11 апреля 2007 | Автор:
def | Просмотров: 7 344 |
»
Обсудить на форуме
Юрий Яковлевич КИСЕЛЕВ
Выраженность тех или иных устойчивых индивидуально-психологических особенностей зачастую связывают с предрасположенностью и способностями к тому или иному виду спорта и даже пытаются на основе учёта этих особенностей производить поиск новых спортивных талантов и отбор квалифицированных спортсменов в сборные команды.
Какой-то резон в этом, конечно, есть. Однако есть множество случаев, когда больших успехов в одних и тех же видах спорта добивались люди с самыми разными свойствами нервной системы и темперамента. Добивались, если им удавалось найти свои, оптимальные именно для них методы и средства тренировки и подготовки к соревнованиям.
И тут мы подошли к очень существенному понятию — индивидуальный стиль деятельности, который понимается как обусловленная индивидуально-психологическими особенностями человека система способов и приемов успешного осуществления им своей целенаправленной деятельности. Большой вклад в разработку проблемы индивидуального стиля внёс профессор Е.А. Климов, сказавший как-то, что хлопоты, связанные с профессиональным отбором, возникают из-за неумения индивидуализировать подготовку, помочь ученику выработать наиболее подходящие для него способы решения возникающих в процессе деятельности задач. Это высказывание в полной мере относится и к спорту. Найти свою манеру, свой стиль подготовки и выступления в соревнованиях — важная задача любого спортсмена и его тренера.
Трудность решения этой задачи в том, что выбранный стиль должен обязательно соответствовать характерным для данного конкретного спортсмена свойствам нервной системы и темперамента и их сочетаниям. Это получается далеко не всегда. Бывает, что начинающий спортсмен старается во всём копировать мастера, на которого ему хочется быть похожим, не зная, насколько сильно они отличаются друг от друга индивидуально-психологическими особенностями. Бывает, что тренер, либо сам добивавшийся в прошлом хороших результатов, либо воспитавший раньше чемпиона, старается готовить нового ученика по принципу: "делай, как я" или "делай, как он (чемпион)", не задумываясь над тем, что новичок — вовсе не копия ни тренера, ни его знаменитого ученика.
Случается, тренер сам чувствует, что используемая им методика подготовки должного эффекта не дает, но не знает, каким образом её видоизменить. И тут могут помочь рекомендации психолога, определившего при углубленном контроле выраженность у спортсмена основных свойств нервной системы и темперамента.
Однако и психологу сформулировать такие рекомендации далеко не просто: надо не только знать, как проявляются в разных жизненных обстоятельствах и в поведении человека те или другие его свойства, но и каким образом ему лучше действовать, совершенствуясь в избранном виде спорта.