Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | Мобильная версия сайта |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
Популярные спортивные игры » Теория спорта » БОРЬБА ЗА ДОЛИ СЕКУНДЫ
 

 
 

БОРЬБА ЗА ДОЛИ СЕКУНДЫ

6 июня 2014 | Автор: Су-27  | Просмотров: 5 460 |

      » 



b] Наблюдая за своими каждодневными действиями в труде, в быту, в спорте, мы замечаем, что одни из них мы выполняем быстрее, другие — медленнее. Наша речь, письмо, передвижения и т. д. характеризуются определенной скоростью. Но скорость эта не постоянна. Она меняется в зависимости от разных условий и в первую очередь от требований практической жизни.[/b]

В спорте значение фактора времени исключительно велико, и спортсмены хорошо знают его цену. Фактически почти во всех видах соревнований разыгрывается борьба за доли секунды. Опередить своего противника на ничтожно малый промежуток времени, быстрее сообразить, рассчитать, суметь без малейшего промедления и подчас молниеносно мобилизовать себя и действовать — значит получить, при прочих равных условиях, шансы на победу.

Однако было бы неправильным из всего этого делать вывод, что спортсмена следует только научить всегда действовать в максимальном темпе, на пределе скорости.

Спортсмену важно научиться управлять своими действиями во времени, а это значит не только уметь молниеносно реагировать, совершать быстрые действия и развивать предельно высокий темп, но и, прежде всего, применять это умение сознательно, сообразуясь с меняющейся обстановкой, с тактической задачей, с заранее составленным планом действий.

От чего зависит быстрота наших действий и умение управлять ими во времени? Как научиться сознательно убыстрять и замедлять свои действия, менять и регулировать их скорость, темп, ритм и достигать, когда это нужно, высокой скорости?

Хотя и не существует единого для различных видов спорта качества быстроты, но при всем многообразии требований, предъявляемых к быстроте, есть в этом качестве и что-то общее. Это общее заключается в том, что и футболист, и теннисист, и баскетболист, и фехтовальщик, и бегун, и слаломист, и стрелок, словом, представители всех видов спорта, совершая скоростные действия, так или иначе оценивают длительность затрачиваемого на них времени. Рано или поздно спортсмены приучаются ориентироваться в скорости действий (своих и противника, партнера) и движущихся объектов (мяча, подвижной мишени и т. д.). Это помогает им управлять собственными действиями.

Привить спортсмену так называемое чувство времени — значит тем самым научить его управлять временем, т. е. сознательно регулировать быстроту и темп своих действий.

В свое время кабинет психологии спорта Центрального научно-исследовательского института физической культуры (проф. С. Г. Геллерштейн, научные сотрудники Б. Б. Митлина и Е. Н. Степанов) провел исследования по ряду видов спорта, в которых быстрота двигательной реакции имеет особенно большое значение. Специальный электросекундомер позволял измерять время двигательной реакции с точностью до 0,01 секунды не только в лабораторных условиях, но и на стадионе.

Предварительные опыты убедили нас в том, что многие спортсмены плохо представляют себе, с какой скоростью они реагируют даже на привычные сигналы. Это подтвердили и лабораторные опыты, и опыты на стадионе.

В исследовании мы исходили из того, что в практической деятельности происходит взаимодействие между двигательными актами и деятельностью органов чувств. О роли органов чувств в развитии движений И. М. Сеченов говорил: «Всякая перемена в положении рук, ног и туловища, равно как всякое движение этих частей, дают нашему сознанию, при посредстве так называемого мышечного чувства, немые, но настолько определенные чувственные знаки, что мы тотчас же узнаем по ним происшедшую перемену в положении члена и произведшее эту перемену движение».

Какова конкретно деятельность органов чувств в развитии способности точно оценивать малые промежутки времени? Напомним, что время, как и пространство,— объективные реальности, существующие независимо от нашего сознания. Но наши представления о времени бывают более точными и менее точными, они могут меняться в зависимости от разных обстоятельств. Представление о времени связано с определенными ощущениями. От тренера и от системы тренировки зависит сделать ощущения времени в большой степени осознаваемыми. Благодаря этим ощущениям, спортсмен получает возможность судить о микроскопически малых промежутках времени и тем самым безошибочно ориентироваться в быстроте собственных действий и движущихся объектов.

Поэтому мы стремились направить внимание тренирующихся спортсменов, у которых необходимо было совершенствовать качество быстроты, прежде всего на объективные показатели времени, а также на возникающие во время скоростных действий ощущения времени. Вначале эти ощущения были очень смутны, но в дальнейшем они становились все более отчетливыми. Мы настойчиво побуждали спортсменов сравнивать свои ощущения времени с объективными данными, которые регистрировались электросекундомером. Таким образом, спортсмены получали возможность уточнять свои оценки, вносить необходимые поправки и добиваться того, чтобы их представления о времени полностью совпадали с объективными показаниями приборов.

Спортсменам предлагалось сознательно связывать свои ощущения с конкретными результатами производимых действий. Из педагогических соображений мы сначала предлагали тренирующимся самим оценить время, потраченное на определенные действия, а потом сообщали им истинное время. В результате повышался интерес спортсменов к самоконтролю и усиливалась его эффективность.

Опыты с простыми двигательными реакциями мы проводили последовательными этапами, все время повышая требования к точности самооценки и самоконтроля. Вначале тренирующиеся получали задание: как можно быстрее реагировать на сигнал и тут же самим определить время их реакции. Лишь после этого спортсменам сообщали истинный результат (с точностью до сотых долей секунды, например 0,22 сек., 0,18 и т. п.). В следующей серии опытов тренирующиеся, уже научившись более или менее точно представлять себе продолжительность своих реакций, должны были справляться с более трудными заданиями — реагировать медленнее или быстрее, чем в предыдущий раз. Наконец, в последней серии опытов они получали задание реагировать с определенной точностью, т. е. в заданное время: «Реагируйте в 0,17 сек!», «А теперь в 0,20 сек.» или «0,14 сек.» и т. д.

Чего же достигли спортсмены, у которых мы развивали описанным способом чувство времени? У всех без исключения тренирующихся заметно улучшились скоростные показатели. Например, если до опытов время простой двигательной реакции колебалось в пределах от 0,23 сек. до 0,15 сек., то после опытов оно доходило в среднем до 0,12 сек. и не давало заметных колебаний.

Поучительны некоторые индивидуальные достижения. Тренер одной из баскетболисток (С.) до начала опытов сообщил, что она не может использовать минимальных отрезков времени в игре, часто запаздывает в своих действиях, проявляет неуверенность и боязнь, когда нужно итти на соприкосновение с противником. После 20 дней опытов С. отмечала:

«Раньше в защите я не улавливала момента, когда мяч при броске только-только отрывается от рук противника, и либо слишком поздно делала прыжок, чтобы перехватить мяч или изменить направление его полета, либо прыгала преждевременно и ударяла не по мячу, а по руке нападающего игрока. В последнее время я стала улавливать этот момент и успевала в прыжке перехватить или отбить мяч в воздухе. Прежде, когда нужно было сделать обманное Д->ижепие в одну сторону и затем максимально быстро устремиться в другую, я не понимала, не чувствовала, как это выполнить, и движение в целом мне не удавалось. Теперь я с этим справляюсь».

Другой баскетболистке (Е.) ее тренер до начала опытов дал такую характеристику: «Тренировалась Е. у меня около двух лет, а всего занимается баскетболом свыше пяти. Она медлительна, заторможена в игре, отстает в скорости. Все понимает, но действует с некоторым опозданием».

После 14 опытов тренер отметил: «В последнее время у Е. заметно сознательное стремление максимально использовать время, появилась хорошая реакция на передачу мяча. На последних играх уходы с мячом от противника, передачу мяча партнеру, броски по кольцу при помехах со стороны защиты она стала выполнять по-новому. Главное, у меня с Е. появился общий язык. Я даю Е. задание в долях секунды, она понимает меня и сознательно выполняет. После опытов она внесла в игру чувство времени. Раньше Е., беря мяч, как бы расплывалась во времени и потому запаздывала. А теперь она стремится выполнять свои действия в определенные отрезки времени. И вот что еще интересно: прежде, не ставя перед собой заданий во времени и учитывая свое слабое сложение, Е. никогда не шла на соприкосновение с противником, теперь же она смело идет на это».

Тренер так оценил значение примененной нами матодики для совершенствования скоростных действий: «Для баскетболисток, с которыми производились опыты, большая скорость стала конкретным понятием: они научились, сообразуясь с игровой ситуацией, изменять скорость в малые промежутки времени. Например, я говорю им: «Ускорьте на 0,03 сек.», и они умеют выполнять такое задание. Научившись рассчитывать свои действия в сотых долях секунды, они стали играть более спокойно и уверенно, не проявляя излишней торопливости. Баскетболистки хорошо знают теперь свой запас времени. Большие сдвиги у них также в передаче мяча. У баскетболисток появилось очень важное качество — активное отношение к игровым ситуациям Они не ждут, пока сложится подходящая ситуация а сами смело идут на сближение с противником. Используя в условиях тренировок методику, примененную в опытах, тренер может этим путем добиться улучшения спортивных результатов».

Таким образом, наше исследование показало, что спортсмены, которые по определенной методике обучаются целенаправленно определять микропромежутки времени, лучше овладевают скоростными действиями в своей конкретной спортивной деятельности. Они с большой точностью оценивают время собственных действий, ориентируются в их скорости и тем самым лучше управляют своими действиями, лучше рассчитывают их во времени.

проф. С. Г. ГЕЛЛЕРШТЕЙН, доктор биологических наук


 

Рейтинг новости:3



Другие новости по теме

Комментарии (3)

  1.   #1 написал: Avaev (8 июня 2014 16:37)  
     
    Все это фигня, вот я после хрен скольких лет в тонких ритмах физкультурки, как исполнения, так и обучения - научился ... петь! drinks
    Ни слуха, ни голоса не было никогда...


    --------------------
     
       
  2.   #2 написал: Су-27 (9 июня 2014 01:26)  
     
    Статья - 55 года... Кстати, есть продолжение. Уже с практической составляющей


    --------------------
     
       
  3.   #3 написал: Avaev (9 июня 2014 12:51)  
     
    Мне не надо. я этим пользуюсь, правда, используя понятие тактов. Ибо где у новичка 0.2 секунды, у прдвинутого 0.1. а в тактах все будет схоже...


    --------------------
     
       
 

Добавление комментария

 
  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис 2011 настольный теннис 2012 настольный теннис 2013 настольный теннис 2020 настольный теннис 2021 настольный теннис 2022 настольный теннис 2023 настольный теннис Алексей Ливенцов Анатолий Амелин Анатолий Строкатов Андрей Мазунов Большой теннис Валентин Иванов Валентина Попова Владимир Воробьев Владимир Мирский Геннадий Аверин Зоя Руднова Настольный теннис РЕВЮ ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ Роман Аваев СССР настольный теннис Саркис Сархаян Сборная СССР по настольному теннису Светлана Гринберг Станислав Гомозков ФНТР Флюра Булатова Чемпионат Европы по настольному теннису Шпрах Эдуард Фримерман журнал настольный теннис кинограмма настольный теннис сборная России по настольному теннису чемпионат Москвы по настольному теннису чемпионат России по настольному теннису чемпионат СССР по настольному теннису юмор настольный теннис