Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | RSS | Рубрикатор |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
        » 2010 WTTC глазами дилетанта - репортаж
Популярные спортивные игры » Психология спорта
 

 
 

Психология и психогигиена в спорте

23 февраля 2011 | Автор: Су-27  | Просмотров: 5707 |



Гиссен Л. - Психология и психогигиена в спорте


Психология и психогигиена в спорте


Скачать:

В последние годы вопросам спортивной психологии справедливо отводят все большее значение в процессе подготовки спортсменов высокого класса. Ведь спорт теперь не только соревнование в силе, ловкости, скорости, выносливости, в него внесен и элемент высокой гражданской ответственности: соревнуются личности, раскрывая весь запас своих духовных сил. соревнуются в условиях ожесточенной конкуренции, на уровне столь высоких результатов, что совсем недавно они казались фантастическими и непосильными. Об этом сейчас много говорят, много пишут, кое-что в этом отношении (внедрение методов спортивной психологии в практику) даже проводится в жизнь. Однако действенных форм конкретного приложения спортивной психологии к практике пока еще не выработано.

Создавшееся положение можно объяснить, по крайней мере, двумя основными причинами.
Во-первых, внутри спортивной психологии, как научной дисциплины, происходит специализация сотрудников, формы работы которых базируются главным образом на фоне этой узкой специализации. Для глубинных научных исследований такая специализация необходима, но для обеспечения практической помощи тренеру и спортсмену нужен комплекс направлений.
Во-вторых, до сих пор сохраняется различное, иногда диаметрально противоположное отношение тренеров к спортивным психологам. Нет нужды доказывать, что успешная деятельность специалиста-психолога в спортивной команде возможна только при активной поддержке тренера. Тем не менее имеются еше тренеры, которые негативно относятся к сотрудничеству с психологом.

Учитывая специфику современного спорта, тренер сейчас должен соединить в себе сумму знаний из многих смежных, крайне необходимых ему наук: физиологии, биохимии, биодинамики, математики, эндокринологии, психологии и других. Только базируясь на этот комплекс, творчески используя его, тренер может добиться успеха. Отсюда очевидна заинтересованность тренера в общении со специалистами.
В течение последних лет укрепился и стал в некоторой степени уже традиционным взгляд, что подготовка спортсмена складывается из четырех направлений: технической, тактической, физической (правильнее — функциональной) и психологической подготовки. Все приведенные компоненты выделены довольно условно и тесно взаимосвязаны.

Однако связаны ли они так "линейно», как перечислены? Нам кажется, что да. Факторов, определяющих подготовку спортсмена, действительно четыре: это техническая (двигательный арсенал) и тактическая подготовка (умение воспользоваться оружием из своего двигательного арсенала, т. е. эрудиция спортсмена), функциональная, обеспечивающая возможность реализовать достижения технической и тактической подготовки и, наконец, как самостоятельный компонент — организационная, включающая общественно-социальные моменты.

-А где же психологическая подготовка спортсмена? Чему же будет посвящена настоящая книга?» Да ведь в том и дело, что по какому бы направлению ни велась спортивная подготовка — по техническому, тактическому, функциональному или по линии организационной работы, тренер, врач и администратор всегда имеют дело со спортсменом, с человеком. С личностью, наделенной своей психологией, накладывающей на педагогический, воспитательный процесс свой индивидуальный отпечаток.

Иначе говоря, в работе над совершенствованием спортивных движений, техники всегда и в значительной степени наличествует психологический аспект, а мышечное усилие, движение—эти обычно уже конечный этап мысли, сознания — их реализация. Точно так же, а может быть, даже в большей мере психология органически входит в такие существенные разделы подготовки, как совершенствование тактики, улучшение функционального состояния и выносливости спортсмена. И, наконец, спортивная деятельность осуществляется всегда в условиях человеческого окружения, общественной среды и не может рассматриваться без учета законов психологии, особенно психологии социальной.

Поэтому, говоря о психологической подготовке в спорте, мы обычно имеем в виду психологическое обеспечение технической, тактической, функциональной и организационной сторон подготовки спортсмена. Процесс этот имеет свои определенные этапы
(юношеский, молодежный спорт, высшее спортивное мастерство), от особенностей которых зависят и средства, и методы психологического обеспечения и приемы педагогической работы. Внутри этапов можно выделить различные периоды (тренировочный, предсоревновательный, соревновательный, реабилитационный), которые также требуют адекватною выбора средств и методов психологическою обеспечения.
Если вплотную приблизиться к запросам практиков и посмотреть, что хотят получить тренеры в результате совместной работы со специалистом-психологом, то эти пожелания будут примерно

Тренер в своей работе имеет дело с цельной личностью, сведения об отдельных качествах которой ему важны прежде всего в целях суммарного представления о человеке. То есть если уж тренеру нужны ли сведения, то только в сопоставлении с другими качествами, чтобы выявить компенсаторные возможности. В практической работе сейчас необходимы рекомендации, как обеспечить стабильность выступлений данного конкретного спортсмена в соревнованиях. И тренера смущает не столько процесс обучения спортсмена (это он знает), сколько именно его выступление в соревновании, где случается, что тренер теряет управление спортсменом или командой, и неудачное выступление сводит на нет многолетнюю работу.
Такая ситуация совсем не единична, она встречается довольно часто и обычно связывается с изменением психического состояния спортсмена. Да и как иначе можно объяснить резкое ухудшение результата у спортсмена, который буквально за три-четыре дня до этого показывал на тренировке высокое мастерство? Почему же «вдруг» расстраивается техника, становится беспомощной тактика, теряется выносливость, нарушаются внутрикомандные связи? Срыв, очевидно, нельзя объяснить дефектами техники или тактики, понятиями относительно стабильными.
Тренерам хорошо известно, каких усилий требует искоренение даже мелкого технического дефекта. На шлифовку техники уходят годы. Известно и другое: ветераны, давно оставившие занятия спортом, могут и через несколько лет продемонстрировать великолепную технику, подтверждая этим, что прочно закрепленный сложнейший двигательный навык сохраняется на многие годы. То же самое можно сказать и в отношении тактики. Эрудиция, накопленный за многие годы опыт спортсмена не пропадают. Сами по себе тактические знания не забываются, меняется лишь возможность извлечения нужного приема из тактического багажа.

Что касается функционального состояния спортсмена, то и его показатели за 2 — 3 предсоревновательных дня кардинально измениться не могут (если, конечно, нет такой экстраординарной причины, как болезнь или травма). Как правило, не может проявиться и эффект перетренированности — ведь обычно нагрузки перед соревнованиями снижаются.
Следовательно, ухудшение показателей на соревнованиях можно объяснить только результатом изменения психического состояния спортсмена. Во-первых, психическое состояние может меняться в считанные минуты, а во-вторых, психическая сфера — верховный орган нашего организма — координирует деятельность всех других систем, и изменение психического состояния ведет к закономерной цепи последующих изменений в организме.
Уместно обратить внимание на такой парадокс. Над довольно стабильными сторонами подготовки спортсмена (техника, функциональное состояние) работают постоянно, эти качества кажДодневно тренируют и регулярно контролируют. А вот лабильная, наиболее изменчивая нервно-психическая сфера остается практически без внимания.
В этой связи нельзя не упомянуть о частом и совершенно неправильном применении термина «психологическая подготовка». В опенке выступлений спортсменов и команд неудачу регулярно объясняют «плохой психологической подготовкой», нс вкладывая в это выражение буквально никакого содержания. Что значит «плохая психологическая подготовка»? А если этот же спортсмен или эта же команда через неделю выступила прекрасно (что, кстати, часто бывает), значит ли это, что за 4—5 дней команда успела получить какую-то психологическую подготовку? Какую? Случаи подобного рода следует анализировать с точки зрения дефектов в организации, технике, тактике или функциональном состоянии спортсмена.
Следовательно, тренера практически интересует помощь психолога в обеспечении оптимального психического состояния спортсменов в период наиболее ответственных соревнований. При этом в понятии состояние интегрируются очень многие показатели функций человека; это статическое изображение личности на данный момент, включающее все се проявления.
Для характеристики состояния проявления могут быть более существенными и менее существенными, но все они с большей или меньшей информативностью будут служить делу контроля за состоянием. Следует иметь в виду, что изменение функции в определенной мере влияет и на состояние, меняет его. Хорошо известный каждому спортсмену и тренеру пример: волнение гребца обычно сильнее всего проявляется на берегу перед гонкой, но стоит спортсмену сесть в лодку, как его состояние меняется (по крайней мере субъективно, а большей частью и объективно).
Практическую задачу по оптимизации психического состояния спортсмена, которую тренер выдвигает перед психологами, можно сформулировать иначе, и тогда задача приобретает психопрофилактический и психогигиенический характер. Спортивная психогигиена, решая эту важную проблему, идет по пути использования знаний, накопленных не только этими направлениями спортивной психологии, но и смежными медико-биологическими науками.
И психология, и психогигиена нс смогут раскрыть в спорте свои возможности полностью, если нс будут учитывать специфику спортивной деятельности. Ведь спорт на уровне высшего мастерства — совершенно особая сфера деятельности человека, и слепо копировать то, что достигнуто в области, например, инженерной или космической психологии, недопустимо.
Но кроме общих признаков, характеризующих современный спорт, в каждом виде имеются свои существенные особенности, которые психологическая и психогигиеническая работа также нс может не учитывать.

За голы многолетней практики нам приходилось вести работу среди представителей многих спортивных специальностей, но основная по продолжительности и результативности работа была проведена среди гребцов. Поэтому рассмотрим главные специфические особенности деятельности спортсменов в этом виде спорта.
Прежде всего, академическая гребля — спорт с циклическим характером движений, требующим от спортсмена сложной двигательной координации, которая интегрируется в движении лопасти весла. Цель гребца — быстрое продвижение лодки — достигается нс непосредственно, а через движения лопасти весла в воде. Однако абсолютные усилия далеко нс полно характеризуют эффективность деятельности спортсмена, а чрезмерное усилие может даже повредить движению лодки. Гребец должен стремиться к обеспечению равномерной скорости движения лодки, с минимальными перепадами скоростей (наибольшая в конце гребка и наименьшая перед захватом), т. с. подбирать усилия по ходу гребка и четко соотносить время проводки и подъезда (время подготовки к следующему гребку).
Семь типов лодок из восьми, по которым проводятся соревнования, рассчитаны на команду, на экипаж. Поэтому без преувеличения можно сказать, что академическая гребля — это командный, коллективный вил спорта, однако резко отличающийся по своей «команлности» от спортивных игр. В игровых видах имеется более или менее четкое разделение обязанностей спортсменов в команде (защитники, нападающие и пр.). В академической же гребле связь спортсменов, составляющих экипаж, значительно более тесная, и хотя имеется некоторое разделение ролей в функциональном и в техническом отношении, работа в основном у всех идентичная.
Это приводит к определенным психологическим особенностям и, конечно, сказывается в процессе деятельности. Все действия в лодке спортсмен должен соразмерять не только со своими возможностями, с движением лодки, но и с деятельностью других членов экипажа. Это требует от гребца очень тонкой чувствительности, способности к приему и переработке многих информативных сигналов, наиболее важными из которых становятся иногда такие сигналы, которые можно бы обозначить как «микросигналы».
У спортсменов в академической гребле должны быть как хорошие антропометрические данные, так и сила, и скорость, и выносливость. Ведь во время гребка предельное усилие на лопасти весла у мастера спорта достигает 80—100 кг. И это движение, почти адекватное подъему штанги такого же веса на грудь, ipc-бсц в гонке выполняет примерно 40 раз в минуту на протяжении 6—7 минут (работа более 10 ООО кгм, мощность до 1, 5л. с ). Кроме того, для развития усилия на лопасти весла 80—100 кг во время движения лодки со скоростью около 20 км/час требуется большая скорость ведения весла, т. с. необходимы большие скорости движений спортсмена. Иными словами, можно сказать, что академическая гребля — это скоростно-силовой, технически сложный вид спорта, требующий развития выносливости и тесно связанной групповой деятельности.


 

Рейтинг новости:
 (голосов: 3)


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме

Комментарии (1)

  #1 написал: Су-27 (23 февраля 2011 23:05)  
 
http://www.filefactory.com/file/caaed44/n/Гиссен_Л._-_Психология_и_психогигиена_в_спорте.pdf
альтернативный линк


--------------------
 
   
 

Добавление комментария

 

Информация

  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис, 1966 настольный теннис, 2011 настольный теннис, 2012 настольный теннис, 2013 настольный теннис, Table Tennis, Table tennis world, Алексей Ливенцов, Альгимантас Саунорис, Анатолий Амелин, Анатолий Строкатов, Андрей Мазунов, Большой теннис, Валентин Иванов, Валентин Команов, Валентина Попова, Виктор Шергин, Владимир Воробьев, Владимир Мирский, Владимир Самсонов, Геннадий Аверин, Зоя Руднова, Ксения Туленкова, Лайма Балайшите, Настольный теннис РЕВЮ, ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ, Римас Пашкявичус, Роман Аваев, СССР настольный теннис, Саркис Сархаян, Сборная СССР по настольному теннису, Светлана Гринберг, Станислав Гомозков, ФНТР, Флюра Булатова, Шпрах, Эвелин Лесталь, Эдуард Фримерман, Юлия Прохорова, Яна Носкова, журнал настольный теннис, кинограмма, книга настольный теннис, настольный теннис, подачи в настольном теннисе, психология спорта, сборная России по настольному теннису, техника настольного тенниса, чемпионат СССР по настольному теннису, юмор настольный теннис

Показать все теги

^вверх^