«Сергей, ты постой. Куда?»
Внешне работа фотографа неблагодарная. Втискиваешься в толпу, обгоняешь всех и нечаянно наступаешь людям на ноги, спотыкаешься и рвёшься вперёд, чтобы снять общий план. А то и ползаешь где-то там, за бортиком у игровой зоны, как червяк или жук какой-нибудь, пытаешься уловить необычное игровое движение теннисиста, всматриваешься в его лицо, прогнозируешь то или иное действие или эмоцию играющего, мысленно перенося их в будущий кадр. Суетишься, спешишь, одним словом. Да и кадр-то строишь задолго до начала игры, вообще за несколько часов и даже дней до соревнований. Рисуешь его, примеряешься где и как снять, присесть иль встать в лучшем ракурсе. И всё ради двух-трёх хороших снимков. В общем, сфотографировать — это вам не булочку съесть, семь потов сойдёт, окосеешь, бывало, на один глаз и до темноты в другом. Зато на долгие годы остаются фотографии. Состарятся люди, а иных уж нет с нами. А фотографии — вот они, на столе или на экране. Малюсенькая доля секунды, короткий взмах лепестков диафрагмы, а выходит наперегонки со временем. Профессия, одним словом!
***
Сергей Макаренков — фотограф-любитель в настольном теннисе. То есть тот, кто в своём городе непременно присутствует на соревнованиях в нашем любимом виде спорта, фотографирует и щедро делится работами со всеми, кому они нужны. Помогал фоторепортажами сайту ФНТР и журналу «Настольный теннис. Ревю». Как мог был нашим оком на чемпионатах и еврокубках, проходивших в петербургской «Комете», и на которых мы, журналисты и зрители, побывать не смогли. И надо сказать, в настольном теннисе фотографов всего-то как пальцев на одной руке. Кто-то снимает твёрдо-профессонально, сильно и сочно; кто-то попроще, но тоже с неожиданной придумкой. А иной вообще всё более перешёл на портреты — мновенные печати лиц, ибо играют в теннис не роботы, но люди. У каждого из фотографов своё амплуа, свой почерк. Среди этой великолепной пятёрки и он, - Сергей Макаренков. Снимал бесхитростно, простенькой полумыльницей-минолтой. Зато с какой любовью и душой! Ему и не нужен большущий объектив и самодовольная профессиональная камера.
Фотографы ведь очень зоркие люди: иной раз видят больше, чем иные товарищи. Сергей прекрасно владел макрофотографией: грибы, паутины, капли и прочие природные прелести. Некоторые его работы можно уверенно публиковать в солидных международных изданиях вроде National Geografic. Кажется, у Сергея даже выходила небольшая книжица с его фотоработами. Мастер в этом деле! Светлый человек. Без рисования, гордости и самолюбования. «А как ты это делаешь?» - спросит, как только встретит тебя. «А вот смотри, как я у меня получилось. Рассказать, как?» - предложит иной раз. «Я вот, знаешь, с одним человеком разговаривал, он мне рассказал» - и тут история о новом и необычном. Человек-река, свежий лёгкий ветер. Течёт и движется. Всё ему интересно, до всего коснётся.
И вдруг его не стало. Словно вышел в другую комнату, небрежно прикрыл за собой дверь. 14 февраля, в пятницу, мы вдруг узнали о его неожиданном уходе от нас.
«Сергей, ты постой, куда? Ты где?» - тихо срывающимся голосом окликаем его.
Не ответит.
Потому что призван Другим. Навсегда.
Чтобы помнили об этом замечательном человеке.
И о себе самих, которым тоже предстоит мгновенный путь в вечность и память.
Виктор Шергин («Настольный теннис. Ревю». Москва)