Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | RSS | Рубрикатор |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
        » Теннис: лицензирование и лицензирование.
Популярные спортивные игры » Психология спорта
 

 
 

Как завоевать авторитет

20 ноября 2011 | Автор: def  | Просмотров: 5881 |

      »  авторитет


Как завоевать авторитет

часть вторая


продолжение Как завоевать авторитет? часть 1

Как завоевать авторитет


Каким же должен быть настоящий тренерский авторитет? Главным основанием тренерского авторитета должна быть непосредственная работа тренера и его повседневная жизнь, а также его гражданская позиция и поведение. Если тренеры делают порученное им дело добросовестно, с инициативой, если они перед собой поставили большие и доступные цели, если они сами могут себя критически оценивать — это значит, что у них есть тренерский авторитет и не нужно искать никаких иных оснований и тем более не нужно придумывать ничего искусственного, все должно быть естественным.

У авторитета множество слагаемых. Начинается же он, пожалуй, с терпения. Оно необходимо для того, чтобы увидеть, найти добрые ростки у каждого воспитанника, чтобы пробуждать все лучшее в нем, терпеливо развивать способности, стимулировать развитие интереса, пытливости.
Профессиональный авторитет тренера только тогда поднимется на настоящую высоту, если это не авторитет хвастуна или выскочки, а авторитет члена команды. Если тренеру удастся воспитать игрока так, чтобы он гордился не только спортивными успехами товарищей, но и их учебными или трудовыми делами, значит воспитан он правильно.

Очень важно, чтобы ученики понимали, что в каждой человеческой деятельности есть свои трудности и свои достоинства. Не является исключением в этом вопросе и профессия тренера. Исходя из вышесказанного, ни в коем случае тренер не должен выглядеть среди своих учеников как рекордсмен по подготовке чемпионов, как некий гений в этой области.

Профессиональный такт воспитателя — это особое чутье на переживание, свойственное психике ученика, умение найти верный тон в разговоре с игроками команды. Общаясь с ними, мы осуждаем, хвалим, наказываем, прощаем. Разумеется, сожалеем, сердимся, негодуем. И тем самым воспитываем. Если тренер живет многогранной жизнью, постоянно экспериментирует в работе, не боится высказать правду в глаза спортивным чиновникам, когда они умышленно выдают игрокам плохую спортивную форму, не обеспечивают современным спортивным инвентарем,— он будет у коллег и игроков иметь авторитет. При этом не думайте, что такой жизнью тренер должен жить «нарочно», чтобы поразить коллег и учеников своей необыкновенностью. Это порочная установка. Тренер должен на самом деле жить естественной жизнью, а не заниматься искусственной ее демонстрацией.
Ученики быстро разберутся, где есть правдивая, естественная, а где ложная жизнь.

Настоящий тренер обязательно должен стремиться сказать свое слово в научно-методической мысли, в своем игровом виде спорта, продвинуть ее хоть на шажок вперед, одержать маленькую победу в вечной битве спортсменов со временем. Тренер должен знать, чем живет, чем интересуется, что любит, чего хочет достичь каждый игрок команды в жизни и в спорте. Он также должен знать, с кем игрок дружит, что читает, как воспринимает прочитанное. Какие затруднения у него возникают во время учебы в школе, ПТУ, техникуме, вузе и на работе. Все это тренер должен постоянно держать на контроле, начиная с момента занятия ученика в его команде и до окончания. Исходя из этого, тренер должен так поставить дело в команде, чтобы игроки сами рассказывали о своих делах вне коллектива, чтобы они были заинтересованы в этом вопросе. Как правило, лучшая обстановка для игроков, когда они становятся открытыми для тренера, встречи в семье тренера за чашкой чая или в туристическом походе.

В жизни почти каждого игрока настает такой момент, когда он не знает, куда пойти учиться, какой профессией можно овладеть, как нужно поступить в той или иной ситуации, ему нужны совет и помощь. Очень часто игроки не просят тренера о помощи, потому что стесняются или не знают, как это сделать. Исходя из этого, тренер должен сам прийти на помощь ученикам или дать нужный совет. Тренерская помощь не должна быть навязчивой. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ученику самому выбраться из затруднительного положения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия в жизни и решать многие сложные вопросы. Но нужно всегда знать, как игрок решает трудные проблемы, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние. Нельзя забывать, что если нравственные отношения между тренером и его учениками или тренером и отдельным игроком не складываются, то ответственность за это целиком и полностью несет наставник как ведущий субъект нравственных отношений в команде.

Мы привыкли повторять, что в спорте, в том числе в игровых видах, ведущая фигура — тренер. Знаем, что далеко не все с нами согласятся, если мы скажем: главная фигура торможения в спорте тоже тренер. Какой? Тренер с авторитарной позицией. Наивно думать, что годы застоя и годы культа личности прошли для некоторых поколений тренеров бесследно, не сформировали в них склонности к административно-волевому давлению на воспитанников. От этой самой авторитарности мы и должны теперь избавляться. Наш брат тренер очень чувствителен к любой критике, а поэтому не считаем лишним подчеркнуть: речь идет о борьбе с позицией, а ни в коем случае не с тренером. Это дело совести и самовоспитания, без которых нельзя претендовать на роль наставника.

...В тренировочном матче Павел Петрович трижды делал замечание нападающему: «Петров, ты не умеешь подавать угловые удары». Петров не спорил, а тренировался. Но на десятый раз не выдержал и с холодной вежливостью попросил: «А вы, Павел Петрович, покажите, как надо».

Авторитетный тренер живет в спорте по принципу: «Делай как я». Авторитарный придерживается иной позиции: «Делай, как я говорю».

Авторитарный и авторитетный. Слова вроде бы перекликаются, а смыслы полярны, они враждуют. Беда в том, что кулак, силовое давление, грубый нажим и прочее в этом духе весьма, к сожалению, популярны в тренерской среде. Как нам привнести в нее авторитет ума, знания, уважения и любви к человеку? Как демократизировать личность игрока и личность тренера, отношения между ними? Вот над чем надо думать. Тренеры без учеников, ученики без тренеров — будет ли продвижение вперед? Нет, думать надо вместе. Наилучшая форма такого совместного раздумья — спор.
Тренеры со стажем знают, что по «объявлению» игрока-друга не найдешь. Его можно только вырастить Движение к естественному плюpaлизму мнений начинает входить и в жизнь роков и тренеров (первая ластов открытое письмо И. Ларионова шему тренеру сборной команды СС по хоккею В. Тихонову).
Ведь тренеры с опытом понимают, что их единомышленниками являются не те игроки, которые скучновато и послушно «едино мыслят» с ними, а те ученики, которые мыслят по-своему, отважно и бесстрашно.
Так можно ли спорить с тренером?

Вчера мы говорили: «Можно». И это ответ вчерашнего дня. Сегодня говорим: «Нужно». Не спорить со своим тренером — значит не уважать ни его труд, ни его самого.
Мы любим говорить: «Тренер с большой буквы». Но задумаемся: а разве слово, «игрок» недостойно такого же написания? Представьте себе, какой огромный мир бурлит в душе любого игрока. Постичь его вряд ли возможно сегодня без педагогики сотрудничества, в основе которой встречное движение, сближающее и в итоге возвышающее двоих — тренера и игрока. На этом-то маршруте взаимного открытия наше тренерское счастье — счастье наших воспитанников.

автор: А. М. ЯКИМОВ,
кандидат педагогических наук, доцент МОГИФК


 

Рейтинг новости:
 (голосов: 3)


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме

Комментарии (3)

  #3 написал: Avaev (21 ноября 2011 12:43)  
 
У меня есть опыт такой длинной правильной обратной связи - и как правило то что поначалу не идет ученику - через какое-то время (год-полтора) все равно приживается. Давая новый качественный уровень. Но это работой жить надо, через себя всю инфу реально пропускать...


--------------------
 
   
  #2 написал: fedx (21 ноября 2011 01:38)  
 
Я бы добавил гласность и социализм с человеческим лицом.
ЗЫ
В целом верно, хотя если по каждому поводу спорить с тренером - неизвестно чем это кончится.
 
   
  #1 написал: def (20 ноября 2011 22:47)  
 
я слегка в шоке от этой пропагандистской статьи!
перестройка, плюрализм...
 
   
 

Добавление комментария

 

Информация

  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис, 1966 настольный теннис, 2011 настольный теннис, 2012 настольный теннис, 2013 настольный теннис, Table Tennis, Table tennis world, Алексей Ливенцов, Альгимантас Саунорис, Анатолий Амелин, Анатолий Строкатов, Андрей Мазунов, Большой теннис, Бронислава Балайшене, Валентин Иванов, Валентин Команов, Валентина Попова, Виктор Шергин, Владимир Воробьев, Владимир Мирский, Геннадий Аверин, Зоя Руднова, Ксения Туленкова, Лайма Балайшите, Настольный теннис РЕВЮ, ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ, Римас Пашкявичус, Роман Аваев, СССР настольный теннис, Саркис Сархаян, Сборная СССР по настольному теннису, Светлана Гринберг, Станислав Гомозков, ФНТР, Флюра Булатова, Шпрах, Эвелин Лесталь, Эдуард Фримерман, Юлия Прохорова, Яна Носкова, журнал настольный теннис, кинограмма, книга настольный теннис, настольный теннис, подачи в настольном теннисе, психология спорта, сборная России по настольному теннису, техника настольного тенниса, чемпионат СССР по настольному теннису, юмор настольный теннис

Показать все теги

^вверх^