Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | Мобильная версия сайта |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
Популярные спортивные игры » Философия спорта » Настольный теннис и религия – единство или борьба противоположностей?
 

 
 

Настольный теннис и религия – единство или борьба противоположностей?

31 июля 2007 | Автор: mick  | Просмотров: 7 561 |

      » 


Настольный теннис и религия – единство или борьба противоположностей?


Эта статья родилась в моей грешной голове солнечным воскресным днем на ВВЦ. В то время, как я, ожидая жену, занимался общей физической подготовкой на лужайке перед одним из павильонов, из крошечной церквушки неподалеку до меня доносились звуки церковной музыки. Некоторое время я просто слушал эту музыку, потом мысль моя плавно перетекла к Мишелю Уэльбеку и описываемому им кризису всех современных религий. На мой взгляд, этот кризис ясно виден каждому думающему человеку. Но давайте, независимо от того, признаем мы существование этого кризиса или нет, зададимся вопросом – в какой степени совместимы религия и спорт? Ставя вопрос в наиболее общем виде – совместима ли идея бога с идеей спортивной борьбы, с желанием стать лучшим из лучших?
Я обнаружил, что абсолютно ничего не знаю по данному вопросу, я никогда не слышал, чтобы какой-нибудь священник высказывался по этой проблеме. Поскольку под рукой у меня не было Интернета, я обдумал проблему и пришел к некоторым выводам. Придя домой, я получил некоторую информацию, которая практически не изменила сформировавшегося у меня мнения. Потому я сохраняю хронологический порядок. Сначала я привожу свои мысли по поводу заданного вопроса, а потом привожу ту информацию, что удалось найти.

1 Бог и спорт – взгляд постороннего

Говоря о взаимоотношениях идеи Бога и спортивных состязаний, невозможно обойти молчанием те проблемы, с которыми сталкиваются основные религии ( христианство и ислам) в современном мире, который подвержен быстрым изменениям. Я бы назвал совокупность этих проблем кризисом. Мишель Уэльбек идет дальше, но суть не в терминах. На мой взгляд, системный кризис всех современных религий состоит в отсутствии понимания необходимости опережающих эволюционных изменений. Именно опережающих, поскольку эволюция вдогонку – это уже сдача позиций перед лицом умножающихся околорелигиозных сект и учений, которые как раз, в той или иной степени, этого недостатка лишены. Это тем более странно, что, по своей сути, идея Бога не может не содержать в себе идеи непрерывного изменения. Нет, конечно, не совершенствования, Бог совершенен изначально, но вот формы его взаимодействия с созданным им миром не могут не меняться просто в силу изменения последнего. Впрочем, обсуждать это – дело теологов, наше дело – задать вопрос. Например, такой: каков ответ основных мировых конфессий на идущую семимильными шагами индивидуализацию общества? Еще 50 лет назад ощущение себя винтиком сложного механизма было гораздо сильнее и встречалось гораздо чаще. Права личности – это то, что мы начали получать совсем недавно, и этот процесс еще не завершен. Именно индивидуализацию, если хотите, эготизацию общества, Уэльбек сделал первопричиной описанного им в своей социальной фантастике заката основных мировых религий[1].
Теперь мне настала пора объяснить, в каком смысле я посторонний. Собственно, это уже сделано несколькими строчками выше. Я посторонний в том смысле, что, как и многие мои современники, считаю, что мне не нужны посредники в общении с Богом. Это – проявление процесса индивидуализации, который, не в последнюю очередь, порожден в том числе и идеей потребления, как двигателя экономического развития. Я также считаю, что Бог – един, и существование разных религий – местечково-географическое недоразумение, причем временное. Но в смысле оправления определенных религиозных культов я – именно посторонний.
Итак, давайте на некоторое время признаем универсальность идеи Бога и задумаемся о ее взаимодействии с миром спорта. На мой взгляд, само желание победы в спорте, желание стать лучшим из лучших, установить рекорд и т д – противоречит идее Бога в том виде, как она была создана. Само возникновение спорта, на мой взгляд, было одним из символов того, что Бог-отец постарел, а его неразумная прежде паства, которую следовало пасти, как стадо, повзрослела настолько, что границы ее мира расширились. Если все-таки принять идею об эволюции понятия Бога, то она могла бы выглядеть следующим образом: на первом этапе развития человек приходит к Господу, как сын, а на втором, современном, как партнер. Конечно, не как равноправный партнер, а как миноритарный акционер корпорации Вселенная, где есть единственный мажоритарный акционер, он же – обладатель контрольного пакета акций, или просто Бог, да простят мне эту экономическую аналогию. Бог - старший партнер гораздо лучше совместим с идеей спорта, чем Бог-отец в его первозданном виде.
Понятно, что если это вдруг прочитает священнослужитель, он тут же обвинит меня в гордыне и других смертных грехах. Тем не менее, ответить по существу будет довольно трудно.


2 Бог и спорт – отношение основных религий

Начну с православия, как наиболее близкого нам. Вопросам спорта уделяется относительно мало внимания. Точка зрения православия на спорт яснее всего выражена в интервью врача Свято-Троицкого монастыря Д.Н.Дурыгина[2]:
Вопрос: Считается, что Православие и физическая активность, кроме поклонов, не совместимы.
Ответ: Это так и не так. Не совместимы Православие и большой спорт, играющий на гамме человеческих страстей и пороков. Но в систему православного воспитания органично вписывается естественная активность, необходимая для труда и обороны Отечества, если мы говорим о мальчиках. Православное воспитание всегда приближает людей к естественным формам жизни и личностных отношений.
То есть, православие считает, что большой спорт «играет на гамме человеческих страстей и пороков». Мое скромное мнении дилетанта состоит в том, что до тех пор, пока православная церковь не отделит понятие страсти от понятия порока, у нее нет будущего в современном мире.
Католическая церковь порадовала и огорчила одновременно. Порадовала тем, что вопросам спорта уделяется гораздо большее внимание. На официальном сайте Ватикана удалось выяснить, что 11-12 ноября 2005 года состоялся международный семинар под названием «Мир спорта сегодня и миссия в нем христианства»[3] К сожалению, по финансовым (1000 евро) и техническим причинам опубликованные труды семинара мне недоступны. Тем не менее, из краткой аннотации удалось понять, что католическая церковь относится к спорту гораздо лояльнее и серьезнее, чем православная. Папа Бенедикт заявил в сентябре 2005 г следующее: «когда занятия спортом следуют правилам, он может стать образовательным инструментом и средством передачи важных человеческих и духовных ценностей».[3] Католическая церковь рассматривает спорт как область приложения и совершения евангелической миссии. Другими словами, с точки зрения католической церкви, вполне возможно через спорт придти к Богу, и она видит свою задачу в том числе в том, чтобы облегчить людям этот процесс.
Ислам в явном виде выражает отношение к спорту примерно в таких же масштабах, как и православие. Муфтий Музаммиль Сиддик, отвечая на вопрос о допустимости для мусульманина заниматься спортом, говорит, в частности, следующее: «Ислам поощряет занятия полезными видами спорта, но с некоторыми условиями. Мусульманин может играть в футбол, заниматься плаванием и т.д., если он придерживается шариатской этики и не игнорирует свои религиозные обязанности. Среди общепринятых этических норм – прикрытие аурата. Следовательно, мусульманский футболист должен покрывать свой аурат и уделять должное внимание исполнению других обязанностей.»[4]
Иудаизм относится к спорту примерно так же лояльно, как католицизм. «Весьма образно показал связь иудаизма и спорта главный редактор газеты "Еврейский мир" Арье Кацин, сравнив две горы: Сион и Олимп как символы духа и физического совершенства.» [5] Ему вторит раввин Александр Лакшин: «То, что иудаизм и спорт совместимы, это даже нет вопроса.»[6]

3 Идея Бога и специфика настольного тенниса

Точнее, эту заключительную часть следовало бы назвать «…и специфика игр, основанных на возврате». То есть любых игр, связанных с возвратом мяча, или волана, или, возможно, другого объекта. Мое утверждение простое – даже если считать высказанные в первой части мысли крамольными, еретическими и диавольскими, все такие игры гораздо лучше совместимы с идеей Бога, чем, например, легкая атлетика, где, по сути, человек пытается превзойти пределы своего организма, данные природой или Богом. Именно с этим связано такое количество допинг-скандалов в легкой атлетике. А посмотрите на велоспорт или тяжелую атлетику! По большому счету – это все не богоугодные виды спорта, независимо от понимания идеи Бога. В них, в том или ином виде, присутствует идея соперничества с Природой, а значит, с Богом. И эта идея отсутствует в играх, основанных на возврате. А потому мы практически не видим в последних допинговых скандалов. Совершенно понятно, что само желание установить рекорд толкает человека к мысли о необходимости или возможности допинга. Напротив, желание стать лучшим в мире теннисистом вполне может быть осуществлено без допинга, при условии, конечно, всеобщей честности. Но как раз последняя – во многом вопрос морали и пропаганды, и церковь могла бы сказать здесь свое веское слово и стать ближе к людям.
Следует упомянуть также большую область спорта, не связанную с идеей противоборства с Природой, или Богом, но связанную с идеей причинения вреда. Такие виды спорта, как бокс и аналогичные, все же представляются атрибутом каменного века, и естественное повышение самоценности человеческой личности наряду с исчезновением бедности (в благоприятном сценарии развития человечества) приведут к их атрофированию.
Таким образом можно сделать вывод, что все игры, основанные на возврате вообще, и настольный теннис, в частности, являются принципиально более совместимыми с идеей Бога, чем весь остальной спорт. А значит, будущее – за ними!

Д.Мещеряков


Литература и ссылки

1 Houellebecq M. La Possibilitй d'une оle 2005; Trans. as The Possibility of an Island by Gavin Bowd, 2006
2 http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=20&s=30&id=3975&print=1
3 http://www.vatican.va/phome_en.htm
4 http://islam.com.ua/islam_ua/fatwa/?ra=5&ru=10&idq=1312&fi=
5 http://www.sem40.ru/rest/sport/4816/index.shtml?print=1
6 http://city-fm.ru/news/?id=177479&p=228


 

Рейтинг новости:4



Другие новости по теме

Комментарии (21)

  1.   #1 написал: def (1 августа 2007 12:55)  
     
    Большой философский загиб :)
     
       
  2.   #2 написал: mick (1 августа 2007 13:43)  
     
    Да лана, все выше, выше и выше - а куда ж выше? Мне было приятно написать для лучшего на данный момент в Рунете сайта от настольном теннисе дискуссионную статью, и ВПЕРВЫЕ провести изыски в инете. На самом деле, пора задуматься о совместимости спорта с моралью, пора выработать общую мораль - мусульмане, христиане или иудеи. Почему не объединиться вокруг спорта? Почему всем валить в секты, где гуру трахает приверженок под соусом спасения? (см Уэльбека) В общем, у меня критерий простой - показал бы я это дочке, или нет. Эту статью - показал бы. :)
     
       
  3.   #3 написал: Sever8 (1 августа 2007 15:30)  
     
    Насчет невозможности допинга (в широком смысле этого понятия) в НТ - сильно сомневаюсь.
    Идея возврата мяча - не понял, как она может быть связана с идеей бога?
    Насчет того, что будущее за НТ, да еще в связи с идеей бога - вывод, основанный на допущении (гипотезе), так же гипотетичен.
    Сама попытка поставить такой необычный вопрос приветствуется. Но чтобы грамотно и достаточно убедительно осветить проблему, нужно КОПАТЬ НЕПОДЕЦКИ. А в ходе раскопок могут выявиться самые неожиданные вещи.
     
       
  4.   #4 написал: Су-27 (1 августа 2007 17:30)  
     
    Кстати, все горазно прозаичнее - нужно сравнивать религиозный и спортивный фанатизм.

    Оба существуют.

    Вот она - точка соприкосновения crying


    --------------------
     
       
  5.   #5 написал: Sever8 (1 августа 2007 20:04)  
     
    Насчет "точки соприкосновения" - это ты прав., Андрей. Хотя с точки зрения СПОСОБА воздействия на психику спортивный и религиозный фанатизм отличаются. Впрочем, спортивный фанатизм бывает двух типов: фанаты-болельщики и фанаты-спортсмены (физкультурники). Какой тип фанатизма, Андрей, имел в виду?
     
       
  6.   #6 написал: mick (2 августа 2007 13:11)  
     

    Цитата: Sever8
    Но чтобы грамотно и достаточно убедительно осветить проблему, нужно КОПАТЬ НЕПОДЕЦКИ. А в ходе раскопок могут выявиться самые неожиданные вещи.
    Согласен, ту же мысль высказал Geokond на форуме. Ну, это уж пусть в Ватикане копают. Хотя, повторю то, что написал в ответ ув Geokond-у, в силу молодости спорта вряд ли сделано мн6ого больше того, о чем в трудах Ватиканского семинара 2005 года. А в силу определенной консервативности (неизбежной, и все же тормозящей их на данном этапе) не думаю, что они вообще стремились высказываться о спорте. Так, клеймили допинг в плепорцию.Так что думкаю, основная вещь, которая может выясниться в ходе раскопок - отсутсвие захоронения. :)


    Цитата: Су-27
    Кстати, все горазно прозаичнее - нужно сравнивать религиозный и спортивный фанатизм.
    Оба существуют.
    Вот она - точка соприкосновения

    Да, вполне может быть, очень интересная мысль. Дуги Гримсон (это который про английских футбольных фанатов писал) не додумался.
    Спорт во многом заменил молодежи воскресный поход в церковь (вспомните "Гаргантюа и Пантагрюэля" Рабле - чем народ в церкви занимался и как развлекался)


    Цитата: Sever8
    Хотя с точки зрения СПОСОБА воздействия на психику спортивный и религиозный фанатизм отличаются.

    Жаль нет материалов того семинара Ватиканского. Было бы любопытно посмотреть, как они пристегивают евангелическую миссию к спорту. Может, как раз фанатизм используют? :)

    Господь создал физкультуру и утренню зарядку, а диавол превратил их в спорт. :)
    Или так:
    Господь создал спорт, а диавол - сварил первый допинг.
     
       
  7.   #7 написал: Avaev (5 августа 2007 01:42)  
     
    Ну в целом театр вышел из церкви - из представления мистерий. А спорт - родственник театра. А диавол -бывший ангел. Диабла - основание у Доник. Так что бог есть - но я в него не верю - и занимаюсь спортом. Типа агностицизм.


    --------------------
     
       
  8.   #8 написал: mick (16 августа 2007 09:01)  
     
    Вслед за нашим порталом внимание к проблеме привлек ежнедельник "Аргументы и факты", поместив на своих страницах беседу с митрополитом Макарием.

    Спортсменов испытывает сатана?


    Синхронистки Мария Киселёва и Ольга Брусникина с божьей помощью завоевали олимпийские медали на Играх-2004.В ЗДОРОВОМ теле — здоровый дух. С этим вроде не поспоришь. И всё же, по мнению священнослужителей, добиваясь успехов в соревнованиях, борясь за медали, конкурируя между собой, атлеты совершают грех. Так что же: современный спорт с его красотой, борьбой, эмоциями и с его миллионными гонорарами и допинговыми скандалами — это путь к самосовершенствованию или саморазрушению? Об этом наша беседа со священником Ивановского Свято-Введенского женского монастыря иеромонахом МАКАРИЕМ.

     
       
  9.   #9 написал: Новый (15 марта 2008 12:10)  
     
    Спорт это цивилизованная демонстрация сексуальной силы. В том числе и игровые возвратные виды спорта.
    "Забить шар в лузу", "забросить мяч в кольцо", "забить мяч в ворота" и пр. Ясно символами чего являются лузы и мячи.
    Поэтому отношение религии к спорту будет таким же как и к сексу.
     
       
  10.   #10 написал: Avaev (15 марта 2008 12:14)  
     
    "Христианство сказало, что мир ужасен и невыносим. И мир стал таков..."


    --------------------
     
       
  11.   #11 написал: Sever8 (16 марта 2008 22:12)  
     
    "Спорт это цивилизованная демонстрация сексуальной силы." - Я бы добавил - и сексуального здоровья. Вариант брачных игр у животных. Отсюда следует, что фанатки на футболе или мужском баскетболе (что в общем-то не секрет) - испытывают те же эмоции, что и в "клубе для женщин" (мужской стриптиз).
     
       
  12.   #12 написал: def (17 марта 2008 03:39)  
     
    Цитата: Avaev
    Христианство сказало, что мир ужасен и невыносим. И мир стал таков...

    ЭЭЭЭЭ.
    а откуда цитата?
     
       
  13.   #13 написал: Avaev (17 марта 2008 12:12)  
     
    Ницше...


    --------------------
     
       
  14.   #14 написал: Sever8 (17 марта 2008 13:04)  
     
    Согласен. С обоими. И с Ницше и с клерикалами. С Ницше - что постиг самое суть влияния церкви на общественное сознание, а с клерикалами - что в таком мире им всегда найдется непыльная работенка - Утешать.
     
       
  15.   #15 написал: dedu (4 апреля 2012 20:26)  
     
    автор не совсем в теме. Прежде чем разлагольствовать и "вольнодумствовать" по этому вопросу,надо было более тщательно "пробить"по инету проблематику (хотя бы Кураева). Преподобными и богоносными отцами нашими эта позиция ясно и недвусмысленно изложена и совершенно без натяжки к различным видам спорта.Одинаково-футбол,шахматы,н\т..
    .














     
       
  16.   #16 написал: Avaev (4 апреля 2012 21:04)  
     
    Может - и нужно, а может - пробить по Инету стоит Ереси Лимонова, очень пугающие девять из десяти индивидов, и вызывающие восхищение у десятого. Ну страна такая сохатая.)))
    Я лично считаю что спорт - дополнительный способ помочь человеку-человечеству найти своих создателей. И убить их.


    --------------------
     
       
  17.   #17 написал: yurai (4 апреля 2012 21:52)  
     
    А почему убить...?
    Ну развился некий индивид до некого уровня, какая взаимосвязь?
    Можно ведь и в "десны целоваться" как гласит концепция...
    Или презрением уничтожить...
     
       
  18.   #18 написал: Avaev (4 апреля 2012 23:23)  
     
    Потому что для создателей мы пища. Души наши.


    --------------------
     
       
  19.   #19 написал: asciii (9 апреля 2012 19:45)  
     
    Цитата: mick
    И всё же, по мнению священнослужителей, добиваясь успехов в соревнованиях, борясь за медали, конкурируя между собой, атлеты совершают грех.

    Тогда эти "священнослужители", мягко говоря лукавят. Вспоминая притчу о таланте серебра, напрашивается вывод, что Библия поощряет здоровую конкуренцию и стремление добиться лучших результатов.
     
       
  20.   #20 написал: yurai (9 апреля 2012 21:41)  
     
    Служители от церкви не лукавять, они сознательно вводят в блуд... мыслей и течение сознания человеческого.


     
       
  21.   #21 написал: vlad12 (9 апреля 2012 23:15)  
     
    Недавно видел по ТВ сюжет про священника греко-католической церкви, который организовал секцию по настольному теннису. Сам играет и ребят тренирует. Собирает детей и подростков с улицы, помогает им понять для чего им жить. Ведь не для пива, блуда и денег? Есть цели от Бога.
    ...
    А по поводу, "богов, которых надо убить, чтобы они не сожрали наши души", так тут можно уже и опоздать. Душа может быть уже давно пожрана страхом, греховными желаниями и привычками. Чем не боги, управляющие нашими жизнями? А если Бог-Творец есть чистый и совершенный, то будет ли Он питаться падалью?
    Наоборот, Он же, через голос совести и проповедь Евангелия, забирает людей от тлена и смерти и дает жизнь. Я ему благодарен за это. Без Него и Его вмешательства, моя жизнь уже давно была бы никому не нужна.
    Иисус живой и Он реально меняет жизни людей.
     
       
 

Добавление комментария

 
  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис 1982 настольный теннис 2011 настольный теннис 2012 настольный теннис 2013 настольный теннис 2021 настольный теннис 2022 настольный теннис 2023 настольный теннис Алексей Ливенцов Анатолий Амелин Анатолий Строкатов Андрей Мазунов Большой теннис Валентин Иванов Валентина Попова Владимир Воробьев Владимир Мирский Геннадий Аверин Зоя Руднова Настольный теннис РЕВЮ ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ Роман Аваев СССР настольный теннис Саркис Сархаян Сборная СССР по настольному теннису Светлана Гринберг Станислав Гомозков ФНТР Флюра Булатова Чемпионат Европы по настольному теннису Шпрах Эдуард Фримерман журнал настольный теннис кинограмма настольный теннис сборная России по настольному теннису чемпионат Москвы по настольному теннису чемпионат России по настольному теннису чемпионат СССР по настольному теннису юмор настольный теннис