Теннис | Настольный теннис | Волейбол | СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Настольный теннис СССР | Форум | Правила | Обратная связь | Мобильная версия сайта |
Материалы нашего сайта посвящены популярным спортивным играм мячом через сетку - большому теннису, волейболу, настольному теннису. В публикациях широко представлены теория этих и других спортивных игр и атлетики в целом, а также некоторые аспекты философии спорта, спортивной психологии и медицины.
Популярные спортивные игры » Теория спорта » Эффективные пути совершенствования спортивной техники
 

 
 

Эффективные пути совершенствования спортивной техники

7 мая 2015 | Автор: def  | Просмотров: 3 095 |

      » 


НЕЗРИМЫЕ УЧАСТНИКИ СПОРТИВНЫХ ИГР


Нет, вовсе не 22 участника действуют в соревнованиях на футбольном поле. Есть еще, по крайней мере, 2 участника. Их нельзя отнести к какой-либо одной из команд. Оба они незримо присутствуют в обеих командах. Иногда они выступают в роли противников игрока, иногда действуют с ним заодно, помогают ему, но никогда, нигде, ни на мгновение не перестают участвовать в игре. Спортсмен должен все время считаться с их ролью в игре, тонко ощущать своих незримых партнеров и действовать, строго сообразуясь с постоянно меняющимся их влиянием на его поступки.

Перестань он считаться с ними, и движения потеряют точность и рассчитанную быстроту. Игрок станет суетлив, начнет промахиваться, его ждет неудача.

Кто же они, эти незримые, но такие могущественные участники спортивных игр?
Имя им — пространство и время. То, что обозначается этими словами, не придумано человеком. Пространство и время существуют независимо от воли и желания человека, они представляют собой объективную реальность. Так же, как и все явления внешнего мира, пространство и время воспринимаются и ощущаются нами через посредство органов чувств.

Нелегко, однако, догадаться, какими именно органами чувств воспринимаются пространство и время. Ведь каждый из органов чувств имеет своего специфического раздражителя: вкус и обоняние раздражаются химически, осязание — механически, слух — звуком, зрение — светом.

Где же те органы чувств, которые раздражаются пространством и временем? Ответ на этот вопрос дал великий физиолог И. М. Сеченов. Он обратил внимание еще на одно чувство — на мышечное чувство. Мышцы — не только органы движения, они в то же время и органы чувств. В них расположены окончания чувствующих нервов — так называемые мышечные веретена, которые раздражаются при каждом движении, при каждом напряжении мышц. Возникшее в мышечных веретенах возбуждение направляется по чувствующим нервам в мозг, сначала в спинной, а оттуда в головной, в его высший отдел — кору больших полушарий. На основе мышечного чувства, сложившегося в больших полушариях, происходит регуляция движений: нервные импульсы направляются теперь в разнообразные двигательные центры и поступают к мышцам, производящим движения. Вот это мышечное чувство Сеченов считал главным участником в восприятии пространства и времени. Его соучастники — зрение и слух: зрение — в восприятии пространства, слух — в восприятии времени.

Однако Сеченов указывал, что в данном случае и в зрении главную роль играют двигательные мышцы глаза, как источник опять-таки мышечного чувства.
Глаза — органы двойного чувства: на сетчатке глаза предметы изображаются, а отдаленность предметов, их расстояние друг от друга, т. е. пространство, измеряют глазные мышцы, перемещающие глаза в зависимости от того, где расположены рассматриваемые предметы. Это измерение, однако, несовершенно без постоянного контроля со стороны мышц, участвующих в движениях частей тела и всего тела человека. Лишь дотрагиваясь рукой до рассматриваемого предмета, проходя до него определенное расстояние, человек опытом, практикой сверяет зрительное впечатление с действительным расстоянием. Сеченов называл мышцы «щупалами»; и действительно, человек как бы ощупывает пространство мышцами глаз и конечностей.

В измерении времени, как было сказано, также участвует мышечное чувство, но в комбинации со слухом. Сеченов указывал, что как движение, так и звук обладают «тягучестью» — различной протяженностью во времени. И человек оценивает промежутки времени по протяженности окружающих его звуков, по продолжительности, частоте, быстроте своих движений.

Все наши движения — рефлексы. Это важнейшее положение, вытекающее из учения Сеченова и Павлова, относится, понятно, к движениям игрока на спортивной площадке. Однако, если мы говорим «рефлекс», то должны отдавать себе отчет и в тех раздражителях, которые его вызывают. На игрока действует множество факторов внешней среды. Среди них на первом месте — его партнеры и противники, бесконечно меняющаяся ситуация игры. Одни факторы вступают в действие, другие временно выключаются. Но пространство и время (помимо силы тяжести, инерции, реактивных сил) остаются постоянно действующими факторами среды, постоянными источниками переменчивых двигательных рефлексов.

В движениях игрока части его тела перемещаются относительно друг друга, а также относительно мяча, шайбы и т. п. Все это совершается в пространстве, происходит во времени. Однако всеми движениями человек овладевает не сразу. Он учится совершать их — бросать мяч в корзину, забивать гол, ловить и передавать мяч и т. п. Все эти разнообразные двигательные навыки — не что иное, как условные двигательные рефлексы. Образование условных рефлексов подчиняется определенным, открытым И. П. Павловым законам. Именно Павлов обнаружил существование условных рефлексов на время, а его ученики показали, что условные рефлексы образуются также на пространство. Знание закономерностей условно-рефлекторной теории необходимо тренеру при обучении спортсменов игровым движениям.


Для примера возьмем меткость — важнейшее качество, необходимое в спортивных играх. Что она представляет собою физиологически и как она возникает, как развивается и совершенствуется?


Меткий бросок мяча в корзину — это сложный условный двигательный рефлекс, который можно построить на основе более простых условных рефлексов. Если начинающий игрок раньше не держал в руках мяча и никогда не бросал его. то очень трудно сразу обучить такого игрока метким броскам.
И. П. Павлов установил, что первая фаза образования условных рефлексов — это фаза генерализации, т. е. обобщения. В классических опытах Павлова после того, как был выработан рефлекс на один какой-нибудь раздражитель, например на тон «до», обнаруживалось, что такой же рефлекс получался и от действия других тонов, хотя это и не было целью исследователей. Следовательно, тон «до» приобретает вначале генерализированное, обобщенное значение, и условным раздражителем оказывается не данный звук, а вообще все звуки гаммы.

То же происходит и в начальном обучении броскам. Вначале усваивается не бросок, при котором мяч обязательно попадет в корзину, а бросок вообще или, в лучшем случае, бросок в какое-то относительно широкое поле пространства (например, в щит). у неопытного начинающего игрока метким такой бросок может оказаться лишь случайно. Игрок еше не обладает нужной координированностью, еще не умеет соразмерять силу, направление броска и т. п. В повторных бросках расстояние до щита, отмечаемое глазомером, все более сверяется с мышечными ощущениями, идущими от туловища и конечностей. Начинается процесс различения (дифференцировки).

В приведенном выше примере (образование условного рефлекса на звук) дифференцировка состоит в том, что условный рефлекс получается уже только на звук «до», по не получается на другие звуки. Достигается это тем, что только звук «до» подкрепляется безусловным раздражителем (в опытах с собаками—пищей), другие же звуки не подкрепляются, и поэтому их действие угасает.

«Подкреплением» при бросках мяча спортсменом служит попадание, слова тренера: «Правильно!», «Хорошо!» На неправильные движения обучающий должен реагировать отрицательно: «Неверно!», «Плохо!» Наконец, сам обучающийся видит, какие его броски неудачны. Игрок осознает и дифференцирует мышечные ощущения, сопровождавшие удачные броски, отличает их от тех ощущений, которыми сопровождались неправильные броски. Он начинает посредством своих движений дифференцировать, различать пространство. Это — начало меткости. У бросающего мяч ощущение расстояния до корзины незаметными путями связывается с его мышечными сокращениями. Ненужные мышечные движения постепенно отпадают, сила и размах их становятся не чрезмерными и не слишком малыми, а именно такими, какие нужны для того, чтобы мяч преодолел данное пространство.

Тренеру важно учесть, что выработать у спортсмена сразу тонкую дифференцировку очень трудно, а подчас и невозможно. Гораздо легче начать с грубой дифференцировки, а когда она уже выработалась, переходить к более тонкой. В этом случае можно достичь различения раздражителей, необычайного по тонкости. Ясно поэтому, что переходить в тренировке к более далеким броскам можно только после того, как броски с близкого расстояния получаются меткими.

Действует здесь и фактор времени. Вначале мышечные ощущения дифференцируются только в том случае, если движения относительно медленны. При быстрых движениях начинающий игрок еще не может отличить правильное движение от неправильного. Дифференцирование времени совершается также за счет мышечного чувства. Но тонкое дифференцирование вырабатывается лишь постепенно. На смену суетливости новичка, не успевающего отдать себе отчет в том, что произошло за данный отрезок времени, приходит неторопливая быстрота умелого игрока. Опытный игрок чувствует время, ощущает мельчайшие его отрезки. Он воспринимает события на игровом поле подобно тому, как зритель кинофильм, снятый рапидом. За какое-то мгновение умелый спортсмен успевает оценить игровую обстановку, принять наиболее правильное решение и сделать нужное, точное движение.

Опытный игрок отличается от неопытного именно тонкой дифференцировкой пространства и времени. Этого он достигает в результате большого опыта тренировок и соревнований. Чтобы выработать тонкую дифференцировку, требуется подчас очень много времени. Игроку приходится много раз повторять упражнения, пробовать различные варианты движений, исправлять возникающие ошибки.

Часто дифференцирование получается как бы само собою, как естественный результат богатого и разнообразного опыта.
Но в этом процессе очень велик элемент случайности. Закрепление двигательных условных рефлексов может пойти и по неверному пути. А кто не знает, как бывает трудно отделаться от случайно закрепившегося неправильного движения? С этим каждодневно встречаются даже тренеры футбольных команд класса «А».

Необходимо стремиться, чтобы в обучении и совершенствовании игрока было все меньше и меньше случайности и стихийности. Для этого тренеру необходимы точные знания. Педагогические действия тренера должны быть сознательными и целенаправленными. Только при этом можно будет сильно сократить сроки обучения и добиться высокого уровня спортивной техники у игроков.

Изучение закономерностей условных рефлексов и знание способов, пользуясь которыми игрок овладевает пространством и временем в движении, дадут возможность найти наиболее эффективные пути совершенствования спортивной техники.

Проф. В. ФАРФЕЛЬ, доктор биологических наук


 

Рейтинг новости:2



Другие новости по теме

Комментарии (0)

 

Добавление комментария

 
  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
 

 
1959 настольный теннис 2011 настольный теннис 2012 настольный теннис 2013 настольный теннис 2021 настольный теннис 2022 настольный теннис 2023 настольный теннис Алексей Ливенцов Анатолий Амелин Анатолий Строкатов Андрей Мазунов Большой теннис Валентин Иванов Валентина Попова Владимир Воробьев Владимир Мирский Геннадий Аверин Зоя Руднова Настольный теннис РЕВЮ ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по Настольному ТЕННИСУ Роман Аваев СССР настольный теннис Саркис Сархаян Сборная СССР по настольному теннису Светлана Гринберг Станислав Гомозков ФНТР Флюра Булатова Чемпионат Европы по настольному теннису Шпрах Эдуард Фримерман Юлия Прохорова журнал настольный теннис кинограмма настольный теннис сборная России по настольному теннису чемпионат Москвы по настольному теннису чемпионат России по настольному теннису чемпионат СССР по настольному теннису юмор настольный теннис