являются основой для волейболистов команд высшей лиги. Модельные характеристики волейболистов высших разрядов служат основой для модельных уровней юных волейболистов в системе многолетней подготовки спортивных резервов. Можно выделить следующие показатели модельных характеристик соревновательной деятельности в волейболе.

Показатель первый - результаты соревнований, интегрально (целостно) отражающие суммарные итоги процесса подготовки волейболистов. Этот показатель связан с первым компонентом структуры соревновательной деятельности.

Показатель второй - количественный и качественный состав тактических действий - командных, групповых и индивидуальных - в нападении и обороне, способы комплектования команды, загрузка зон при атаке (второй - четвертый компоненты структуры соревновательной деятельности).

При комплектовании игрового состава сильнейшие команды придерживаются двух способов: 5+1 (пять нападающих и один связующий) и 4+2 (четыре нападающих и два связующих), первый преобладает. Из нападающих два должны хорошо выполнять УДары с низких передач (первым темпом), два - со средних и высоких передач (вторым темпом). При системе 5+1 по диагоналисо связующим располагается универсальный нападающий, хорошо владеющий навыком второй передачи. При системе 4+2 связующие должны уметь хорошо нападать и блокировать. Тенденция развития волейбола состоит в усилении универсализации игроков, чтобы в соответствии с требованиями игры они качественно могли участвовать в реализации всех тактических действий.

Применение тактических систем нападения сильнейшими командами: с выходом игрока задней линии к сетке (до 50%), через игрока передней линии (до 40 %), с первых передач и откидок (до 10 %).

Применение сложных тактических комбинаций в нападении (планируются в процентах от качественного приема подачи и в доигровке): всего комбинаций - не менее 50 %, из них треть с атакой первым темпом и две трети - вторым темпом. В мужских командах эти показатели выше, чем в женских.

Использование (загрузка) зон при атаке: зона 4 - до 40 %, зона 3 - до 35 %, зона 2 - до 25 %. В мужских командах количество атак из зоны 3 несколько больше, а в женских больше загружена зона 2. Установление модельных заданий по использованию зон в атаке служит важным ориентиром в подготовке волейболистов и ведении соревновательной борьбы.

Модельные задания по индивидуальным тактическим действиям в нападении для связующих определяются по количеству передач на удар без блока и при одном блокирующем, для нападающих по количеству успешных действий против одного блокирующего и против группового блока.

Модельные задания по тактике защитных действий сводятся к тактическим системам, взаимодействиям игроков при блокировании, игре в защите в поле и на страховке. Конкретно и количественно модельные задания не устанавливаются, так как защитные действия зависят от нападающих действий (по разновидности и количеству). Однако учет и оценка их производится по ходу развертывания соревновательной борьбы и после ее окончания.

Показатель третий - приемы игры и их эффективность в соревнованиях (пятый компонент структуры соревновательной деятельности). Модельные уровни устанавливаются по подаче, приему подачи, нападению (нападающему удару и второй передаче у связующих), блокированию, защите (в глубине площадки).

Подача: выигрыш очков - до 10 %, затруднение приема подачи сопернику - до 50 %, ошибки - до 5 %.

Прием подачи: качественный (на "4" и "5" по пятибалльной оценке) - до 80 %, ошибки - до 10 %.

Нападающие удары: выигрыш - 50%, проигрыш - до 10 %, эффективность - 40 %.

Вторая передача: передачи на удар без блока - до 5 %, передачи на удар против одного блокирующего - до 20 % (женщины) и до 30 % (мужчины), ошибки - до 2 %.

Блокирование: выигрыш - до 15%, касание мяча, удар смягчен - до 30 %, проигрыш - до 30 %.

Защита (в глубине поля) - до 60 % мячей должно быть сохранено в игре, то есть не проиграно.

Показатель четвертый - уровень специфических физических качеств (шестой компонент структуры соревновательной деятельности), которого должны достичь волейболисты к моменту соревнований. Для примера приводим показатели скоростных и скоростно-силовых качеств.

Бег к шести точкам (92 м) волейбольной площадки: 22 с (мужчины), 24 с (женщины), при этом у связующих показатели устанавливаются на 0,5 с лучше по сравнению с нападающими.

Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами: 60-65 см (женщины), 85-90 см (мужчины), при этом у нападающих показатели устанавливаются выше.

Прыжок вверх с разбега, отталкиваясь двумя ногами: 70- 75 см (женщины), 95-100 см (мужчины), высшая точка касания рукой для женщины 300 см, для мужчин 340 см.

Показатель пятый - уровень психических качеств и свойств личности волейболистов (седьмой компонент соревновательной деятельности) .

Данные мотивации достижений, выраженности волевых черт характера, сенсомоторных реакций (простой, выбора, на движущийся объект), распределения внимания, чувства времени, по способности и взаимодействию и др.

Показатель шестой - уровень функциональных возможностей и морфологических признаков.

Данные физической работоспособности по PWC170 (кгм/мин/кг веса), аэробная производительность (Ог мл/мин), анаэробная производительность (сдвиг рН крови), пропускная способность зрительно-моторной системы, точность воспроизведения мышечных усилий, длина тела (см), масса тела (кг), мышечная масса (в процентах массы тела), жировая масса (в процентах массы тела). Длина тела нападающих 180-190 см женщины, 195-200 см мужчины и связующих соответственно 175-180 см и 190-195 см.

Показатель седьмой - возраст волейболистов на момент соревнований.

Из 12 спортсменов 3-4 человека 28 лет и старше (ветераны), 4-5 человек 24-27 лет и 3-4 человека 23 лет и моложе. Возраст волейболисток соответственно на 2 года меньше. Связующие, как правило, представлены в старшей группе и в числе молодежи.

Речь до сих пор шла о модельных характеристиках волейболистов высших разрядов. На их основе и с учетом данных наблюдений на соревнованиях юных волейболистов 13-20 лет разрабатываются модельные характеристики спортсменов в возрастном аспекте - на весь период многолетней подготовки, где они играют важную роль в управлении этим процессом.


ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Высшим критерием оценки эффективности соревновательной деятельности волейболистов служат результаты соревнований (занятое место) и степень соответствия показанных результатов модельным характеристикам соревновательной деятельности, установленным на период данных соревнований.

В зависимости от масштаба и вида соревнований оценка выступления команды также производится с позиций Единой всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК) - игрокам команды присваивается спортивный разряд или звание: юношеские разряды (I-III), спортивные разряды (кандидат в мастера спорта и I-III), звание "Мастер спорта СССР", "Мастер спорта международного класса".

Оценивается также выступление команды за определенный период времени (год, два и т. п.) суммарно в различных соревнованиях. Для этого с учетом категории соревнований и занятого места (I- IV) разрабатывается шкала оценок, где каждое выступление оценивается в баллах, которые в итоге суммируются.

Поскольку соревновательное противоборство волейболистов жестко регламентируется специальными правилами, то вполне понятно, что изменения в правилах соревнований оказывают существенное влияние на структуру соревновательной деятельности по всем ее составляющим.


Соревнования и соревновательная подготовка


Соревнования, как уже отмечалось, являются ядром спортивной деятельности. В спорте соревнования одновременно - генетический фактор, механизм функционирования, цель деятельности и ее продукт, критерий эффективности и наиболее специфическое средство подготовки спортсменов.

Для каждого коллектива спортсменов (команды) в определенные сроки есть соревнования, от результатов которых зависит главная оценка их деятельности. Для сборной страны это олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, для команд высшей лиги - это чемпионаты СССР и т. д. На таких соревнованиях спортсмены демонстрируют свои наивысшие достижения.

Для успешного выступления в соревнованиях необходима специальная соревновательная подготовка перед основными соревнованиями в годичном цикле, а также в многолетней подготовке. Одной тренировочной деятельности, какой бы она ни была, для успеха недостаточно. Регулярное участие в соревнованиях с различными по стилю игры и уровню подготовленности командами - обязательное условие для приобретения и совершенствования у волейболистов необходимых соревновательных качеств, способствующих эффективному выступлению в основных соревнованиях. В свою очередь, основные соревнования годичного цикла являются подводящими к основным состязаниям в многолетнем цикле.

Соревновательная подготовка таким образом входит составной частью в систему подготовки волейболистов и в той или иной форме существует на протяжении всей многолетней подготовки спортсменов.

Цель соревновательной подготовки заключается в том, чтобы волейболисты научились максимально реализовать в условиях основных соревнований все то, что они усвоили в процессе тренировок. Для достижения цели волейболист должен:

знать значение предстоящих соревнований и конкретные задачи, которые вытекают из структуры соревновательной деятельности и факторов, обусловливающих ее эффективность;

располагать Детальной информацией о командах соперника, уметь профессионально понимать установку на игру для команды и для себя лично и творчески, в пределах игровой дисциплины, выполнять задания;

знать правила соревнований, особенности их трактовки на предстоящих соревнованиях, манеру того или иного арбитра и т. д. (ритуалы построения, разминки, замен, перерывов, структуру проведения соревнований (программу) и т. п.);

эффективно вести игровые действия в различных условиях (смены часовых поясов, климатических зон и т. д.);

достигать к моменту соревнований оптимальной психической готовности к ведению спортивной борьбы с любым по силе соперником.

Задачи соревновательной подготовки решаются в тренировочной и соревновательной деятельности посредством: а) интегральной подготовки (реализация в единстве структурных компонентов соревновательной деятельности) в процессе игровых действий в двусторонней игре в волейбол; б) соревнований по технико-тактической, физической подготовке; в) соревнований по мини-волейболу (дети 8-10 лет), по волейболу 1X1, 2X2, 3X3, 4X4, 6X6 (внутри учебной группы, спортивного коллектива); г) контрольных игр с подбором спарринг-партнеров различных по стилю игры и уровню подготовленности; д) подводящих соревнований.

В процессе соревновательной подготовки следует руководствоваться следующими положениями:

направленность и степень трудности соревнований должна строго соответствовать задачам и особенностям построения определенных контингентов волейболистов;

к участию в соревнованиях допускать только достаточно подготовленных спортсменов;

планировать соотношение соревновательной и тренировочной Деятельности так, чтобы способствовать наиболее эффективному осуществлению процесса подготовки и возможно более полному раскрытию возможностей волейболистов в условиях соревнований; состав участников и программа соревнований должны обеспечить необходимую конкуренцию и условия для максимальной реализации функциональных возможностей спортсменов.

На каждом этапе подготовки и в годичных циклах должно быть оптимальное число спортивных соревнований, чтобы задачи многолетней подготовки могли решаться успешно. Очень большое число соревнований может нарушить нормальный учебно-тренировочный процесс. Слишком малое число соревнований или их отсутствие также нарушает нормальный ход подготовки. Ориентировочные нормы соревновательной нагрузки в многолетней подготовке (в год): в командах высших разрядов - 70-80 игр, в группах спортивного совершенствования в спортивных школах - 60-70, в учебно-тренировочных группах - 30-50. Половина игр и более - календарные (подводящие и основные).

Важное значение имеет подготовка к соревнованиям и управление действиями волейболистов в процессе соревновательной деятельности. Ведущая роль здесь принадлежит тренеру. Воспитание соревновательных качеств начинается с первых шагов обучения волейболу. Вначале, например, детей приучают к игровой деятельности, затем к соревновательной.

В процессе подготовки к соревнованиям как можно полнее учитываются требования, которые определяются структурой соревновательной деятельности и факторами, обусловливающими ее эффективность.

Важное значение имеет учет условий, в которых протекает соревновательная деятельность волейболистов. Главным здесь будет следующее: во-первых, климатогеографические условия того региона, в котором проводятся соревнования; во-вторых, состав соперников, их характеристики по основным показателям соревновательной деятельности и уровню подготовленности; в-третьих, условия проведения встреч с конкретными соперниками (спортивное сооружение, время суток, удаленность от места проведения встречи, очередность игр); в-четвертых, характеристика зрителей (эмоциональный фон, особенности поведения на играх); в-пятых, судейство соревнований (подходы к судейству в целом на данных играх, особенности каждого судьи).

В конечном счете подготовка команды и каждого отдельного волейболиста проводится с учетом игры конкретной команды соперника. Для этого используют данные спортивной разведки о команде и игроках соперника, данные о возможностях своей команды. В результате составляется тактический план ведения игры. Этот план проигрывается на тренировочном занятии против модели соперника.

Непосредственно перед встречей проводится установка на игру. Определяется стартовый состав, варианты замен, даются задания каждому волейболисту и отдельным группам по взаимодействиям и т. п., определяется программа действий до начала встречи (сбор, отъезд, спортивная одежда, разминка и т. п.).

Во время встречи тренер, наблюдая за игрой, анализирует действия игроков своей команды и команды соперника и вносит коррективы по составу команды, ведению игры и т. д. Для этого в его распоряжении имеется 30 с времени в каждой партии (два перерыва), а также время после смены площадок после окончания партии. Искусство тренера вести игру, его поведение, обращение с игроками существенно влияют на исход встречи.

После окончания встречи организуют разбор игры. При этом используют результаты наблюдений за действиями волейболистов в игре, анализ технического протокола игры. Все данные сравнивают с установочными и делают соответствующие заключения по выполнению тактического плана игры командой и отдельными игроками, выявляют сильные и слабые стороны в действиях игроков, оценивают отношение спортсменов к игре и т. п. В последующих тренировочных занятиях, с одной стороны, исправляют выявленные ошибки, с другой - учитывают особенности игры соперников в предстоящей игре.

После окончания соревнований делают общий анализ проделанной работы по подготовке команды к соревнованиям и по результатам соревновательной деятельности. Общая оценка существенно зависит от характера соревнований: в основных соревнованиях главный критерий - занятое место и его соответствие запланированному; в подводящих стартах - достижение модельных показателей, установленных на этот период по всем основным параметрам.


Принципы построения и проведения соревновании в волейболе


В практике волейбола существуют многочисленные соревнования, которые в соответствии с их целевым назначением разбиваются на системы. Каждая система соревнований включает взаимосвязанные компоненты: правила, положения, календари, нормативно-квалификационные требования. Определенные изменения в названных компонентах существенно влияют в той или иной форме на развитие волейбола.

Правила соревнований - это документ, в котором четко определены условия соревновательной борьбы волейболистов, протекающей под контролем спортивных судей, способы фиксирования выигрыша и проигрыша мяча, определения победителя в отдельной встрече и Распределения мест среди участников соревнования. Правила соревнований - закон для волейболистов, судей, организаторов и руководителей, осуществляющих подготовку и материально-техническое обеспечение соревнований.

Правила соревнований служат мощным рычагом управления функционированием волейбола. Так, внесение в правила новых пунктов, изъятие или изменение некоторых существующих положений влияет на динамику развития волейбола. Через различные пункты правил Можно влиять на контингенты соревнующихся, материально-техническую базу и экономическую стоимость волейбола, степень его зрелищности и т. д.

В международной федерации волейбола есть комиссия по правилам игры, которая занимается вопросами внесения изменений в правила соревнования с целью повышения зрелищности волейбола. Так, разрешение переноса рук через сетку при блокировании, введение трех мячей, сохранение трех касаний для розыгрыша мяча независимо от мяча при блокировании наложили существенный отпечаток на технико-тактическую и физическую подготовленность волейболистов.

Положения о соревнованиях определяют основные характеристики: цели и задачи соревнований, место и сроки проведения, руководство соревнованиями, требования к участникам, программа соревнований, способ проведения встреч и определения победителей, награждение победителей, формы документов и сроки их представления и др.

Изменяя содержание положений о'соревнованиях, можно влиять на жесткость спортивной конкуренции и ее динамику, мотивацию тренеров, спортсменов, судей и их стимулы, зрелищность и материально-техническую оснащенность, уровень подготовленности волейболистов (возраст, рост, технико-тактический арсенал и т. д.). В положениях можно определенным образом изменять некоторые пункты правил с целью решить определенные задачи в подготовке волейболистов, например у детей разрешать подачу только нижнюю прямую, играть обязательно с двумя связующими, повысить сетку для юношей среднего возраста и т. п.).

С правилами и положениями соревнований тесно связаны календари соревнования. Календари призваны упорядочить соревнования по целям, задачам, местам и времени проведения, составу участвующих команд и спортсменов, по затратам средств, усилий и пр. Важным условием эффективности всей системы соревнований является связь календарей всех видов соревнований по основным параметрам (по целям и задачам и особенно по срокам проведения). Таким образом формируется определенный комплекс календарей, органически связанный с системой соревнований.

Структура календаря определяет характер проведения соревнований. Все крупнейшие международные соревнования проводятся таким образом, чтобы распределение мест в турнирной таблице обязательно осуществлялось в последние два игровых дня (в предпоследний день третье и четвертое место, в последний - первое и второе). В чемпионате СССР календарь построен так, чтобы степень психологической напряженности поединков и конкуренция возрастала к концу соревнований. Соревнования могут быть рассредоточенными по времени (с разъездами команд), концентрированными (турами, когда команды соревнуются в одном месте).

В практике волейбола наибольшее распространение получили три способа проведения соревнований: первый - круговой, когда все участвующие команды проводят игры между собой, независимо от результата отдельных встреч; второй - с выбыванием из соревнований после проигрыша встречи, когда команда после проигрыша одной (или двух) встречи в дальнейших играх уже не участвует: третий -смешанный, когда первая часть соревнования проводится с выбыванием, а вторая - по круговому способу.

В первом случае по мере проведения соревнований на каждый новый виток выходят более сильные команды, вплоть до финала. Эти соревнования для большинства участвовавших команд должного эффекта как средства подготовки спортсменов не дают, но выявляют команду-лидера.

Во втором случае все команды проходят через все соревнования, приобретая необходимый опыт соревновательной борьбы.

В третьем случае удачно сочетаются названные выше два способа проведения соревнований.

В зависимости от вида соревнований (первенство, матчевые встречи и турниры, отборочные и т. д.), целей и задач строится календарь.

Важнейшее требование к календарям - их стабильность, постоянство по основным характеристикам. Возможные изменения могут быть после окончания олимпийского цикла на очередное четырехлетие.

Правила соревнований, положение о соревнованиях и календарь соревнований служат мощными рычагами управления развитием волейбола. Составление календарей соревнований в нашей стране носит централизованный характер: от олимпийских игр до первенств областей, городов, районов, коллективов физической культуры на производстве и в школах.



 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 12

Рейтинг новости:37



Другие новости по теме

Комментарии (0)

 

Добавление комментария

 
  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис 2011 настольный теннис 2012 настольный теннис 2013 настольный теннис 2021 настольный теннис 2022 настольный теннис 2023 настольный теннис 2024 настольный теннис Алексей Ливенцов Анатолий Амелин Анатолий Строкатов Андрей Мазунов Большой теннис Валентин Иванов Валентина Попова Владимир Воробьев Владимир Мирский Геннадий Аверин Зоя Руднова Командный Чемпионат ФНТР Настольный теннис РЕВЮ ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ Роман Аваев СССР настольный теннис Саркис Сархаян Сборная СССР по настольному теннису Светлана Гринберг Станислав Гомозков ФНТР Флюра Булатова Чемпионат Европы по настольному теннису Шпрах Эдуард Фримерман Юлия Прохорова журнал настольный теннис настольный теннис сборная России по настольному теннису чемпионат Москвы по настольному теннису чемпионат России по настольному теннису чемпионат СССР по настольному теннису