Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | Мобильная версия сайта |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
Популярные спортивные игры » Настольный теннис » настольный теннис методика » Начальная подготовка теннисистов
 

 
 

Начальная подготовка теннисистов

28 марта 2024 | Автор: def  | Просмотров: 89 |

      »  Белла Лазаревна Анисимова


Начальная подготовка теннисистов


Доклад и методические материалы Беллы Анисимовой к учебно-методическому семинару тренеров России «Методика обучения спортсменов на начальном этапе спортивной специализации»


Заслуженный тренер России Валентин Команов отметил, что «анализ достижений российского настольного тенниса выявляет определённые недостатки в его развитии.


Так, за последнее десятилетие в международную элиту сумели пробиться немногие отечественные спортсмены. Если в советскую эпоху имели место достаточно устойчивые результаты на международных соревнованиях в юношеском возрасте, то теперь и в этом разделе успехи носят эпизодический характер. Известно также, что у тренеров сборных команд страны есть немало претензий к большинству кандидатов в сборные команды в отношении уровня их технико-тактической и физической подготовки, а также психологической устойчивости.


Эти факты наводят на мысль, что в работе тренеров на местах есть значительные упущения как на стадии отбора и начального обучения, так и на этапах совершенствования спортивного мастерства. По-видимому, к большим потерям приводит пресловутое натаскивание и форсирование результатов за счёт увлечения интенсивной соревновательной практикой на ранней стадии спортивной карьеры.


Изучение работы тренеров с начинающими игроками показывает, что многие специалисты или не хотят проявлять максимальные усилия на этапе набора и отбора, или не понимают, насколько этот этап является основополагающим в их тренерской судьбе и судьбе детей, которые оказались зачисленными в группы начальной подготовки.


Важно осознавать, что вся последующая многолетняя работа будет зависеть от того, насколько способных ребят удалось подобрать. И если среди этих детей не оказалось талантливых и способных к настольному теннису, то, как говорится, «можно спать спокойно»: из этого набора ничего путного не прорежется, какие бы титанические усилия ни были предприняты в дальнейшем. Недаром многие специалисты в различных видах спорта, не умаляя остальные аспекты тренировочной деятельности, на первое место ставят именно начальный этап. Так, доктор психологических наук Р. Загайнов, участвовавший в подготовке большого числа чемпионов мира и Олимпийских игр, говорит: «На первое место среди решающих факторов достижения высших результатов я ставлю селекцию и талант». Юмористы из тренерского сословия, имея в виду народную мудрость «Что посеешь, то и пожнёшь», говаривали: «Набери парочку Рудновых, и можешь отдыхать до пенсии».


Поэтому абсолютно порочна часто встречающаяся ситуация, когда детей насобирали лишь для того, чтобы можно было заполнить учебный журнал, то есть для оправдания зарплаты, независимо от качества набранного контингента. За редчайшим исключением (везунчиков хоть и мало, но встречаются) эта ситуация обречена на отсутствие достойного результата».


1.    Некоторые особенности обучения новичков
Нас, тренеров-практиков, всегда привлекала возможность с помощью одного или нескольких тестов как можно раньше определить будущих мастеров и чемпионов. В век технического прогресса эта возможность мысленно связывается с какими-то «адскими машинами» — с теми же компьютерами, например. Вставил малыша в компьютер — получаешь ответ: чемпион он будущий или бездарь.
И всё же данные любого тестирования не могут быть всеобъемлющими. Они, пожалуй, отсекают (что тоже очень важно) лишь тех, кто вовсе не пригоден для большого спорта.
Но такие важные в сегодняшнем, а тем более завтрашнем большом спорте качества, как упорство, дисциплина, хитрость, изобретательность, творческое мышление, игровой интеллект, измерить пока не удаётся, и уж тем более не удаётся точно предсказать всякие виды компенсации недостаточно ярко проявляющихся качеств.
Поэтому, мне кажется, правильнее говорить не о тестах, по которым тренер безошибочно определяет в первый день и час знакомства, кто годится, а кто нет, а об упражнениях начального этапа обучения. Пройти этот этап должны все: толстые и тонкие, высокие и низкие, большие и совсем «клопы», кроме разве что явно непригодных.
Упражнения на начальном этапе обучения направлены:
—    на закрепление рациональной, правильной хватки;
—    на определение уровня и развитие ловкости;
—    на проверку уровня и развитие внимания;
—    на проверку природного уровня чувства мяча и развитие этого качества, т.е. способности дифференцировать усилия для выполнения удара по мячу.
Наряду с проверкой природного уровня крайне важных качеств, способности к их совершенствованию во время проведения занятий с новичками (как правило, групповых) тренер получает возможность взять себе на заметку наиболее дисциплинированных, настойчивых, упорных
в достижении цели; взяв в свою руку кисть каждого новичка, подготовиться к обучению игровым приёмам: узнать, почувствовать степень напряжённости отдельных мышц руки, оценить уровень сосредоточенности и сообразительности каждого.


Приводимые выше фотографии иллюстрируют первые шаги новичка. Большинство упражнений носят комплексный характер , их трудно классифицировать по группам качеств.


Приводимые выше фотографии иллюстрируют первые шаги новичка. Большинство упражнений носят комплексный характер , их трудно классифицировать по группам качеств. Это разучивание хватки (фото 2—4) и набивание мяча: в произвольном положении (фото 4—5), в игровой стойке (фото 6), в приседе (фото 7), сидя (фото 8), в положении лёжа (фото 9).


Но новичок, конечно же, рвётся к столу. Решать вопрос, когда выпускать новичка к столу, следует сугубо индивидуально. Если пришедший может грамотно (хотя бы сносно) перекидывать мяч через сетку, удерживать его вне стола не стоит; если же пришедший играть ещё не умеет или если он играет очень уж коряво, то на ближайшие недели его партнёром должна стать тренировочная стенка.


***


Чётко очерченные размеры стола вызывают у новичка напряжение — и мышечное, и психическое. Игра у стенки не грозит ему частыми ошибками, и это позволит начинающему позаботиться, в первую очередь, о правильности действий — хватки, стойки, основ удара.
Функции стола выполняет пол, партнёра — стенка, и, нанося удары по отскочившему от пола мячу (желательно производить удары на той же высоте, что и у стола), можно, не очень заботясь о последствиях, хорошо проконтролировать отдельные составные части удара.

Если пришедший может грамотно (хотя бы сносно) перекидывать мяч через сетку, удерживать его вне стола не стоит; если же пришедший играть ещё не умеет или если он играет очень уж коряво, то на ближайшие недели его партнёром должна стать тренировочная стенка.



Поначалу удары о стенку не ограничиваются чётко заданной целью, но постепенно вводятся цели, которые следует уменьшать в размерах (фото 1). Попадание в заданную цель на тренировочной стенке воспитывает ту самую способность дифференцировать ударные усилия, которую мы договорились определять как чувство мяча. Работа у тренировочной стенки позволяет (хотя и на ощупь) определить уровень природного чувства мяча у спортсмена, а это одно из самых главных природных качеств, свидетельствующих о профессиональной одарённости.
Трудно точно назвать какие-либо контрольные цифры попадания в цель (это тоже очень индивидуально, зависит от возраста, «дикого» игрового стажа), но можно с уверенностью сказать, что цифры эти обычно намного выше тех, которые предполагает спортсмен (а иногда и тренер), а это только придаёт новичку уверенности в своих силах. Так, спортсмены в возрасте 9 лет, никогда ранее не игравшие в настольный теннис, через 4—5 недель занятий у стенки попадают простейшим ударом — бэкхенд-откидкой (но при довольно жёстких требованиях к хватке, стойке, технике удара) 60 раз в цель размером 40 на 30 см.
Работа у тренировочной стенки позволяет спокойно, без напряжений решать и другую важнейшую задачу начального этапа обучения — заложить основу работы ног. Основным принципом всех видов передвижений является опережающая работа ног, опережающая по отношению к рукам. Чтобы выполнить удар, следует встретить мяч в ударной позиции, а для этого как можно раньше начать передвижения, начать ответные действия ногами раньше, чем руками.
Вообще-то опережающая работа ног не характерна для действий человека. Стоит нам увидеть что-то соблазнительное, как мы стремимся протянуть к этому соблазну руку. А у стенки можно спокойно разбивать и перестраивать привычные стереотипы.
Для этого на тренировочной стенке наносятся уже две, три цели с заданием поочерёдно попадать в них, заняв каждый раз ударную позицию благодаря правильным и своевременным передвижениям. Одновременно опытный глаз тренера определяет и уровень природной одарённости спортсмена в вопросах опережающей работы ног.
Способность к опережающей работе ног и чувство мяча — чрезвычайно важные качества при отборе. Но отбор только по этим качествам может обернуться и ошибками. Помню, пришёл к нам в спортивную школу мальчик, обладавший незаурядными способностями по этим показателям. Мы, молодые тогда тренеры, бегали специально посмотреть на то, как он работает у стенки. Восхищались: «Ах, как он двигается!» А на поверку, в игре на соревнованиях, он оказался просто явным трусишкой, и все его способности оказались нереализованными.


2.    Как освоить азы техники?
Каждый технический приём очень специфичен и имеет много только ему присущих особенностей. Но каждый желательно изучить и освоить досконально. Всестороннее овладение ударом позволит легко приспособиться и к необычным стилевым и техническим неприятностям, и к новым материалам ракетки.
Тренеру необходимо быть готовым к тому, что уже после 2—3 занятий по обучению удару группа начнёт расслаиваться: выявятся те, кто осваивают приём успешнее и быстрее. По возможности, следует перетасовать группы, иногда и после каждого очередного занятия, и вести занятия в каждой такой подгруппе отдельно, привлекая разных тренеров, старших спортсменов и т.п. Если же такой возможности нет, следует ориентироваться на темпы освоения материала сильнейшими.
Вот примерная схема обучения каждому отдельному приёму техники. Номер, цифра, стоящие впереди каждой темы, — это вовсе не номер урока, а именно порядковый номер темы. Переход к новой теме происходит по мере освоения предыдущего материала. Понятно, что для старших ребят обучение пойдёт быстрее, чем для малышей. У некоторых проявится больше способностей именно к одному удару, причём в освоении другого быстро продвигаться вперёд сможет уже другой.
Итак, вначале мы показываем, как правильно выполнять технический приём, объясняем его название, характер вращения мяча, а затем разучиваем удар в целом. На этом этапе обязательно надо использовать имитацию для овладения двигательным навыком.
Затем мы переходим к объяснению и разучиванию удара по частям, уделяя внимание функциям отдельных частей руки и корпусу. После этого ученики опробывают элемент у стола. Следует объяснить, в каком месте необходимо проводить удар ракеткой по мячу, с указанием нужного места на ракетке и на мяче. Далее мы разучиваем движения каждого сегмента, принимающего участие в ударе, по той же схеме: объяснение, показ, тренировка. Отдельно изучаем работу кисти, предплечья, плеча и туловища. После этого мы соединяем по два сегмента в движении: кисть и предплечье, кисть и плечо, кисть и туловище, плечо и предплечье и т.д. Затем таким же образом уже три сегмента в одном движении. Например, кисть, предплечье и туловище или плечо, предплечье и туловище, и т.д. Наконец мы переходим к тренировке всех рабочих сегментов, принимающих участие в ударе.
После освоения базовых элементов техники мы уделяем внимание правильному выполнению ударов перед игроком, разучиваем подачу с элементами изучаемого удара, далее тренируем игру по направлению, передвижения в разные стороны и вперёд-назад, изменение траектории высоты и длины полёта мяча. И всё это — не забывая о классической методической последовательности: показ, объяснение, разучивание.
Также следует тренировать различные моменты удара по мячу — в высшей точке, по поднимающемуся и по опускающемуся мячу, затем сочетая различные моменты в одном задании.
Отдельное задание необходимо для тренировки продолжительности удержания мяча в игре (время или количество ударов без ошибок). По данному упражнению можно провести соревнование в группе.
После этого мы оттачиваем мастерство в выполнении удара. Для этого используем различные передвижения: «треугольник» на полстола, две третьих стола и по всему столу; «восьмёрки» по той же схеме и игру на точность с использованием мишеней на столе.
***
Как видите, изучение каждого отдельного удара построено по принципу вариативности (изменение длины полёта мяча, направления, изогнутости и высоты траектории полёта мяча, освоение разных способов передвижения, игра в разные моменты отскока). С освоением основ техники вводится и игра по мячам с разным характером вращения.
Параллельно с освоением движений руки и туловища, техники взаимодействия ракетки и мяча осваиваются и правильные, точные передвижения. Эти темы никак нельзя разделить. Когда вопросы передвижений откладываются на потом, так и не удаётся решить проблему передвижений.


3.    Какой будет первый атакуюший приём?
Наиболее верно, на мой взгляд, начинать обучение атакующим ударам с форхенд-наката. Почему справа, а не слева? Если не начинать с форхенд-наката — удара, требующего сильного разворота плеч, ног, туловища, — то потом никакими силами не удаётся по-настоящему «развернуть» спортсмена в правостороннюю (для правшей) стойку.
Для выполнения удара форхенд-накатом решающей является позиция, которую занимает спортсмен к началу контакта мяча с ракеткой. Туловище и ступни ног развёрнуты. Рука согнута в локтевом суставе на 90—105 градусов, при этом предплечье приблизительно параллельно полу. Угол между плечом и туловищем — 30—35 градусов. Чтобы соблюсти все эти углы сгиба (а взяты они не только из практики, но и из положения биомеханики о том, что при больших углах повышения скорости не добиться), следует опустить правое плечо.
Описанное положение следует занять именно к началу контакта мяча с ракеткой. Это вовсе не исключает распрямления руки в локте и отведения её назад в плече при замахе. Замах может быть достаточно индивидуален, но должен обеспечить ракетке начальную скорость к моменту вступления мяча и ракетки в контакт.
Направление замаха во многом определяет и направление полёта мяча. Замах вправо от игрока — и мяч труд-
но будет направить по прямой, только по диагонали. Замах за спину — и мяч трудно будет направить по диагонали, только по прямой. Поэтому с самого начала желательно с учётом индивидуальности обучать замахам, которые позволят в будущем действовать по различным направлениям.
Действия в короткий момент контакта мяча и ракетки особенно важны. Каким местом ракетки ударить по мячу? Это далеко не праздный вопрос. Оптимальным местом ракетки, в которое лучше всего прицеливаться при ударе накатом, как показывает опыт, является середина нижней половины ракетки. Удар серединой ракетки позволяет легко менять направление удара (и даже, если нужно, маскировать это изменение). Удар нижней половиной ракетки позволяет выполнять удар легко, без напряжения; незначительный поворот кисти вперёд — и мячу придано верхнее вращение.
Попробуйте совместить во времени ускорение (увеличение скорости) и перенос тяжести тела с правой ноги вперёд на левую. Вы получите тот самый щелчок, которым отличается классный удар. «Разъехались» ускорение и перенос тяжести тела — результативность удара резко падает.
Нередко можно услышать: «Он играет технично», «у него техничный форхенд-удар». Вот тут-то и кроется главная для спортсмена и тренера опасность. Освоив такой важный элемент техники, как форхенд-накат, ни в коем случае нельзя полагаться на постоянный успех этого удара. Дело в том, что требования к удару всё время возрастают. Увеличиваются скорости, изменяется сила вращения, возрастает сила удара, усложняется инвентарь и т.д. И форхенд-накат, как и все технические приёмы, требует повседневного совершенствования. Ведь то, о чём шла речь выше, — только первые шаги.


4.    Точность
Первое, чем стоит заняться после элементарного овладения техникой удара, — совершенствование точности. Упражнений по совершенствованию точности игры по элементам можно навыдумывать великое множество. Познакомившись с главными из них, можно получить представление о путях разнообразия тренировки.
Уместно подчеркнуть, что в применении даже простейших упражнений нужна оптимальная вариативность. Лучше использовать несколько разных упражнений (даже повторяясь в их содержании) по нескольку минут, нежели упражняться в длительной долбёжке по одному направлению. Дозировка каждого упражнения зависит от уровня подготовленности, возраста, способностей к освоению, но и в условиях равной по составу группы через 5—8 минут следует менять задание.
Возможна и регламентация продолжительности упражнения не по времени, а по количеству выполненных без ошибок серий и до решения какой-либо задачи по точности.
Мышцы при упражнениях на точность устают напрягаться и произвольно расслабляются, начинают включаться и выключаться более рационально.
Конечно, если упражнения на точность по элементам техники становятся единственным способом тренировки, то это может привести к плачевным результатам — слиш-
ком уж это не похоже на то, с чем сталкивается спортсмен в игре. Но в серьёзно и разнообразно организованном учебном процессе этот вид тренировки очень важен.


5.    Играй перед собой!
Одним из самых важных нюансов является определение места удара относительно положения игрока. Все удары по мячу желательно выполнять впереди туловища спортсмена. В этом случае есть возможность перенести тяжесть тела с одной ноги на другую (с правой на левую — при всех форхенд-ударах, с левой на правую — при всех бэкхенд-ударах), т.е. вложить в удар всю массу туловища.
В игре часто бывают ситуации, когда мяч оказывается сбоку или даже позади игрока. Великое искусство техничной игры в том и заключается, чтобы по отношению к каждому мячу быстро занять такую позицию, чтобы удар пришёлся впереди туловища спортсмена.
Наш разговор не может обойтись без обсуждения основ тактики. Задача состязания состоит в том, чтобы направлять постоянно противнику «неудобные» мячи, те самые, которые окажутся у него сбоку или сзади. Это-то и вынуждает противника ошибиться или сыграть пассивно. Нетрудно догадаться, что в первую очередь это длинные или очень косые мячи, т.е. мячи, направленные на край стола и выскакивающие за стол.
Самые «хлебные» для противника мячи — те, которые имеют точку удара о стол в 25—35 см от концевой линии стола. Такие мячи, как правило, не представляют вовсе никакой трудности — они все перед туловищем играющего, это как бы игра в поддавки. Со всех таких мячей легко атаковать.
Когда мяч направлен коротко, то он тоже вроде бы оказывается впереди игрока, но если он направлен очень коротко, да ещё и низко, то появляются трудности для активной игры, связанные с тем, что мяч находится довольно далеко от игровой позиции спортсмена.
Больше всего опасайтесь направлять «длинный короткий» мяч, (т.е. слишком длинный для короткого) — попадёте в ту самую эффективную зону ударов противника. Если постоянно (или чересчур часто) применять короткие удары, то противник легко приспособится к ним, подойдя вплотную к столу.
Только чередование очень коротких и очень длинных, или очень косых мячей даёт выигрышный эффект. Начинать такую комбинацию можно прямо с подачи. Подача, даже с сильным вращением, направленная в среднюю по длине часть стола, чаще всего менее эффективна простой, но очень длинной и, особенно, очень короткой подачи.
Оценивая класс игры противника в игре или даже в разминке, оцените не только точность его попаданий на стол, но и длину полёта мяча при ударах.


6.    Чувство мяча
Пожалуй, самой распространённой оценкой возможностей спортсмена в настольном теннисе является весьма субъективное, порой интуитивное мнение: «Он хорошо чувствует мяч», «он слабо чувствует мяч». И всё, без всякой расшифровки, без чёткого объяснения, что же под этим подразумевается. Иной раз такое заключение специалиста звучит как приговор. Мол, всё равно, чувство мяча от Бога;
если нет чувства, значит, и не будет.
Конечно, генетические способности отрицать нет смысла. Но лишь на уровне других необходимых в игре качеств, не более.
Что же по существу означает это размазанное, нечёткое, не очень конкретизируемое понятие «чувство мяча»? Можно ли его развивать, совершенствовать?
Очевидно, правильно сформулировать оценку этого качества следует примерно так: «способность оптимально дифференцировать усилия при ударе в зависимости от скорости полёта мяча, характера и силы его вращения». Если упростить столь высокий слог, то речь идёт о способности быстро приспосабливаться (порой интуитивно) к различным технико-тактическим особенностям противника, к различным по качествам и свойствам накладкам, мячам, столам, освещению и к любым непредвиденным изменениям в игре.
Думаю, что на первом месте в воспитании и совершенствовании этого качества стоит теоретическая подготовка. Не столько в том смысле, чтобы хорошо владеть методикой развития этого качества (хотя это тоже важно), а в смысле понимания и распознавания аэродинамических характеристик полёта мяча в зависимости от способов его обработки противником, времени и силы удара, в зависимости от применяемых накладок. Ведь именно от характера ударных действий противника, от типов и свойств применяемых накладок зависят траектория и скорость полёта мяча, характер и сила его вращения.
Основной метод совершенствования чувства мяча игровыми способами — вариативность действий в тренировке. Контрастные действия должны сочетаться и чередоваться с тренировкой тонких изменений в параметрах техники удара. Большинство упражнений хорошо известны: изменение направления ударов, изогнутости и высоты траектории полёта мяча, направления и силы вращения, дистанции игрока по отношению к столу и мячу, темпа выполнения ударов.
Но особенно стоит выделить упражнения в изменении длины траектории полёта мяча. Сознательное чередование длинных и коротких мячей — самая действенная форма воспитания этого архиважного качества.
Так же как, пожалуй, во всех других тренировочных случаях, подбор упражнений и методических приёмов и при воспитании чувства мяча обязательно должен носить строго индивидуализированный характер. Ведь каждый спортсмен сильнее или слабее в отдельных разновидностях чувства мяча: у одного больше проблем в приспособляемости к типам накладок, у другого больше страдает способность к различению ощущений при изменениях вращений, у третьего — трудности в приёме мячей с изменяющейся высотой полёта мяча и т.п. Это вовсе не исключает общих тренировочных заданий на воспитание и совершенствование чувства мяча.
Чувство мяча во многом определяет успешность соревновательных выступлений спортсмена и нуждается в постоянном целенаправленном совершенствовании.


Белла Анисимова

Белла Анисимова. фотография из личного архива






















Журнал "Настольный Теннис Ревю" №4 2013 стр 24-27



 

Рейтинг новости:1



Другие новости по теме

Комментарии (0)

 

Добавление комментария

 
  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис 1982 настольный теннис 2011 настольный теннис 2012 настольный теннис 2013 настольный теннис 2021 настольный теннис 2022 настольный теннис 2023 настольный теннис Алексей Ливенцов Анатолий Амелин Анатолий Строкатов Андрей Мазунов Большой теннис Валентин Иванов Валентина Попова Владимир Воробьев Владимир Мирский Геннадий Аверин Зоя Руднова Настольный теннис РЕВЮ ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ Роман Аваев СССР настольный теннис Саркис Сархаян Сборная СССР по настольному теннису Светлана Гринберг Станислав Гомозков ФНТР Флюра Булатова Чемпионат Европы по настольному теннису Шпрах Эдуард Фримерман Юлия Прохорова журнал настольный теннис настольный теннис сборная России по настольному теннису чемпионат Москвы по настольному теннису чемпионат России по настольному теннису чемпионат СССР по настольному теннису юмор настольный теннис